Удивительно, но никто своей вины полностью так и не признает
В Алмалинском районном суде Алматы завершилось главное судебное заседание по нашумевшему делу о создании и руководстве финансовой пирамидой Mudarabah Capital. Фигуранты уголовного дела, в числе которых блогеры Туребаев и Шерниязов, выступили с последним словом, передает «Голос народа».
Ранее в обвинительной речи прокурор Ерлан Куланбаев запросил для вайнеров Туребаева и Шерниязова по 5 лет лишения свободы в учреждении минимальное безопасности. При этом он исключил две статьи из списка обвинений, в том числе за участие в составе организованной преступной группе.
Некоторые потерпевшие высказали недовольство обвинением законодателя. Так, вкладчик финпирамиды Р.Б. обратился к суду от имени всех потерпевших.
По их мнению, фигуранты уголовного дела решили «нажиться за счет рядовых граждан», причинили им моральные и душевные страдания. И вайнеры виноваты в этом не меньше остальных.
«Замысел Бурканова и вайнеров на скорейшее незаконное обогащение дали свои плоды. Малообеспеченные слои населения, не имеющие соответствующего образования, поверив, что им досталась реальная возможность заработать с помощью компании Astex и Mudarabah Capital стали отдавать свои сбережения, собранные за долгие годы. Некоторые оформляли кабальные кредиты, под высокие проценты», - подчеркнул казахстанец.
Кроме того, потерпевший сообщил, что блогеры «лично завлекали» клиентов финпирамиды, используя соцсети.
«Многих клиентов Шерниязов, Туребаев лично завлекали в данную компанию. Используя соцсети, имея большой авторитет и более 3 млн человек подписчиков. Были случаи, когда вайнеры, встречались с некоторыми подписчиками лично…Почему позиция прокурора изменилась именно сейчас…, почему именно сейчас вы решили просить самого мягкого наказания по ст 217 УК РК. Когда максимально предусмотрено 12 лет с конфискацией имущества. Что изменилось такого существенного, что могло произойти? Мы уже не говорим о том, что каким-то чудным образом Туребаев оказался дома на время суда. Из 12 подозреваемых, которые тоже имели права и обстоятельства выйти под домашний арест как Мейржан. Но почему-то им отказывали в ходатайствах», - удивляется мужчина.
Также он заявил, что оба вайнера были «активными участниками» ОПГ, а Туребаев – еще и держателем доли компании Mudarabah Capital.
«Следователями было установлено и доказано, что 30 сентября 2020 года на общем собрании учредителей Туребаев зашел в долю Mudarabah Capital, что подтверждено экспертизой. Он много раз заявлял, что является вкладчиком, но мы прекрасно знаем, что делается это специально, чтобы завлечь клиентов и усыпить их бдительность. Почему он просто сам не вложился и не стал бы рекламировать данную финпирамиду, ведь у Туребаева уже был большой опыт и громкое дело по Ломбард 24, где он также чудом остался на свободе. Мы не хотим повторения этого случая», - напомнил суду мужчина.
Кроме того, по его словам вернуть хотя бы часть денег потерпевшим из всех подсудимых захотел и смог только Жармухамбет Бауржан. Остальные же вели себя на суде высокомерно и даже не попросили у обманутых людей прощения.
Если суд первой инстанции не услышит их, потерпевшие готовы идти дальше и даже писать обращения на имя Президента РК.
«В результате преступной предприимчивости Бурканова и его соучастников - вайнеров Туребаева, Шерниязова по своим масштабам более 160 семей в течение длительного времени обречены на мучения и страдания ожидания возврата своих денежных средств. Объем похищенных средств инвесторов составил более 2 млрд тенге. На протяжении более 1 года участники ОПГ изобретая различные преступные схемы похищения денсредств населения оставались безнаказанными», - от лица потрепевших высказался мужчина.
Он потребовал блогерам назначить столь же строгое наказание, как и основным фигурантам уголовного дела.
Накануне, 19 июня, обвиняемые выступили с последним словом в суде. Подозреваемые заявляют о своей невиновности, перечисляют смягчающие обстоятельства, рассказывают о своих семьях, престарелых родителях, детях, «тяжелых» жизненных обстоятельствах и так далее. Некоторые просят суд назначить им наказание, не связанное с лишением свободы.
Редакция «Голос народа» приводит цитаты последнего слова в суде некоторых обвиняемых.
Рустемов Тимур, бывший финдиректор ТОО «Mudarabah Capital»:
«Я, как и другие потерпевшие, являюсь потерпевшим… Мне ничего не остается кроме как сказать Алмасу (Курмангалиев, подозреваемый – прим. ред) - кровная месть ему обеспечена. И семейная преступная группировка Курмангалиевых в любом случае рано или поздно будет настигнута. Это не на эмоциях, я не угрожаю, я открыто говорю, я понимаю ответственность этих слов. От них пострадало столько семей, людей, включая мою семью, моих родственников. На самом деле я являюсь законопослушным гражданином, у меня также семья и дети, и от действий этих партнёров так называемых, в том числе Мансуровых, Рахимовой, я оказался в такой страшной ситуации»
Туребаев Мейржан, вайнер и учредитель ТОО «Mudarabah Capital»:
«Итак, уважаемый суд, еще раз хочу повториться, что я никого не обманывал, умысла навредить не было, не создавал и не руководил ни одной из компаний. Как показала экспертиза выгоды никакой не имел, сам был обманут, ничего незаконного не совершал, у потерпевших прошу прощения за мою рекламу – не предполагал, что будет такой исход. Искренне говорю, что не хотел кому-либо навредить. Прошу суд вынести справедливое решение»
Курмангалиев Алмас, руководитель ТОО Astex.kz
«Выслушав участников процесса, мнение прокурора, изучив материалы дела, нахожу, что обвинительный акт подлежит признанию незаконным, ввиду неправильного применения норм уголовного закона и несоответствия выводам обвинений, изложенных в обвинительном акте фактических обстоятельств уголовного дела. Выводы обвинения о доказанности вины, а также квалификация действий моих, Мансуровых. Рахимовой, не нашли подтверждения в материалах уголовного дела. Следствием установлено, что Мансуровы, Рахимова являлись номинальными директорами.
- Также прошу учесть наличие малолетних детей, тяжелое заболевание, частичное досудебное, судебное погашение, дальнейшее возмещение несмотря на решение суда. Все это говорит о моем искреннем раскаянии перед потерпевшими… С самых первых дней досудебного производства я предпринимал меры к погашению ущерба. У меня на иждивении находятся трое несовершеннолетних детей, 7, 8, 9 лет, родители пенсионного возраста, и состояние здоровья… Прошу вынести оправдательный приговор…В части предъявленного обвинения в ОПГ я свою вину не признаю… По финпирамиде вину свою не могу признать, так как предпринимательская деятельность у меня была, я никогда не погашал кому-либо вознаграждений за счет взносов других вкладчиков, тем более это не установлено экспертами»
Рахимова Дания, одна из директоров финпирамиды
«Я вину признаю частично, раскаиваюсь. Не было никакого умысла, в ОПГ не состояла никогда. Все следствие и весь суд мне говорят, что я была директором, хоть и числилась директором, номинальным. Я работала менеджером, но таких менеджеров было много. А здесь я нахожусь только из-за того, что на мне числилось директорство несколько месяцев. За этот период фактически был привлечен только один вкладчик в Astex.kz. Если пересмотреть все даты договоров все остальные вкладчики заключали договора не в мой период. Договор был подписан не мной, и я ничего не подписывала, что подтверждает экспертиза. Юридически я ничего не решала….если бы я была директором, в таком случае …В Mudarabah Capital я не работала, в ICD Technology тоже я тоже никем не числилась.
- По поводу позиции прокуратуры, у вайнеров убрали ОПГ – они получали бонусы, еженедельно по 500 тыс, имели выгоду, а я при этом получая зарплату ежемесячно в 300 тысяч, меньше чем они, я получается член ОПГ, у меня есть трудовой договор. Если перед законом все равны, почему это не учитывается?
- С того периода, когда в ноябре вступил в учредители Туребаев все вкладчики, которые убедившись, что он состоит в учредителях, пришли именно из-за этого. То есть, увеличили рост вкладчиков, массовость. С ноября месяца Mudarabah Capital все деньги оставляла себе. И в этот период, я даже номинальным директором не числилась.
- Я частично признаю вину за тот период, когда числилась номинальным директором, именно юридическим, договора я не пописывала. У меня умысла не было, я никого не обманывала, не привлекла ни одного клиента, не обогатилась, наоборот я понесла очень большие моральные материальные потери. Конечно, я только сейчас поняла, что меня использовали, подставили.
- Уважаемый суд я прошу не назначать мне наказание, связанное с лишением свободы, так как у меня ребенок. Здесь находится 10 мужчин их жены, матери их детей рядом с их детьми. И получается, что Бурканов, Курмангалиев Алмас, то что устроили. Курмангалиев подставил меня конечно, что на меня оформили директорство, другие функции были как у других менеджеров. Я ранее проблем с законом не имела никогда, на иждивении ребенок находится, мама, бабушка. Моей бабушке 92 года и если что-либо случится со мной, моя бабушка этого не переживет. Сестра-студентка, мама, сын, ребенок, он и так растет без отца, если еще и меня не будет рядом. Я ни в чем не обогатилась, это было бы известно сейчас. Что устраивали эти люди, Бурканов Руслан, безответственные, люди. Надеюсь на справедливое решение»
Руслан Бурканов, директор ТОО «Mudarabah Capital»:
«Я очень доволен, как прошло это судебное разбирательство. Потому что Mudarabah Capital доказало, что не имеет никакой причастности к краже денег клиентов Mudarabah Capital. Мы деньги не воровали, мы это доказали. На протяжении 6 месяцев мы допрашивали потерпевших, разбирали судебно-экономическую экспертизу, допрашивали свидетелей. И каждый потерпевший в договоре Mudarabah Capital, где черным по белому написано – сторона 1 – это клиент, сторона 2 – Astex. Где Mudarabah Capital выступает агентом…Это о чем говорит, что каждый клиент знал, мы предупреждали, что он является клиентом Astex.
- Мы - Mudarabah Capital обычные агенты, то бишь посредники. Когда мы разбирали судебно-экономическую экспертизу выявилось, что 1,5 млрд налом было передано в Astex. 350 млн тенге было передано безналом. Было передано движимое, недвижимое имущество.
- Я решил действовать по закону. Лучше бы я решил вопрос по-старинке. Вывез бы в багажнике, забрал бы свои деньги. И получил бы срок намного меньше, чем запрашивает сейчас прокурор. Я эти деньги не воровал, наша компания эти деньги не воровала. Ни один из участников Mudarabah Capital даже не заикался. У нас не было ни помысла, ни умысла, ни намерения кого-то кинуть.
- Ваша честь, мы – публичные успешные люди, каждый не просто там работяга с завода, мы заходим учредителями в компанию, рекламируя свою компанию, параллельно запускаем несколько проектов, многие проекты существуют до Mudarabah Capital.
- Напишите и соберите письменное ходатайство (обращаясь к потерпевшим – прим.ред.), дайте письменное, чтобы у всех участников Mudarabah Capital была мера, не связанная с лишением свободы. Чтобы нам дали возможность работать. Если вы требуете крови и по максимуму нас засадить, вы что думаете, вы нас этим накажете что-ли. Мы – мужчины, и тюрьму пройдем, и зону пройдем, и выйдем. Но потом, какой может быть разговор»
19 июня председательствующи судья Камшат Саурова объявила об удалении в совещательную комнату. Датой оглашении приговора по нашумевшему процессу назначено 23 июня.
Напомним, в Алмалинском районном суде практически шесть месяцев продолжался резонансный судебный процесс по запутанному делу финпирамиды Mudarabah Capital. Впервые к ответственности за массовое вовлечение граждан в незаконную деятельность привлечены популярные блогеры.
Ущерб от деятельности финпирамиды Mudarabah Capital оценен в более 2 млрд тенге, деньги переводились на счета компании Astex.kz. Порядка 160 человек числятся пострадавшими. В списке заявлено 205 свидетелей, объем уголовного дела - более 200 томов.
В числе подозреваемых более 10 человек: Рустемов Тимур, Бурханов Руслан, Рахимова Дания, Мансуров Ержан, Мансуров Ерлан, Жармухамед Б., Ча Андрей, Султанбаев Нурлан, Касенов Самат, Курмангалиев Алмас. В том числе казахстанские вайнеры Мейржан Туребаев, Мейирхан Шерниязов и Азимжан Саидбаев.
Блогеров обвинили в создании финансовой пирамиды Mudarabah Capital в феврале 2022 года. Все трое стали фигурантами громкого уголовного дела о создании и руководстве финансовой (инвестиционной) пирамидой в составе ОПГ (организованной преступной группы). Позже Азимжана Саидбаева объявили в розыск. В судебном процессе за все шесть месяцев он участия так и не принял. Как и блогер Саидбаев, другой объявленный в международный розыск подозреваемый Ораз Адилет, также отсутствовал в суде в течение всего процесса.
Прокуратура направила дело в Алмалинский районный суд.
25 мая в суде начался этап оглашения материалов уголовного дела.
13 июня в суде стартовали прения сторон.
8 апреля 2022 года у здания алматинского Департамента полиции прошел митинг вкладчиков финпирамиды Mudarabah Capital.
11 апреля перед зданием МВД в Нур-Султане вкладчица Mudarabah Capital Багила Досмаилова совершила самоподжог. Инцидент прокомментировал замначальника ДП Алматы Рустам Абдрахманов.
26 декабря блогеру Мейржану Туребаеву изменили меру пресечения, он был отпущен под домашний арест.
23 января супруга Шерниязова попросила суд перевести его на домашний арест.
Во время одного из заседаний суда по делу финпирамиды Mudarabah Capital упомянули Баян Алагузову.
Также мы рассказывали, как распределялось имущество пострадавших: «Mersedes - жене, Lexus – отцу»: куда уходило имущество вкладчиков финпирамиды Mudarabah Capital?
30 января совершившая самоподжег вкладчица обратилась к суду с ходатайством об изменении меры пресечения Дание Рахимовой, ранее отпущенной под залог на домашний арест.
Во судебного заседания пострадавшие вкладчики финпирамиды Mudarabah Capital сообщали, что «никто даже не извинился».
Другой владчик финпирамиды пояснял, что на момент подписания договора один из подозреваемых Тимур Рустемов работал директором исламского банка.
Также мы сообщали, что подозреваемый по делу Mudarabah Capital Тимур Рустемов опроверг причастность к исламскому банку.
В мае 2023 года адвокат фигурантов уголовного дела ходатайствовал суду исключить DVD-диски с рекламными роликами с участием вайнеров из списка вещдоков.
В июне 2023 года во время судебного разбирательства в деле Mudarabah Capital засветились иномарки Lexus, Range Rover, Infiniti и другие.
Мы сообщали, что в суде начался этап прения сторон. Прокурор запросил фигурантам уголовного дела Туребаеву и Шерниязову по 5 лет лишения свободы.
Другие материалы по громкому делу о создании и руководстве финпирамидой Mudarabah Capitalможно прочитать здесь.