Суд за закрытыми дверьми: как журналистам мешали попасть на слушания по делу Бишимбаева (ФОТО)

Как вели себя подсудимые, сотрудники суда и адвокаты

Назира Аидарбек

Позади два дня предварительного слушания по делу об убийстве Салтанат Нукеновой. Корреспондент «Голоса народа» все это время находилась в здании Межрайонного суда по уголовным делам города Астаны. Подробности с места событий – в нашем репортаже.

Пока в суде обед, могут убежать осужденные?

В первый день весны стало известна дата предварительного слушания по делу об убийстве Салтанат Нукеновой. Журналисты начали готовиться. Пресс-службу столичного суда уведомили сразу – «нас будет много, придумайте, как всех поместить в зале».

11 марта – день Х. Слушание должно начаться в 15:00, но журналисты уже начали обивать пороги здания суда с полудня, чтобы успеть попасть в зал суда. Однако на входе, на КПП, нас ждал судебный пристав, который строго ответил – обед, ждите до 14:30!

Тесный КПП потихоньку наполнялся десятками журналистов и не только. Кроме представителей СМИ, в здание суда пытался попасть ряд граждан, пришедших абсолютно на другие слушания, которые должны были начаться с минуты на минуту, но людей не впускали под тем же предлогом «обеда».

Трое охранников и судебный пристав почти до последнего держали оборону с объяснением «обед», пока один постоянный посетитель здания суда их не разговорил. Тут один из секьюрити все-таки сдался и выдал – «именно сегодня такой приказ».

Больше всего в этой толпе и долгой очереди нас рассмешил момент, где пришли молодые девушка и парень в военной форме с двумя гражданскими лицами, их не пустили. Они смирились, вышли, но через пару минут девушка в форме вернулась со словами:

«У меня там осужденные курят, сейчас могут убежать».

И лишь после этих слов их, наконец, пропустили. Нас же оставили ждать окончания обеда.

Беззаконье там, где творится правосудие

В обещанное время, 14:30, нас все-таки впустили в здание, но всем наказали подниматься в зал с прямой трансляцией.

Естественно,  журналисты этот приказ проигнорировали: суд, если нет заранее оговоренных запретов, открыт для СМИ, кроме того, чисто по-человечески хотелось посмотреть в глаза Куандыку Бишимбаеву, которого еще 10 лет назад называли чиновником новой формации, открытым для общения.

Но дверь зала судебного заседания стала для журналистов неприступной крепостью. На страже стояли четверо приставов, которые, нарушая все конституционные права и законы о СМИ, контролировали передвижения журналистов и не давали пройти не то что в зал, но даже в ведущий к нему коридор.

Журналист Айнур Коскина признается, что за многие годы работы в журналистике впервые столкнулся с таким отношением к представителям СМИ в суде.

«На моей практике предварительное слушание всегда идет в открытом режиме. Всегда журналистов запускают. Да, окей, сегодня нам сказали, что там нет места. Но сейчас мы смотрим по трансляции, что мест достаточно. Я не знаю с чем это связано, но, по-моему, даже у верховного суда есть какое-то постановление «О гласности судебного процесса», кажется, называется. По нему, если суд не закрытый, то журналисты имеют право присутствовать», — высказалась Коскина.

При этом за дверьми зала суда остались не только представили СМИ, но и родственники со стороны потерпевшей.

В итоге нам удалось лишь мельком увидеть подсудимого Куандыка Бишимбаева. Выглядел он достаточно опрятно, в суде выступал четко, не теряясь. Перед журналистами экс-министр прошелся тоже твердой походкой.

При этом мать подсудимого Назым Бишимбаева ответила, что с журналистами разговаривать не будет.

Одна из адвокатов Бишимбаева – Назкен Кусаинова прошла в зал суда резко и расторопно. Вести беседу с журналистами она также не изъявила желание.

Единственным разговорчивым представителем подсудимого оказался один из его адвокатов – Талгат Балашов. Он прокомментировал журналистам, почему ведется препятствование деятельности СМИ. Он объяснил, что это связано с тесным залом, где проходит заседание.

Напомним, ранее судья по делу Айжан Кульбаева озвучила, что главное судебное разбирательство с участием присяжных назначено на 27 марта. До этого сторона Бишимбаева запросила проведение следственного эксперимента.

Кроме того, адвокат экс-министра опровергла предыдущие избиения Нукеновой. Она также добавила, что досудебное расследование было проведено односторонне.

В свою очередь, адвокат потерпевшей стороны Жанна Уразбахова выступила в суде с просьбой отклонить все ходатайства адвокатов обвиняемого.

Она отметила, что Бишимбаев сам отказывался от дачи показаний и от выездного показания.

Прокурор Айжан Аймаганова также призвала суд не удовлетворять ходатайства стороны защиты Бишимбаева. Гособвинитель заявила, что более 50 свидетелей указывают, что экс-министр избивал Салтанат Нукенову.

Напомним, 11 марта 2024 года в Астане начался суд над Куандыком Бишимбаевым. Как следует из заявления прокурора, экс-министр систематически избивал Салтанат Нукенову, шантажировал ее интимными видео, а в ночь убийства нанес ей множество сокрушительных ударов по голове.

Куандык Бишимбаев, подозреваемый в убийстве собственной жены, попросил чтобы его судили присяжные. Выслушав прокуроров, Бишимбаев отказался признать вину.

По словам адвокатов Бишимбаева, всего на стадии досудебного расследования защита подсудимого подала 45 ходатайств. Адвокаты семьи Нукеновых сообщили, что в уголовном деле 16 томов.

Напомним, 9 ноября 2023 года появилась информация о задержании бывшего министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева, ранее осужденного за коррупцию, в одном из ресторанов Астаны. Сообщалось, что причиной задержания стало подозрение в убийстве его супруги, 31-летней Салтанат Нукеновой. По данным полиции, женщина погибла от побоев.