поиск
×
Общество

Земельный комитет: почти 80% платных парковок в Астане взимают плату незаконно

Антикор и КУЗР проводят проверку

Меруерт Нургазинова
18 ноября 2022 года в 17:20

Земельный комитет: почти 80% платных парковок в Астане взимают плату незаконно
Меруерт Нургазинова

Платные парковки снова в центре внимания. И, по всей видимости, в проекте могут произойти серьезные перемены, если подтвердятся факты взимания платы за парковку на участках, которые должным образом не были оформлены. Речь идет почти о 80% территории платных парковок столицы. Делом заинтересовалось Агентство по противодействию коррупции, которое совместно с Комитетом по управлению земельных ресурсов МСХ РК проводит проверку. Возникает резонный вопрос: как это могло произойти? В ситуации разбиралась корреспондент golos-naroda.kz.

А земля-то не ваша…

Проект платных парковок с момента своего существования не раз подвергался критике, как со стороны общественников, так и со стороны властей. Незаконная установка паркоматов, незаконное взимание денег с горожан – за несоблюдение договорных обязательств акимат Астаны уже подавал заявление в суд о расторжении договора с ТОО «Парковочное пространство» – оператора проекта.

Но в этот раз вопрос о возможном нарушении действующего законодательства и порядка предоставления земельных участков возник у контрольно-надзорных органов уже к столичному акимату:

«Согласно информации ГУ «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Астаны» по состоянию на 01.11.2022 года общее количество земель под платными парковками составляет 536 участков на площади 30,9 га, из них права аренды истекли по 465 земельным участкам. На текущий момент количество оборудованных парковочных мест на вышеуказанных земельных участках составляет около 7 тыс.», - сообщил на свой странице в Facebook главный государственный инспектор по использованию и охране земель, председатель совета Комитета по управлению земельными ресурсами МСХ РК, Мурат Темиржанов.

«В настоящее время на основании результатов проведенного мониторинга Департаментом Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по городу Астана и территориальным Департаментом Комитета по управлению земельными ресурсами МСХ РК планируется проведения государственного контроля за использованием и охраной земель в отношении платных парковок столицы», - отметил он в своем посте.

Участки – ваши, деньги - наши

golos-naroda.kz попросил прокомментировать ситуацию оператора проекта платных парковок столицы – ТОО «Парковочное пространство Астаны».

По информации пресс-службы компании, точное местонахождение парковок и их количество четко определены договором и постановлениями об определении парковочных мест. Места для платных парковок находятся в собственности города Астаны, что подтверждается необходимыми нормативно-правовыми актами.

Как напомнили в компании, между ними и столичным акиматом был заключен договор ГЧП. И они, как частный инвестор, вложили в него уже 2,7 млрд тенге. А вот государство – ни тиынки.

«В контракте четко определены территории, где будут развиваться платные парковки, и есть разграничения по зоне ответственности. Мы, как инвестор, обеспечиваем полностью инфраструктуру. То есть, мы в финансовом выражении участвуем в данном проекте, мы инвестируем в программную часть, в реализацию, в поддержку проекта. А государство входит в этот контракт непосредственно с земельными участками», - сказал директор ТОО «Парковочное пространство Астаны» Чингиз Досыбаев.

По его словам, в Астане сейчас 6400 платных парковочных мест. К концу города станет 7000. А вообще проект предусматривает 10 тысяч парковочных мест в столице.

Касательно правомерности оформления земельных участков, в компании ответили однозначно: 

«Эти земельные участки являются собственностью государства именно в лице управления транспорта, который представляет акимат города Астаны. А насколько процедура была соблюдена или не соблюдена – я не готов прокомментировать. Эту информацию лучше запросить у собственника земельных участков», - говорит Чингиз Досыбаев.

О том, что ТОО «Парковочное пространство», по сути, незаконно собирает с астанчан деньги за парковку на большинстве своих участков, в компании не переживают. Как объясняет Чингиз Досыбаев, у них совсем иные задачи и приоритеты:

«Собственником дороги выступает акимат в лице управления транспорта. Даже если у этих земельных участков срок аренды не будет продлен или завершится, они же все равно будут опять переданы только в управление транспорта.  Платные парковки в период реализации самого контракта могут менять дислокацию. По жизненным потребностям города. Если поменяется направление движения, то и парковочный карман тоже поменяется. И государство в рамках контракта изымет какую-то часть участка и даст альтернативу. И это нормально. Зацикливаться на том, какая там идет процедура… Мы не на эти вещи смотрим. У нас основная задача – это поднимать оборачиваемость парковочных мест для того, чтобы у всех жителей города была возможность парковаться на этих местах», - отметил Ч.Досыбаев.

Платить придется все равно?

Как уверяет представитель компании, со своей ролью в разгрузке улиц они успешно справляются. А вот без них городу придется несладко. В Астане зарегистрировано более 400 тысяч машин серии «01», также ездит около 200 тысяч авто, зарегистрированных в других регионах.

«Плотность парковки возрастает, количество машин растет, город вынужден заниматься управлением парковочных мест. Не важно, какая компания, но в стратегии города платные парковки будут! Потому что во всем мире это один из инструментов, удерживающих колоссальное увеличение транспортных средств. Если не заниматься управлением, то мы вернемся к тем проблемам, которые были в 2016 году, когда был начат проект:  в районе Байтерек невозможно было парковаться. Машины в два ряда стояли. Сейчас проект реализовался. Мы делали замеры. На фоне 2016 года среднее время стоянки авто превышало 4 часа, сейчас не превышает 40 минут», - подчеркнул он.

Идея с платными парковками и впрямь очень популярна в мире: платить не хочется никому, поэтому люди стараются быстрее завершить свои дела и выехать из зоны платной парковки. Некоторые и вовсе решают отказаться от собственного авто. Правда, в Казахстане проект платных парковок не находит отклика у общества, поскольку находится в частных руках и беспрепятственно получает прибыль за счет граждан.

Чингиз Досыбаев говорит, что не все так просто:

«Есть огромное заблуждение, что некая частная компания обогащается за счет государственного проекта. На самом деле цифры очень простые – на сегодня 90% доходов от проекта поступает в бюджет государства, который дал земельные участки, а 8% поступает в операционную компанию, то есть нашу. Инвестиционная часть была нами затрачена», - объясняет он.

Согласно официальным данным ТОО «Парковочное пространство», за весь период реализации проекта жители оплатили за услуги парковки около 200 млн тенге. При этом около 2 млрд тенге они заплатили в виде штрафов за неправильную парковку или несвоевременное внесение денег на специальный счет парковочной компании. Штрафы идут сразу в бюджет города.

Следствие разберется

Вместе с тем, главный госинспектор по использованию и охране земель Мурат Темиржанов заявил, что функционирование платных парковок на 465 земельных участках из 536  – а это почти 80% территории платных парковок – незаконно, поскольку нет основания для взимания платы с граждан.

«Мы выявили факт нарушения действующего законодательства и порядка предоставления земельных участков и соответственно, использования – взимания платы на участках, которые в настоящий момент должным образом не узаконены, не оформлены. В этой связи мы открыли проверочные мероприятия. Если эти факты данными проверками подтвердятся, то соответствующие меры мы будем принимать», - сказал он.

К тем парковкам, по которым есть договор аренды, у земельного комитета претензий нет. Но если действующих документов нет, то госорган фиксирует самозахват участка. В данном же случае, как отмечают в госоргане, землю города не только захватили, но и используют ради получения прибыли. И даже представитель земельного комитета не может понять – на каком основании астанчане и гости города должны платить за парковку?

«После завершения проверочных мероприятий, во-первых, мы будем передавать их в правоохранительный орган на предмет, имеется ли там состав уголовного преступления. Если там будет усматриваться уголовное деяние, то правоохранительные органы будут принимать меры. Если состава не будет, а будет только административный состав, то это наша компетенция, мы будем применять меры непосредственно к лицам, допустившим такую ситуацию. А, во-вторых, касательно земельных участков, мы направляем указания местному исполнительному органу в лице акимата, чтобы они данные земельные участки истребовали в государственную собственность и привели в первоначальное положение», - разъяснил Мурат Темиржанов.

Он добавил, что Комитет пока никакой реакции от акимата не получил.

Вернут ли незаконно полученное?

Редакция  golos-naroda.kz, между тем, добилась официального комментария по ситуации от пресс-службы акимата города Астаны. И они уверяют, что вопрос с земельным комитетом фактически решен:

«Ранее управлением были направлены на продление договоров аренды земельных участков с приложениями всех необходимых документов в уполномоченный орган по земельным отношениям г.Астаны. На текущий момент, проводится работа по продлению договоров аренды», - уверяют столичные чиновники.

Даже если так, это не отменяет главного вопроса – а что делать простым жителям города, которым приходится ежедневно отдавать деньги за парковку? В том числе – на территории, распоряжаться которой, оказывается, у ТОО «Парковочное пространство Астаны» не было никакого права.

Кроме того, мы не получили ответа на вопрос «почему акимат вовремя не продлил право на аренду участков под платную парковку?» Поэтому сделали повторный запрос в управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г.Астаны.

Так что продолжение истории следует.

Главный государственный инспектор по использованию и охране земель, председатель совета КУЗР Мурат Темиржанов пообещал держать нас в курсе всей ситуации и сообщить результаты проверки. Также мы обязательно опубликуем развернутую позицию компетентного местного исполнительного органа, и более того, постараемся дать ответ на самый важный для граждан вопрос: можно ли вернуть оплату за период, когда вышел срок на право на аренду земель под платные парковки и как это сделать?

Новости партнеров

Вам будет интересно