поиск
×
Общество

Кто ответит за разрушенный Алматы и причем здесь строительное лобби – эксперты об опасности землетрясения

Последствия землетрясения в Алматы будут куда страшнее, чем в Турции

Сауле Саденова
21 февраля 2023 года в 15:24

Кто ответит за разрушенный Алматы и причем здесь строительное лобби – эксперты об опасности землетрясения
Коллаж: «Голос народа»

Катастрофические по своим масштабам землетрясения в Турции и Сирии, в очередной раз напомнили казахстанцам о высокой сейсмоопасности сразу в нескольких регионах страны. Алматинская агломерация – cамая густонаселенная часть Казахстана, также как и южная столица находится в зоне повышенной сейсмичности. Эксперты рассказали «Голос народа» почему несмотря на все гарантии и заявления с высоких трибун, без неотложных мер мегаполису грозит еще большее стихийное бедствие, чем произошедшее 6 февраля в Турции. 

Сильнее, чем в Спитаке

Казахстанский сейсмолог Мухтар Хайдаров убежден, в случае ситуации подобно той, что произошла в Турции, жертв в Алматы будет в разы больше, потому как сам Алматинский регион сейсмоопаснее.

«Конечно нельзя сравнивать, где больше пострадают люди. Каждая человеческая жизнь бесценна. Но наш регион более сейсмоопасен, чем Анатолийское побережье», – отмечает сейсмолог.

Мощность землетрясения в Турции оценивается специалистами в 7,5 – 8,5 баллов. При этом, как напоминает эксперт, Алматы в прошлом пережил целый ряд разрушительных ударов стихии. Самое сильное из них – Кеминское 1911 года, с интенсивностью в эпицентре 10-11 баллов.

Это землетрясение считается сильнейшим в Центральной Азии. С тех пор, сильных землетрясений в регионе не было.

«Можно перечислить по годам: примерно сто лет назад – в 1887 Верненское землетрясение, следом 1889 год - Чиликское, 1911 – Кеминское. Прошло около 111 лет. Плюс в 1978 году, 1970-м были поменьше. В центре города было 8 - 10 баллов, в горах 12 баллов. 12 баллов – это капитальное изменение, образование нового рельефа. Например, моренные озера в горах, которые грозят Алматы селями, образовались во время землетрясений в 20 веке. У нас были такие землетрясения. В Турции по баллам, данным экспертов, по силе было мощнее, чем в Спитаке. Спитак и Турция - очень похожие зоны. Анатолийское нагорье, древние вулканические образования, поэтому в обоих случах были масштабные разрушения», – отмечает Мухтар Хайдаров.

Как лед весной

Алматинский регион эксперты считают более древним, с другой тектоникой.

«Наш регион находится на Индийской плите. Здесь она как бы наезжает на Евразийскую. Когда-то так были образованы Памир, Тянь-Шань. Потом мы стоим – последний рубеж. Наш регион останавливает все это. В геологии называется Казахская складчина, она сдерживает напор молодой активизации, которая идет с юга на север, путем давления Индийской плиты», – подчеркивает эксперт.

Если в Турции землетрясения были вызваны сдвигом подземных плит, то в Алматы плиты наезжают друг на друга. С этим связаны опасения сейсмологов о больших жертвах среди населения.

«Землетрясения в Турции 6 февраля имеют сдвиговый характер. Да, там были большие амплитуды, и они вызвали такие разрушения. Но у нас при аналогичных амплитудах плиты будут не сдвигаться вдоль, а упираться друг в друга «лоб в лоб». Два континента Индийский и Евразийский наезжают друг на друга, идет процесс, похожий на торошение льдам», – объясняет сейсмолог.

Качество строительства, массовые разрушения жилых домов наглядно демонстрируют фото- и видеоматериалы из пострадавших регионов.

В зоне риска – не только Алматы

По словам Мухтара Хайдарова, кроме Алматы в Казахстане высокая сейсмичность характерна Восточному Казахстану, а также Южно-Казахстанской области. Причем сейсмичность Восточно-Казахстанской области практически не изучена, несмотря на более холодный климат и вероятный низкий процент выживаемости пострадавших в случае разрушения зданий зимой.

«Сильные землетрясения происходят довольно редко. В мире, только Японию довольно часто трясет. У нас все-таки реже. Но от этого нам не легче, наоборот это нас расслабляет. При этом я могу сказать, что, к примеру, в Алматы слабые толчки есть каждые полчаса», – заявляет эксперт.

Сейсмология «умерла»

По словам эксперта, несмотря на известный факт об обширных сейсмоопасных зонах в Казахстане, сейсмология в стране практически не изучается. К тому же снижены требования к возведению зданий, что может говорить и о строительном лобби.

«У нас упали требования к строительству, наша казахстанская сейсмология вообще умерла. С 1 января вроде их вообще распустили и преобразовали сейсмологические экспедиции в одно ТОО. Строительные нормы расшатались, возможно в угоду строителям. Нужна трагедия, наподобие той, что произошла в Турции, чтобы ответственные лица вспомнили, что у нас действительно очень сейсмоопасный регион», – с горечью отмечает Мухтар Хайдаров.

Строительное лобби и застройка тектонических разломов

Глядя на карту Алматы сейсмолог подтверждает опасения многих казахстанцев: все безопасные зоны предгорья были застроены еще во время СССР, современные же здания, в том числе множество новых жилых комплексов Алматы в большинстве своем почему-то были возведены прямо на тектонических разломах.

«Речь идет о максимизации прибыли. У нас строят дома где попало и быстро. А потом вообще высняется, что это зона разлома. Более того, сейчас свободными остались только зоны разломов и на них очень быстро строят высотки по 20 этажей. Строят впритык по 5-6 новых домов так, что можно из одного окна проложить доску в соседний дом. Не выходя на улицу можно усроить себе мост», – удивляется сейсмолог.

Выдержит ли Алматы?

Основной вопрос, волнующий горожан - готов ли все-таки Алматы к сильным подземным толчкам, эксперт прокомментировал аналогией с Верненским землетрясением.

«100 лет назад город Верный подвергся разрушительному землетрясению. Тогда погибло относительно небольшое количество населения. Город Верный выдержал удар. Но сейчас, в Алматы, населения, зданий, высоток стало примерно в 100 раз больше», – сравнивает Мухтар Хайдаров.

С ростом населения в Алматы без сомнений выросло и количество потенциальных жертв стихии.

«Есть термин в сейсмологии «уязвимость». Так вот наша уязвимость по сравнению с тем временем выросла примерно в 100 раз. При этом меры защиты населения никак не выросли. Даже обучения простого я не наблюдаю. Ранее я сам участвовал в обучении, мы ходили по школам, учреждениям», – говорит наш собеседник.

Кроме того, в Алматы в связи с массовой застройкой осталось мало мест для сбора при ЧС.

«К сожалению, по городу идет масштабное сокращение свободных мест, тех же детских площадок, на которые делает ставку МЧС. Они посчитали все школы и решили, что это будут центры по сбору населения. Но у меня нет уверенности, что общественность в курсе всех этих нововведений. Может я просто не знаю, по крайней мере. Мы должны вспомнить, что были бомбоубежища, и во всех подземнымных сооружениях, подчеркну, тех, что строятся по всем инженерным правилам, в них уменьшается балльность как минимум в два раза. То есть подземные сооружения это те места, где можно спастись, особенно зимой», – отмечает эксперт.

К примеру, таким убежищем для горожан может стать метро. Поэтому сейсмолог поддерживает все инициативы акимата по расшрению подземки.

В то же время есть еще один немаловажный фактор катастрофы для нашего региона – климат. По словам Хайдарова, сценарий спасения людей из-под завалов на третьи, пятые, седьмые сутки, в условиях Казахстана практически невозможен. Очень низкие температуры зимой, особенно ВКО не оставят шансов для спасения уже через несколько часов после разрушения зданий. 

«Я наблюдаю, что международная помощь в Турцию пришла только на второй-третий день. А за три дня без воды, медпомощи, огромное количество жертв может быть. Если тем более это будет зима. Я бы советовал всем иметь хоть какой-то запас воды, это не так сложно. И хоть какие-то средства первой помощи», –  рекомендует сейсмолог.

Анализ зданий

По мнению сейсмолога, землетрясение в Турции должно стать уроком для казахстанских строителей и ответственных лиц, а в сейсмоопасных регионах необходим тотальный анализ всех зданий.

«Меры по анализу и мониторнингу зданий - целая отрасль. Они включают ультразвуковую просветку. К примеру, в Москве это делается на регулярной основе. Есть научно-исследовательский институт, у нас скорее всего нет. Если вы будете просвечивать здание, ставить на них GPS-датчики или наклономеры, это и будет хорошая проверка состояния зданий. Это все необходимо делать уже сейчас», - убежден эксперт.

По его словам, результат слабого конроля в строительной сфере – десятки тысяч жертв в Турции. В Казахстане в ближашее время необходимо вернуть жесткие строительные нормы, с категорическим запретом на возведение зданий в зонах разломов.

«Практически постоянно поступают сведения о некачественной стройке. Во всяком случае в Алматы. К примеру, в СССР был очень жесткий контроль за этажностью и качеством строительства зданий. Строительство зданий в 5 этажей уже обсуждалось. Потом 9-этажки начал строить АДК. Но тогда все же был иной подход. Мало того, что плиты сделаны в заводских условиях, так еще и на морозе стройка была запрещена, потому что цемент от холода теряет свойства. Это что касается советских хрущевок и 9-этажек. Но сейчас здания строят впритык друг к другу или к уже имеющимся домам!» – говорит эксперт.

По его мнению такой подход в первую очередь создает большой риск для жизни людей.

«Нам сейчас говорят, здание не развалится. Ну не развалится, набок ляжет. Людям от этого легче? Хорошо, мы живые, но здание пропало, деньги исчезли, все имущество уничтожено. Это в самом лучшем случае. Им главное построить, деньги получить – и до свидания. А все риски повесят на население и акиматы. Это же скрытая форма воровства», – ругает безответственных строителей сейсмолог Хайдаров.

В Турции сейчас ищут и арестовывают строителей, сдавших некачестенные здания на юго-востоке страны. Но это точно не вернет умерших людей и вряд ли уменьшит горе выживших.

Узкие улицы ведут к увеличению жертв

Не считает самый крупный мегаполис Казахстана готовым к землетрясению и алматинский архитектор Ерлан Сакипов.

«Уже 100 лет не было сильных землетрясений, отдельные толчки раз в 5-10 лет нас расслабили. У нас нормативная документация, требующая, качественное проектирование строительства, на сегодняшний день действующая. Но как это обычно бывает, жесткость законов компенсируется необзятельностью их исполнения. Поэтому много вопросов, именно к исполнению этих нормативных требований, к управлению процессом строительства в городе и в целом в сейсмоопасных зонах Казахстана», – подчеркивает экперт.

Архитектор отмечает: в Алматы, массово застраиваемом высотками, в отличие от турецких городов практически нет широких дорог. В условиях ЧС это может затруднить спасение людей.

«Качество строительства разное. В Турции после подземных толчков было большое количество афтершоков, они также повлияли на устойчивость зданий. Даже если здание стоит, не факт, что его контструкции не находятся в критическом состоянии. Любой последующий толчок может стать критичным и привести к разрушению здания. И если оно еле как на последнем дыхании стояло, этого было достаточно, чтобы оно сложилось. Другой вопрос – возможность проведения спасательных операций в зоне бедствия. И здесь сравнение не в пользу Алматы. Судя по тем кадрам, что мы видим, разрушенные в Турции города не такой плотной застройки, как сейчас Алматы», – отмечает архитектор.

Плотная застройка и узкие улицы может привести к тому, что нас просто некому будет спасти.

«Транспортные пути сейчас почти полностью застроены, много узких участков дорог, с высокоэтажными объектами вдоль них. Улицы города будут завалены и большинство тех, кто останется в живых в течении нескольких дней будут предоставлены сами себе», – подчеркивает эксперт.

В то же время сейчас идет обсуждение генплана  Алматы и агломерации. По этому документу экспертное сообщество и проектировщики задавали много и проектировщики и до ЧС в Турции, сейчас же, как предполагает архитектор, вопросов станет еще больше.

К примеру, по словам архитектора, согласно строительным нормам, от края проезжей части до фасада многоэтажки должно быть около 8 - 10 метров. Это минимальное расстояние необходимое для проезда спецтехники в случае ЧС и эвакуации людей. Кроме того, в сейсмоопасных зонах Казахстана у каждого здания должна быть определена зона обрушения. Эти нормы в мегаполисе зачастую нарушаются.

НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДА И ЗАПРЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА

Кроме прочего вопросы специалистов возникают и по поводу тотальной застройки города многоэтажками, искусственно провоцирующими рост населения.

«Строительный бизнес ежегодно с воодушевлением рапортует – город разрастается, каждый год мы сдаем более 2 млн квадратных метров жилья. А есть ли в этом смысл. Во-первых мы уплотняем город. В условиях нехватки широких улиц, дорог, дворовых территорий, траспортной, инженерной сети. В том числе нехватки спасательных участков оборудования, техники, возможности частей для доступа во все районы города. В тч. предгорные районы, где вообще надо запретить строительство», – заявляет Ерлан Сакипов.

По мнению эксперта, в предгорных районах мегаполиса строительство необходимо вовсе запретить.

«Я считаю, что южнее аль-Фараби, Жандосова, Кок-тобе это фактически ополне- селеопасная зона. Там строить категорически нельзя. Надо запретить. Тем более, кто будет отвечать за последствия. Мы не готовы отвечать. Очень много сменилось акимов, чиновников и тп. Но населению на это будет все равно. Отвечать за жертвы среди населения придется», – отмечает эксперт.

Однако вопреки расхожему мнению нельзя сказать, что абсолютно все объекты строительства ведутся незаконно – попросту потому, что сегодняшние законы позволяют их возводить по тем нормам, некоторые из которых были категорически запрещены. К примеру – строительство на тектонических разломах.

«Мы не можем говорить, что строительство ведется незаконно - наши законы не конкретизируют эти требования, ограничения. Но мы можем говорить, что оно построено участках, потенциально подверженных тому же оползню. С этой точки зрения может надо запретить его дальнейший ремонт, реконструкцию или эксплуатацию на какой-то период. Оставить, чтобы здание доживало свой век, с последующим сносом. Вопрос в том, насколько правомерно было построено это здание, какими юридическими актами было узаконено и так далее. Кто будет крайним в случае обрушения такого здания, если наши законы написаны так, что их можно легко обходить, не нарушая закон. К примеру, строительство в зоне разломов. Удивительно, но наш основной СНиП по застройке в сейсмических районах, также прямо не запрещает строительство. А необходимо, чтобы запрет был конкртено прописан. И он должен быть прописан. В зоне тектонических разломов запретить любое строительство. В этих местах только рекреационные зоны, транспортная, возможно инженерная инфраструктура. Я не вижу смысла в застройке каждого свободного клочка земли, что у нас больше нет территорий, где можно строить. Этим пользуются и чиновники, и девелоперы», – убежден эксперт.

Разломы

Архитектор Сакипов, так же как и сейсмолог Мухтар Хайдаров удивлен застройкой территории тектонических разломов в мегаполисе.

«Часто вижу, что прямо на тектонических разломах запроектированы будущее жилое многоэтажное строительство. Задаешь вопросы зачем, отвечают - ну мы же со спецтех условиями, занчит имеем право. Опять же это и средства госбюджета, если это социальное жилье, или инфраструктура, это и общественное здание, которое в случае ЧС наоборот должно быть центром квартального сосредоточения спасателей, людей, для оказания помощи. Вплоть до того, что поставили там мечеть вместимостью в несколько тысяч человек. То есть если она сложится с этими людьми, о чем думают ответственные лица?» - вопрошает архитектор.

Архитектор Сакипова напоминает, что какого бы качества не было здание, оно не устоит, если разлом проходит под строением - жить в таком здании опасно. Причем заверения девелоперов, что здание построено, к примеру из монолита и выдержит 9 баллов условны.

«Обещать можно что угодно. На самом деле никто не проверял, экперименты не проводил насколько устойчиво это строение. Здание, коробка, может быть оно бы и устояло, но из-за того, что основание будет ослаблено, почва может поменять рельеф, строение той же коробкой может упасть. И эти случае мы наглядно видели в Турции, когда большие многоэтажки валились набок, фасадом валились на землю», – отметил эксперт.

Ненадежное старое

Эксперт прокомментировал популярное мнение о безопасности домов, построенных до 1970 годов. Он отмечает - убеждения ошибочны и могут стоить жизни их жителям.

«Совершенно неправильные тезисы. Нельзя сказать, что все здания, до такого-то года были сейсмоустойчивы. Наоборот, они построены по тем нормативным требованиям, которые на сегодня устарели. Сегодня требования в несколько раз выше. Какие-то здания проходили капитальный плановый ремонт, эксплуатационный расходы велись по ним, другие построены и больше никто их не проверял. Поэтому относительно новое здание, 20-летней давности может быть критическим, ослабленным, как и 60-70-летние дома», – отмечает Ерлан Сакипов.

Что делать?

Эксперт предложил ряд мер, которые необходимо принять в ближайшее время:

1. Инспекция зданий. Проверка подъездных путей, возможностей проезда спецтехники в случае ЧС.2.Инспекция новых зданий, многоэтажек.

3.Определение «Желтых зон», плана эвакуации и мест сбора при ЧС.

«Имеющиеся планы эвакуации, выход на лестничную клетку рассчитаны на случаи пожара или задымления. Но при землетрясении этот план не работает. На лестничную клетку нельзя выходить. С 30 этажа даже если быстро бежать – не успеете. Рскуете попасть в зону обрушения», – заключил Ерлан Сакипов.

После разрушительного землетрясения в Турции с десятками тысяч жертв стихии, опасения о сейсмостойкости зданий, безопасности жителей Алматы высказали и депутаты сената. Ужесточатся ли строительные нормы и требования, а также какие меры примут ответственные лица в сейсмоопасных регионах пока неизвестно. Между тем, в самом крупном и густонаселенном мегаполисе страны несмотря продолжается уплотняющая застройка жилых кварталов новыми высотками. Кто все-таки будет ответственным за вероятные жертвы среди населения в случае массового обрушения высотных зданий во время ЧС в Алматы пока никто из должностных лиц этот вопрос точно не пояснил.

Новости партнеров

Вам будет интересно