поиск
×
Аналитика

Многие ТЭЦ Казахстана бесполезно модернизировать – они уже отработали свой ресурс – эксперт

Государство выделило 70 млрд тенге на модернизацию самых изношенных ТЭЦ

Сая Тауекелова
30 мая 2023 года в 11:35

Многие ТЭЦ Казахстана бесполезно модернизировать – они уже отработали свой ресурс – эксперт
фото: Голос народа

В феврале 2023 года правительством Казахстана утверждена дорожная карта по обеспечению перехода на новую тарифную политику под названием «Тариф в обмен на инвестиции», направленную на улучшение текущего состояния электростанций, электрических и тепловых сетей, а также котельных.

Если смотреть объективно, то «Тариф в обмен на инвестиции» это попытка государства изыскать средства на ремонт устаревших и аварийных объектов, чтобы избежать повторения теплоэнергетических коллапсов минувшей зимы, однако, эта инициатива воспринята неоднозначно, вызвала активные дискуссии среди экспертов и широкой публики.

Чтобы прояснить ситуацию, пролить свет на непонятные места «Голос народа» обратился к экспертам. На наши вопросы отвечает исполнительный директор по развитию энергетической отрасли Ассоциации KAZENERGY Дамир Нарынбаев.

- Расскажите, пожалуйста, вкратце, в чем суть программы «Тариф в обмен на инвестиции»?

- Минувшая зима наглядно и жестко продемонстрировала, что может произойти, если не обеспечивать необходимое финансирование тепло и электроэнергетики, не вкладывать средства в своевременный ремонт, реконструкцию, не уделять внимания модернизации.

Согласно публичной информации проведенного независимыми экспертами аудита, износ отечественных ТЭЦ составляет от 30 и до 95 процентов. Средний износ сетей теплоснабжения зафиксирован на уровне в 54 процентов — это 7,5 тысяч километров труб, которые требуется заменить, чтобы не допустить повторения аварий Экибастуза или Риддера.

Государство выделило почти 70 млрд тенге на модернизацию самых изношенных, со степенью износа свыше 75 процентов ТЭЦ, а также на реконструкцию части тепловых сетей, но этих средств очевидно будет недостаточно, да и разовый точечный ремонт всех накопившихся проблем никак не решит.

Поддержание инфраструктуры в работоспособном и надежном состоянии — это системная работа, требующая стабильного, и главное – достаточного финансирования. В связи с этим министерство энергетики Казахстана предлагает выход - перейти к практике установления тарифов «в обмен на инвестиции».

- И в чем конкретно суть?

- Программа «Тариф в обмен на инвестиции» предоставляет компаниям, инвестирующим в энергетический сектор, возможность повышения тарифов на электроэнергию. Это даст возможность сектору привлечь инвестиции, обновить инфраструктуру, что в свою очередь должно повысить надежность и устойчивость энергосистемы.

Обновленная и эффективная энергетическая инфраструктура может способствовать снижению операционных расходов и, следовательно, предотвращению резких повышений цен на электроэнергию в будущем.

- Согласно данным техаудита, и как вы сами сказали, износ ТЭЦ и сетей сильно разнится. Где-то износ 35 процентов, а где-то дымовые трубы обрушиваются. Как будет решаться вопрос об обоснованности выбора, ремонтировать или модернизировать?

- Программа может предусматривать повышение тарифов на электроэнергию для компаний, инвестирующих в энергетическую инфраструктуру. Исходя из текущего состояния энергетических объектов РК – в модернизации, ремонтах, обновлении, то есть в деньгах на эти цели нуждаются электростанции, электрические и тепловые сети, ТЭЦ и котельные.

Но многие ТЭЦ Казахстана отработали 50 и более лет. Они старые, некоторые очень старые, даже ветхие. К ним сложно применить современные экологические, и иные стандарты, а некоторые сложно, а может даже невозможно, бесполезно модернизировать – они уже отработали свой ресурс.

По итогам проведенного технического аудита станций важно понимать, а нужно ли проводить «глубокую» модернизацию технически и морально устаревших ТЭЦ, или лучше и дешевле, перспективней построить новые, со скрупулезной оценкой экономических, экологических и всех прочих факторов.

По электрическим и тепловым сетям может быть применен примерно такой же подход. Здесь на законодательном уровне закреплена разработка инвестиционных программ, однако эти программы должны в полной мере отражать технические требования. К примеру, если положено заменять определенное количество километров линий или перекладывать определенный километраж трубы, то это должно обязательно включаться в программу.

- То есть для того, чтобы отремонтировать, обновить отечественную энергетическую инфраструктуру, требуется поднять тарифы для потребителей? Но кто будет решать, обоснованны ли вообще такие заявки на повышение тарифов? Кто и как будет контролировать расходование средств, пошли ли они на модернизацию, а не куда-то еще?

- Если мы посмотрим на программу «тариф в обмен на инвестиции» 2009-2015 годов, то основная критика была сосредоточена именно в контроле и экономической оценке проводимых мероприятий.

Контроль над реализацией подписанных инвестиционных проектов — это основополагающая процедура, и здесь необходимо повысить роль и ответственность министерства энергетики, Госэнергонадзора.

Также целесообразно привлечь дополнительные организации, которые будут подтверждать, что предусмотренные программой мероприятия были выполнены не только с точки зрения технического аспекта, но также с точки зрения экономики - как и куда были потрачены полученные на инвестиции денежные средства, чтобы их не пустили на дивиденды акционерам. Такие примеры уже есть в банковской сфере.

- Сможет ли эта программа действительно решить проблемы в сфере энергетики Казахстана?

- Чтобы программа «Тариф в обмен на инвестиции» достигла своих целей, необходимо учесть критику и вызовы, которые с ней связаны, и принять меры для обеспечения прозрачности, сбалансированности и учета интересов всех заинтересованных сторон.

Важно услышать разные мнения и обратить внимание на проблемные аспекты, о которых говорят критики.

Качественное выполнение этой задачи является основой для честного и прозрачного определения необходимого уровня инвестиций в проведение модернизации действующих энергообъектов.

Также необходима прозрачность в процессе определения тарифов и контроле за использованием инвестиций.

Это снимет опасения относительно возможных злоупотреблений, обеспечит доверие к программе и позволит программе реализовать свой потенциал, и стать действительно реальной вехой.

Тут важно подчеркнуть, что ремонт, модернизация, обновление отечественной энергетической инфраструктуры имеет стратегическое и долгосрочное значение. И «Тариф в обмен на инвестиции» это важный шаг на пути выстраивания эффективных, прозрачных и честных взаимоотношений между производителями и потребителями.

Новости партнеров

Вам будет интересно