Командировка Биртанова в разгар пандемии вызвала бурный спор в суде.
В суде по громкому делу экс-руководителей министерства здравоохранения прокуратура предъявила обвинение экс-министру Елжану Биртанову превышение своих должностных полномочий, передает корреспондент golos-naroda.kz.
Елжан Биртанов в июне 2020 года правительственным бортом в составе делегации с главой Кабмина Аскаром Мамином прибыл в Жамбылскую область. Во время рабочей командировки Биртанов почувствовал недомогание и признаки заражения коронавирусом.
По данным обвинения, экс-министр сдал ПЦР-тест, который не подтвердил наличия Covid -19, однако Биртанов запросил борт санавиации Ан-24 для его транспортировки в Нур-Султан, чем превысил свои должностные полномочия.
Юрист Минздрава Абай Идрисов при даче свидетельских показаний заявил, что по прибытии в столицу у Биртанова был подтвержден диагноз - пневмония, но не коронавирус, а значит экс-министр мог вернуться из командировки правительственным самолетом, не используя борт санавиации.
Елжан Биртанов в ответ на обвинения заявил, что он, будучи опытным врачом, диагностировал у себя все признаки коронавируса. Поэтому он решил изолироваться от правительственной делегации и вызвал борт санавиации.
Свидетель Биржан Оспанов, занимавший должность директора национального координационного центра экстренной медицины Минздрава летом 2020 года подтвердил слова Биртанова, что в случае, если бы экс-министр летел вместе с коллегами правительственным бортом, то он мог заразить всех присутствующих, включая премьер-министра Аскара Мамина (занимал пост главы Кабмина до 5 января 2022 года).
«Будучи врачом и имея все признаки коронавируса я не мог подвернуть опасности заражения премьер-министра и всего Кабмина в разгар пандемии. Поэтому задействование борта санавиации было вполне обоснованным», – заявил во время суда Елжан Биртанов.
Свидетель Биржан Оспанов также добавил, что Биртанов был не единственным пациентом, доставленным бортом санавиации из региона в столицу. В разгар пандемии коронавируса, когда у врачей не было точного протокола лечения заболевания, сотни казахстанцев были доставлены самолетом санитарной авиации в республиканские больницы.
Ранее, судебное разбирательство, назначенное на 22 июля отложили из-за отсутствия шести адвокатов двух подсудимых. Олжас Абишев заявил, что его защитники не смогли прийти в суд по уважительной причине и предоставят документ, подтверждающий их участие в другом суде.
Кроме того, защитники Биратнова и Абишева озвучили отвод обоим прокурорам по делу. Однако судья Алькенов отклонил ходатайство стороны защиты.
Судья назначил дополнительную проверку по доводам бывшего вице-министра Олжаса Абишева о пытках в СИЗО.
12 июля на заседании по делу экс-министра судья Ибрагим Алькенов запретил вести аудио-видеофиксацию и фотографировать судебный процесс для всех участников, включая журналистов.
Елжан Биртанов не согласился с подобным решением судьи и заявил очередной отвод судье. Кроме этого, Биртанов попросил привлечь к уголовной ответственности судью за нарушение статьи 158 уголовно-кодекса, часть 2 – воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, за злоупотреблениями полномочиями председательствующего по делу, систематическое нарушение требования 77 статьи Конституции.
Однако ходатайство Елжана Биртанова и его адвокатов оставили без удовлетворения. Судьей по делу остается Ибрагим Алькенов. Всем участникам суда запрещено фотографировать, записывать на диктофон и снимать на видео процесс.
Ранее экс-министр пожаловался на беззаконие и обратился к президенту Касым-Жомарту Токаеву.
На одном из заседаний Биртанов заявил, что будет полностью оправдан. По его словам, в этом деле нет состава преступления.
23 июня прокурор заявил, что Биртанова обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями при разработке «Платформы информатизации и интероперабельности информационных систем здравоохранения» - информационной системы для автоматизации деятельности медучреждений и управления ими. Платформа могла обеспечить автоматизацию услуг прикрепления граждан к медучреждениям, вызова врача на дом, записи на прием к врачу, а также выдачи медицинских свидетельств населению.
Ранее экс-министр вызывал в суд Аскара Мамина, Ералы Тугжанова, Тамару Дуйсенову, Багдата Мусина, Марсело Бортмана и Бактыбека Жумадила в качестве свидетелей.
Скандал вокруг экс-чиновника разгорелся в 2020 году. Тогда его задержали «по подозрению в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 189 Уголовного кодекса РК (присвоение или растрата вверенного чужого имущества), по факту хищения путем растраты бюджетных средств, выделенных на закуп Платформы информатизации и интероперабельности информационных систем здравоохранения на сумму 526 225 351 тенге.
30 октября 2020 года Елжана Биртанова задержали. 1 ноября суд санкционировал его арест сроком на один месяц. 3 ноября 2020 года началось уголовное расследование по факту растраты бюджетных средств в особо крупном размере.
6 ноября того же года суд отправил вице-министра здравоохранения РК Олжаса Абишева и бывшего министра здравоохранения РК Елжана Биртанова под «домашний арест». Суд запретил выходить покидать жилище, за исключением посещений медицинских учреждений, был введен запрет на ведение телефонных переговоров, отправку корреспонденции и использование средств связи. Также ему было запрещено общаться с другими лицами, помимо членов семьи.
5 мая прошлого года прокурор Толеген Жараспаев выступая на суде попросил продления срока «домашнего ареста» о добавил, что Олжаса Абишева и Елжана Биртанова подозревают в растрате 1,5 млрд тенге бюджетных средств, выделенных на разработку информационной платформы, которой занималась шведско-хорватская компания Ericsson Nikola Tesla. По данным следствия, компания ЭНТ не выполнила свои контрактные обязательства, в итоге платформа не функционирует и не используется.
Помимо этого, Биртанова подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями. Когда в Казахстане была первая волна заболеваемости коронавирусом, находясь с кабинетом министров в рабочей поездке, Елжан Биртанов заболел. Чтобы не подвергать риску здоровье премьера, членов делегации, а также граждан, он был вынужден, по словам адвоката, воспользоваться бортом санавиации. Кроме этого, 14 мая прошлого года ему выдвинули еще одно обвинение — экс-министра подозревали в том, что он нарушил правила транспортировки с использованием санавиации для перелета из Тараза в Нур-Султан.