поиск
×
Казахстан

«Mersedes - жене, Lexus – отцу»: куда уходило имущество вкладчиков финпирамиды Mudarabah Capital?

Фигурантами громкого уголовного дела проходят известные алматинские вайнеры Мейржан Туребаев, Мейирхан Шерниязов и Азимжан Саидбаев

Сауле Саденова
30 января 2023 года в 16:23

«Mersedes - жене, Lexus – отцу»: куда уходило имущество вкладчиков финпирамиды Mudarabah Capital?
Коллаж: Голос народа

В Алмалинском районном суде Алматы продолжается громкий судебный процесс по делу о создании и руководстве финансовой пирамидой Mudarabah Capital. В числе подозреваемых известные алматинские вайнеры Мейирхан Шерниязов, Мейржан Туребаев и Азимжан Саидбаев, передает «Голос народа».

Судебный процесс по резонансному уголовному делу начался 9 января. Все заседания проходят в онлайн-формате под председательством судьи Камшат Сауровой, в открытом режиме.

Кроме многочисленных потерпевших из разных регионов страны, обвиняемых, их адвокатов, в заседании участвует сторона гособвинения в лице прокурора Ерлана Куланбаева.

В запутанном уголовном деле о создании и руководстве финпирамидой обвиняемыми проходят более 10 человек, в том числе известные алматинские вайнеры: Туребаев Мейржан, Шерниязов Мейирхан, Рустемов Тимур, Курмангалиев Алмас, Бурханов Руслан, Мансуров Ержан, Мансуров Ерлан, Жармухамед Б., Рахимова Дания, Ча Андрей, Султанбаев Нурлан, Касенов Самат. Ранее объявленные в международный розыск подозреваемые Ораз А. и Саидбаев А. отсутствовали на заседании.

От деятельности финпирамиды пострадали порядка 160 человек. Сумма ущерба исчисляется миллиардами тенге. Большинство вкладчиков на протяжении всего процесса настаивают, что вложили десятки тысяч личных денег, кредитных средств в неизвестную компанию, после просмотра рекламы алматинских вайнеров.

Из числа пострадавших есть и те, кто продал квартиры и машины, чтобы стать клиентами финпирамиды.

Продала квартиру и вложила 26 тыс евро

Во время очередного заседания 26 января потерпевшая Айгуль Отарбаева из Алматы рассказала суду, что в ноябре 2020 года продала квартиру и вложила 26 тысяч евро в финпирамиду, о которой узнала через знакомых. С мужем они посетили офис Astex в Алматы, где познакомились с подозреваемыми Алмасом Курмангалиевым и Данией Рахимовой. Позже она увидела передачу о финпирамиде по одному из телеканалов.

«Алмас Курмангалиев показал все сводки, документы, печати. Сказал, что многие вкладывают деньги, делают оборот, что надежная компания, команда работает. Сказал, что он руководитель, сотрудники все его, что сколько лет мы работаем в этой сфере, тендеры, что все халяльное, что на телевидении была реклама. Мне Алмас Курмангалиев сказал, что это наша команда. Он убедил нас в том, что порядочные. Мы деньги тогда не вложили, уехали. Потом по телеканалу Astana показали ролик, была передача вещала, что есть такой проект, мусульманский халяльный бизнес, там была реклама Astex. Примерно через неделю мы собрали деньги, продали квартиру и вложили 26 тысяч евро», - пояснила казахстанка.

Она отметила, что в договоре для выплаты дивидендов был указан период в месяц, им выплатили сумму в несколько тысяч евро через дней 40, после звонков и обращений. Больше компания дивидендов пострадавшей не выплачивала.

«Мы где-то через 40 дней получили деньги. По курсу 504 тенге, сумма была более 1 млн тенге. Один раз получили дивиденды и больше не получали», - заявила пострадавшая.

Вкладчице деньги так и не выплатили. Когда она пыталась поговорить с учредителями лично в офисе, охрана ее уже не впустила.

«Мы продали квартиру, хотели вложиться, заработать. Я еще их предупредила, сказала, что деньги вкладываю только на три месяца, потом мне деньги нужны, буду покупать квартиру. Они сказали, в любое время сможете забрать. Потом я им сказала, вот у меня купля-продажа. Завтра я уже с квартирой договорилась, давайте мне мои деньги. Они мне завтра-послезавтра, так и все нету. И я без жилья осталась», - добавила Айгуль Отарбаева.

Вкладчица также ответила на вопрос адвоката, какие функции выполняла в финпирамиде подозреваемая Дания Рахимова.

«Она брала деньги, выдавала деньги. Сумму нам выдала в кабинете Алмаса. Они мне сказали, 31 марта (рассчитаются – прим.ред), дали гарантийное письмо. Дания Рахимова отнесла на подпись Ержану Мансурову (подозреваемый – прим.ред) и принесла мне», – заключила потерпевшая Айгуль Отарбаева.

«Вложил 210 тысяч долларов, около 60 млн тенге и три иномарки»

Еще один пострадавший от деятельности финпирамиды Хамид Хабибуев из Алматы рассказал суду, что в феврале 2020 года сделал первый взнос - 10 млн тенге в компанию Astex. Затем последовали многомиллионные вклады отдельными траншами в размере 60 млн тенге и единовременный вклад в 210 тыс долларов. В 2020 году в счет взносов были переданы автомобили Mersedes GL450, Lexus LX450, Range Rover.

«В феврале мой брат рассказал о компании. В офисе нас встретил Алмас Курмангалиев. Он рассказал, что давно занимаются тендерами. На столе у него лежала папка с документами, сказал, что это выигранные тендеры, каждый день у нас папка пополняется, посмотрите, там сумма лотов. Я заинтересовался, на следующий день поехал вложил. Через месяц получил дивиденды, полностью снял всю сумму. Как раз начался локдаун, период пандемии. Алмас сказал, что у них направление медицина и образование, что маски завозят. Тогда я начал активно вкладывать деньги. Параллельно у меня были машины, я отдал ему, тоже в зачет вкладов. Просто указывали период, что маржу я мог снимать, а вложенные средства не мог. Вложил Mersedes GL450 2012 года, потом отдал Lexus LX450 2012 года, который числится, он сказал, что для отца хочет. Он отправил нотариуса, написали гендоверенность на человека, они тогда на его мать оформили. Сейчас она до сих пор числится на ней. Пользуясь случаем ходатайствую, чтобы мне машину хотя бы вернули. Еще Range Rover я давал, помимо этого денег много вложил», - сообщил алматинец.

По его словам, позже он переоформил договор на еще одну компанию ICD Technology, затем узнал о создании еще очередной компании Musharakah и переоформил договор на эту фирму.

«Как я понял, брату платили дивиденды за привлечение людей. Они позже создали еще одну компанию Musharakah. Я выбрал Musharakah. Когда с ICD Technology переоформляли договор на Musharak договор, мы писали расторжение. Нам так сказали сделать. Когда поднялся шум, что Алмас Курмангалиев сбежал, написал на него заявление. Естественно, ответственным я считаю Алмаса. Непосредственно ему я отдавал и деньги, и машины. Единственно через Musharak нам дивиденды выдавали», - рассказал казахстанец.

Хамид Хабибуев сообщил, что итого он заключил 19 договоров. При этом деньги перечислялись на счета Astex, где руководителем была подозреваемая Дания Рахимова.

«На Astex я переводил, там Дания Рахимова числилась директором. Когда началось все это, принес нотариальное уведомление на подпись. Потому что деньги взыскивать с ТОО на ТОО другая процедура. Она взяла и зачеркнула, сказала это не я, Алмас директор. Когда я переводил деньги, она была директором. Но она сказала, обратись к другому. Печать на уведомление мне так никто и не поставил. Так и осталось все. В настоящее время мой ущерб ориентировочно 92 млн. У меня 19 договоров, не считая Musharakаh», - заметил пострадавший.

Он пояснил, что итого им было вложено порядка 70 млн тенге и 210 тысяч долларов.

«В первый раз вложил 10 млн тенге в феврале 2020. Получил дивиденды 12 млн тенге. Второй раз в марте 2020 года вложил 15 млн. Через некоторое время 26 марта 9 млн. 16 апреля 10,4 млн тенге. Далее в конце апреля переоформил на знакомого Алмаса Курмангалиева Mersedes GL450 2012, автомобиль оценили в 14 млн тенге. В конце апреля переоформил автомобиль марки Lexus LX450 2012 года 20,5 млн, затем Range Rover на сумму 8,8 млн. Далее передал сумму в $210тыс. В июле 2020 года перевел со счета своего ТОО денежные средства в размере 30 млн тенге», - пояснил алматинец.

На вопрос судьи о дивидендах, Хамид Хабибуев рассказал, что получил вознаграждения итого в размере 170 млн. Общую сумму ущерба оценил в 92 млн тенге.

«Это было параллельно, это были новые договора. Деньги появляются, чем они лежат я дальше вкладывал. Часть получается вложил деньгами. Он сказал Mersedes GL450 2012 жене подарю, Lexus LX450 2012 года отцу. В общем вложил 262 481 817 долларов, курс доллара тогда был 410 тенге. Вместе с дивидендами получил 170 млн 107 тыс 523 тенге», - резюмировал Хамид Хабибуев.

Напомним, по данным следствия, сумма ущерба от деятельности компании Mudarabah Capital превышает 2 млрд тенге. Деньги переводились на счета компании Astex.kz. Количество постравших составляет порядка 160 человек. Объем уголовного дела - более 200 томов, в списке обвинения заявлено 205 свидетелей.

В феврале 2022 года известных алматинских блогеров Мейирхана Шерниязова, Мейржана Туребаева и Азизжана Саидбаева обвинили в создании финансовой пирамиды Mudarabah Capital. Все трое стали фигурантами громкого уголовного дела о создании и руководстве финансовой (инвестиционной) пирамидой в составе организованной преступной группы. Прокуратурой Алматы дело было направлено в Алмалинский районный суд. Азимжан Саидбаев был объявлен в розыск. 

8 апреля 2022 года вкладчики финпирамиды Mudarabah Capital провели митинг у здания алматинского Департамента полиции. 

11 апреля вкладчица Mudarabah Capital Багила Досмаилова совершила самоподжог перед зданием МВД в Нур-Султане. Замначальника ДП Алматы Рустам Абдрахманов прокомментировал самоподжег вкладчицы. 

26 декабря по ходатайству вайнера Мейржана Туребаева отпустили под домашний арест.

23 января жена Шерниязова попросила перевести блогера на домашний арест из-за тяжелого финансового положения семьи. 

Во время одного из заседаний суда по делу финпирамиды Mudarabah Capital упомянули Баян Алагузову.

Новости партнеров

Вам будет интересно