поиск
×
Общество

Эхо январских событий, или Слив бюджета: как на «кладбище» автобусов ржавеют миллиарды

В 2017 году покупка 343 автобусов обошлась бюджету в 11,8 млрд тенге

Сауле Саденова
18 июля 2023 года в 14:12

Эхо январских событий, или Слив бюджета: как на «кладбище» автобусов ржавеют миллиарды
Фото: «Голос народа»

«Кладбище» автобусов в поселке Жетыген Алматинской области оказалось в центре внимания казахстанцев – ранее фотографии площадки с ржавеющим под открытым небом общественным транспортом облетели Казнет. В пабликах и соцсетях жители задаются вопросом: почему купленные за сотни миллионов бюджетных тенге автобусы вместо ремонта отправлены на свалку доживать свой век? Сколько всего здесь автобусов, что по этому поводу говорят в «Алматыэлектротрансе» и причем здесь январские события, в материале «Голос народа».

Поселок Жетыген, расположенный в 70 километрах от Алматы, стал ньюсмейкером большинства казахстанских СМИ и пабликов – все из-за местного «Кладбища автобусов». Именно так жители называют автостоянку с гниющей и разваливающейся под открытым небом техникой. Фото и видео парковки с сотнями неисправных автобусов, опубликованные в соцсетях одним из блогеров, шокировали казахстанцев. Вопросы появились и к акимату мегаполиса, и к ТОО «Алматыэлектротранс» - владельцу транспорта.

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Как известно, жители 19-миллионного Казахстана, через 30 с лишним лет после обретения независимости, так и не обеспечены в полной мере достойным общественным транспортом.

В разных регионах граждане периодически сообщают о старых и грязных железнодорожных поездах, неразвитых маршрутах, а также переполненных междугородних и городских автобусах.

Особенно остро эта проблема стоит в самом крупном мегаполисе страны – Алматы.

Для алматинцев поездка на общественном транспорте в часы пик зачастую становится настоящей пыткой. Переполненные автобусы с неработающими кондиционерами в летний зной – испытание не для слабонервных.

Тем более удивительным фактом стала для жителей история с сотнями единиц списанного общественного транспорта, который почему-то вывезли за десятки километров от южной столицы – на свалку техники в Жетыген.

Само так называемое «Кладбище автобусов» - значительная по площади охраняемая территория, с высоким забором, обнесенным колючей проволокой.

По периметру стоянки установлены камеры видеонаблюдения.

Площадка расположена между небольшой улицей с жилыми домами с одной стороны и ручьем с другой.

Недалеко от этого места находятся базы по хранению нефтепродуктов одной из сети заправок.

Несмотря на высокий забор, стоянку общественного транспорта видно издалека – некоторые автобусы сложены друг на друга и возвышаются и над забором, и над соседними домами.

Территорию охраняют также с помощью собак – об этом нас сразу предупредила охрана. После шумихи в СМИ и соцсетях, кузетовцы, видимо получили дополнительные инструкции. Нас не согласились запустить на территорию «кладбища» ненужных автобусов ни на минуту. Да и потом, пока мы ходили по соседней улице, охранники следили за нашими передвижениями.

Между тем, здесь есть на что посмотреть – относительно недавно эти автобусы колесили по улицам Алматы и в каждом есть свои особенности.

Судя по спутниковым фото, по самым скромным подсчетам их здесь находится по меньшей мере около тысячи.

У некоторых автобусов разбиты стекла, также можно увидеть следы, вероятно от пуль.

А на некоторых сняты колеса.

Вплотную к забору с колючей проволокой и неисправными автобусами находится детская площадка. Выбор у детей невелик, из развлечений –  еще «советские» горка и качели. 

Разбитые стекла и следы вероятно от пуль на автобусах дети наблюдают ежедневно.

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ЯНВАРСКИЕ СОБЫТИЯ

По словам местных жителей, общественный транспорт начали массово завозить в Жетыген после январских событий.

«Как митинг у нас был, в январе, потом, где-то весной начали привозить. Это охраняемая территория, за автобусами смотрят, машина тут ездит вокруг забора, проверяют. Как нам говорили, это временная база, дальше, что с ними будет – никто ничего не знает. Нам ничего не говорили, ничего не объясняли. Автобусы просто начали привозить и все. Сказали здесь будет склад автобусов, помещение рядом построили для охраны, сказали, что забор здесь будут делать. После январских много автобусов сюда привезли, разбитых. Сейчас уже не так часто привозят», – рассказала местная жительница Екатерина.

ЗА СКОЛЬКО КУПИЛИ АВТОБУСЫ?

ТЕНДЕР №1 – 10,2 млрд тенге

Известно, что синие Yutong впервые были закуплены для Алматы в 2011 году к Зимним Азиатским играм 2011 года. В 2017 году были приобретены ЛиАЗы. 

По сообщениям СМИ, 300 автобусов Ликинского автозавода обошлись налогоплательщикам в 11,5 млрд тенге.

Действительно, в 2017 году на сайте госзакупок были опубликованы два объявления на покупку общественного транспорта для «Алматыэлектротранс».

Первый тендер был объявлен в июне 2017-го. Общая сумма лота составила 10 267 816 964 тенге.

Согласно порталу госзакупок, тогда были приобретены 298 городских автобусов.

Всего в одном лоте было опубликовано 5 объявлений на покупку общественного транспорта малой, средней, большой и особо большой вместимости.

Победителями этого тендера стало несколько компаний – ТОО «ГазКомТехника», «AR Group LTD», «Sky Motors».

Причем три договора на покупку транспорта были заключены с ТОО «ГазКомТехника». Общая сумма контрактов, заключенных летом 2017 года с компанией – 8 421 714 286 тенге.

ТЕНДЕР №2 – 1,5 млрд тенге

Второй тендер на покупку 45 автобусов объявили в сентябре 2017 года.

Общая сумма лота 1 526 102 678 тенге.

Тендер, объявленный осенью, также выиграла компания «ГазКомТехника».

Итак, судя по этим объявлениям в 2017 году было закуплено 343 автобуса на общую сумму на 11,8 млрд тенге.

Точная сумма потраченных на покупку общественного транспорта денег - 11 793 919 642 тенге.

Причем 4 договора покупку транспорта на 10 млрд тенге были заключены с алматинским ТОО «ГазКомТехника».

СДЕЛКА НА 10 МИЛЛИАРДОВ С «ГАЗКОМ ТЕХНИКА»

Согласно данным сайта госзакупок ТОО «ГазКомТехника» было зарегистрировано за год до крупных сделок – в январе 2016 года.

 

Свидетельство о госрегистрации было выдано 2 февраля 2021 года.

Между тем, согласно открытым данным компания была зарегистрирована в 2010 году, численность работников составляла 6 - 10 человек, основной вид деятельности – оптовая продажа автомобилей и легковых автотранспортных средств.

В удачный, судя по сделке с алматинским акиматом, 2017-й год «ГазКомТехника» выплатила 95 млн тенге налогов.

А уже спустя всего несколько лет после эксплуатации многомиллиардный общественный транспорт прямиком отправился на открытую стоянку в Жетыген.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Директор Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая Дорога» Арсен Шакуов отметил, что вместо складирования, логичнее было бы отремонтировать технику и далее использовать на нужды населения.

Фото: Time.kz

«Хотя бы в область пустили, область страдает. Если там двигатель можно заменить на российские двигатели, это же техника, ее можно отремонтировать. Буквально на днях я задумался, почему они не соберут из условно 100 штук, например, 1. Я просто слышал, что нет запчастей. Когда ломается автобус, таксопарк сидит и по запчастям страдает. Логичным видится вопрос: когда закупается, почему не ставится сервисная гарантия, почему не запрашивается у поставщиков, готовы ли они здесь ее оказывать?» – вопрошает наш собеседник.

При этом он предполагает, что за списанные Ютонги и Лиазы спрашивать уже не с кого: производитель был иностранный, закупались автобусы относительно давно. Но выводы из ситуации необходимо сделать в любом случае.

«Сейчас же, если не ошибаюсь, автомобили у нас собираются в нескольких городах. И в каждом – своя марка. Этот вопрос необходимо продумать. Уверен, что и Сары-Арка, Хюндай, Астана Моторс, которые производят автомобили, решат эту проблему. Потому что для них репутационные риски дороже. Это мои предположения», – говорит Арсен Шакуов.

Что же касается уже списанных автобусов, то и им можно найти какое-то применение. 

«Зачем собирать, складировать авто, когда их можно либо отремонтировать либо переработать, пустить на драгметаллы, в тот же Китай отправить. Представляете сколько ископаемых в этих автобусах закопано, это же металл. И я уверен, в Китай если сказать, приедьте заберите, они сами приедут, сами заберут, еще и денег оставят на это. Просто у нас недальновидно к этому относятся. У нас в госаппарате везде, начиная от верха и до низа, когда-нибудь произойдет модернизация госслужащих, они действительно будут болеть и страдать за народ. Но на это нужно время», – добавил эксперт.

ЧТО ГОВОРЯТ В «АЛМАТЫЭЛЕКТРОТРАНС»

По информации пресс-службы компании, решение о передаче 300 дизельных автобусов в коммунальную собственность Алматинской области было принято в 2022 году.

«В ходе обсуждения вопросов о развитии Алматинской области и пригородной зоны Алматы, а также улучшения экологической обстановки в Алматы и согласно поручению главы государства о необходимости перехода на экологические виды транспорта на газе или электротяге, в 2022 году было принято решение о передаче дизельных автобусов на баланс акимата Алматинской области. Данный шаг позволит Алматинской области значительно улучшить вопрос общественного транспорта. В связи с чем, на основании постановления Акима Алматы от 22 октября 2022 года №4/547 было принято решение об изъятии из уставного капитала ТОО «Алматыэлектротранс» автотранспортных средств в количестве 300 единиц, работающих на дизельном топливе и передать их в коммунальную собственность Алматинской области», – пояснили в пресс-службе компании.

Отмечается, что в регион были переданы дизельные автобусы с высокой степенью износа. В 2023 году в Алматы планируется закуп 600 газовых автобусов.

«Поставка 100 единиц автобусов планируется до конца текущего месяца. По оставшимся 500 единиц автобусов все конкурсы объявлены, определены поставщики. Поставка ожидается также до конца текущего года. Обновление маршрутов будет проводиться поэтапно по мере поставки новых автобусов», – добавили в компании.

Кроме того, по информации пресс-службы «Алматыэлектротранс» автобусы, переданные на баланс Алматинской области, будут «выпущены на свои маршруты».

Действительно ли автобусы, ранее принадлежащие «Алматыэлектротранс» будут отремонтированы и выведены на региональные маршруты, пока неизвестно. И есть ли гарантия, что еще через пять лет миллиарды тенге вновь не будут потрачены на приобренение для «Алматыэлектротранс» новых автобусов уже на электричестве. Как известно, электрический транспорт самый экологичный на сегодняшний день. К тому же в мире наблюдается бум электрокаров и электробусов.

За разъяснением ситуации мы обратились в акимат Алматинской области. Редакция «Голос народа» продолжит следить за развитием событий.

Ранее мы сообщали, что в полмиллиарда тенге обойдется налогоплательщикам покупка трех туристических автобусов для учебно-оздоровительного центра «Балдаурен».

Более 140 млн тенге хотят потратить на перевозку общественного транспорта по территории Алматинской области и Алматы.

Новости партнеров

Вам будет интересно