Таким вопросом задался владелец угнанного авто
Алматы накрыла волна массовых автоугонов - преступников не останавливают ни установленные повсюду камеры «Сергек», ни многочисленные экипажи патрульных, разъезжающих по просторам мегаполиса. Число потерпевших множится практически еженедельно, однако лишь единицам из них удается вернуть угнанные автомобили. Почему некоторые казахстанцы предполагают, что в угонах замешаны правоохранители, а также сотрудники автоЦОНов, в материале «Голос народа».
Согласно казахстанскому законодательству, правоохранители должны принять заявление у потерпевших и выдать им талон-уведомление сразу после обращения в полицию. Дежурными частями прием осуществляется круглосуточно. Однако почему-то на деле не всегда получается именно так. Во всяком случае некоторые владельцы утверждают о волоките с регистрацией уголовных дел и несвоевременном включении машин в базу угнанных автомобилей.
Эпопея с поиском угнанного авто Чингиза Кешубаева началась 10 ноября, именно тогда его Chevrolet Nexia бесследно исчез по пути из автосалона Астаны в Шымкент. Следы машины затерялись в Алматы, а самостоятельные поиски срочно прибывшего в южную столицу шымкентца, ни к чему не привели. 11 ноября в Турксибском РОВД было подано заявление о пропаже автомобиля.
Спустя порядка 20 дней после угона Chevrolet Nexia Чингиз Кешубаев снова приезжает в Алматы. На этот раз на допрос в РОВД.
Здесь, в стенах местного РОВД, правоохранители внезапно заявили, что знают, где находится его автомобиль – якобы, за всем стоит некий «Малик, купивший всю тюрьму».
«Утром, 25 ноября прибыл на допрос. Следователь направил из алматинского ДВД к начальнику отдела дознания. В ходе допроса в кабинет дознавателя заходили разные сотрудники этого отделения, некоторые у меня спрашивали, что случилось. На мой рассказ об угоне один из сотрудников сказал дословно: «Я знаю, кто это сделал. Говорит - это некий «Малик, купивший всю тюрьму». Дословно. Для себя записывал на бумажку, про Малика и так далее, я это фиксировал. Я точно помню имя Малик, и это было озвучено в стенах РОВД», - подчеркнул пострадавший.
Почему в таком случае дело об угоне было передано в Шымкент – для него осталось загадкой.
«В принципе там есть камеры, если они, конечно, работают, они могут это подтвердить. Сказали, что некий Малик там орудует. Есть какой-то там блатной человек, который имеет свободный доступ даже в места заключения. Он сам на свободе. Мне так сказали. Это только на словах, конечно. К сожалению, такую историю я услышал именно от сотрудников данного подразделения - не думаю, что в РОВД может свободно перемещаться гражданское лицо или лицо, которое не имеет отношения к РОВД. Начал спрашивать, а как тогда мое дело перенаправили в Шымкент, якобы зная подозреваемого, человека, кто совершил угон, что он находится в Алматы, Алматинской области. На что мне сказали, мы это не решаем, это руководство решает. Руководство Турксибского РОВД», - уточнил казахстанец.
Как удалось выяснить пострадавшему в ходе визита к правоохранителям – спустя почти 20 дней после угона, подачи заявления, в самом деле кроме этого заявления якобы «ничего нет», а машину и вовсе так и не внесли в базу угнанных.
«Я спрашиваю у дознавателя, могу ли ознакомиться с материалами дела, на что дознаватель говорит, что там не с чем ознакамливаться, там кроме твоего заявления ничего нет. То есть, абсолютно никакая работа не велась. Он составил протокол допроса, там все то же самое, что было указано в заявлении. Спрашиваю, почему на машину до сих пор не дана ориентировка. 11 ноября подал заявление. То есть 20 дней прошло, ориентировки по номеру кузова нет. На что говорит, ориентировку должна была дать дежурная часть, в тот же день, когда я подавал заявление. Спросил, почему не подали ориентировку, отвечает – подал. Но я проверял во всех интернет ресурсах, через ЦОНы - машина числится абсолютно чистой, снята с учета, в любой момент может кто угодно прийти поставить на учет, по поддельному договору купли-продажи, и так далее. На что у меня спрашивают, а как я подам, если госномера нет. Хотя ориентировку можно дать по номеру кузова, по VIN-коду. Сначала говорит, что подал в розыск, потом говорит, все-таки нет. Опять же это свидетельствует о халатности органов», - удивляется наш собеседник.
К слову, после разговора с правоохранителями и полученной информации о неком Малике, возможно причастном к угону автомобиля, Чингиз Кешубаев обратился в Антикор. К заявлению он приложил написанный от руки разговор в РОВД, а также талон о визите к правоохранителям.
«27 ноября обратился в Антикор, и Управление собственной безопасности Алматы. Бумажку с записями и корешок о посещении РОВД в письмо я приложил. Почему в Антикор? Считаю это халатностью, несоблюдением каких-то процедур в возбуждении уголовного дела. Я до конца не уверен, возбуждено ли дело действительно», - говорит наш собеседник.
Чингиз Кешубаев удивляется, как машины некоторых пострадавших чудесным образом находятся после грандиозных скандалов, многочисленных заявлений во все инстанции и вмешательства прессы.
«Если опираться на истории таких же потерпевших, как и я – когда они начинают поднимать шум, везде писать, обращаться в СМИ, после этого их машины находятся. Причем какое-то чудо происходит, агентура какая-то оперов подключается и машины находятся. Я в день угона пытался найти самостоятельно, весь район прошерстил. 11 ноября я приехал с друзьями из Шымкента в Алматы, мы все дворы обошли, записи не удалось посмотреть. И полиция не поднимала эти видео, ни частные, ни государственные камеры», - вспоминает потерперпевший.
По мнению Чингиза Кешубаева, все это привело к тому, что некоторые пострадавшие связывают угоны машин с возможным интересом правоохранителей. Резонные вопросы к людям в погонах возникают у них после вероятной волокиты, бюрократии в расследованиях дел, несвоевременным внесением машин в реестр разыскиваемых, а также отсутствием поисков по «горячим следам». Во всяком случае угонами машин многие пострадавшие вынуждены заниматься своими силами.
«Не могу утверждать, но закрадываются всякие нехорошие мысли о добросоветсности сотрудников, о их возможной вовлеченности в этих преступлениях. Если бы у меня были конкретные факты, думаю, давно бы и Антикор и УСБ уже бы отреагировали. Направляли письма в МВД, Генпрокуратуру, но пока тишина, мой срок рассмотрение до 6 декабря, ответы пока не получили», - отмечает казахстанец.
Далее и вовсе произошло удивительное - машину казахстанец внезапно самостоятельно нашел в Шымкенте. К тому времени ее успели переоформить, «перебить» VIN-код, и даже свободно перегнать из Алматы в Шымкент. Но и это не все – странным образом автомобиль оказался зарегистрированным в базе автоЦОНов в другом цвете. При том, что реальный цвет автомобиля фактически не менялся.
«Во вторник 28 ноября сидел на работе, у меня была подписка на сайт по продаже авто. То есть, когда выходит новое объявление, мне приходит уведомление. Тут я узнаю свою машину. Созваниваюсь с продавцом, еду к нему. Машина сама приехала, мне даже не пришлось ехать в другой город. Приезжаю, по всем дефектам узнаю свое авто. Плюс у него по документам указан год выпуска 2020 год, хотя на самом деле по факту год выпуска 2021. Номер VIN-кода уже перебит. Продавец рассказал, что в воскресенье купил машину на базаре. Мы проверили по базе, оказалось машина буквально 17 ноября была белого цвета. Хотя по факту она не была перекрашена. 17 ноября первый человек владелец белой машины, 18 числа второй человек переоформляет ее на себя уже серебристого цвета. Хотя официально, чтобы изменить цвет, на это уходит 2 недели. То есть, из любого города отправляют запрос в Астану и так далее. Значит там еще и сотрудники автоЦОНа в теме», - считает Чингиз Кешубаев.
Таким образом, пока автомобиль не вносили в базу разыскиваемых, угнанная машина беспрепятственно колесила по просторам Казахстана – сначала свободно покинула Алматы, а затем каким-то образом, мимо многочисленных патрульных и камер «Сергек» спокойно переместилась в Тараз и далее оказалась в Шымкенте.
«18 ноября второй человек переоформляет на себя уже как серебристую машину, потом он продает уже таразским ребятам, они уже перегоняют ее на базар и продают там. Таразские ребята скорее всего тоже в теме, потому что у нас любой человек, который хочет продать машину, сначала пытается это сделать через сайт по продажам. Потом уже едет на базар. А эти ребята сразу поехали на базар, не выставляя ее на сайт. Я поехал, машину узнал, сообщил в полицию, машину водворили на штрафстоянку. В РОВД написали объяснительные, теперь ждем экспертизу», - делится казахстанец.
Учитывая удивительно быструю смену данных автомобиля в государственной базе, казахстанец предположил, что в деле могут быть замешаны госорганы.
«Как минимум, я вам могу сказать смело, что сотрудники ЦОНа в этом замешаны 100 процентов. По регламенту автоЦОНов, для переоформления в документах цвета машины, автомобиль должен осмотреть криминалист. После осмотра он отправляет запрос в Астану, скорее всего в МВД. Там уже проверяют, нет ли на автомобиле каких-либо ограничений и так далее. Этот запрос официально длится 14 дней. А тут в истории, своими глазами вижу, что 17 ноября тот VIN-код, который сейчас на моем автомобиле в базе числится как белый цвет, а уже 18 ноября – как серебристый. То есть, здесь замешаны сотрудники автоЦОНа», - заявляет житель Шымкента.
При этом, как известно, оформивших автомобиль под другими данными, правоохранители могут легко проверить по базе.
«Если просмотреть в базе, там все видно, кто криминалист, в каком именно автоЦОНе оформлялось, кто менеджер и так далее. Я думаю, этих данных вполне достаточно, чтобы задержать сотрудников автоЦОНа, а далее уже пойдет по цепочке», - добавил Чингиз Кешубаев.
Несмотря на все заявления потерпевших о вероятной причастности самих правоохранителей, сотрудников КУИС, а теперь и автоЦОНов - их возможная роль во всей этой бесконечной череде дерзких автоугонов в Алматы пока неизвестна.
Впрочем ответственные ведомства поспешили опровергнуть причастность отбывающих наказание в колониях к многочисленным угонам автомобилей казахстанцев. Во всяком случае, в ответ на наши запросы и в МВД, и в Комитете уголовно-исполнительной системы заявили, что в местах лишения свободы доступ к интернету блокируется спецаппаратами, а значит связь отбывающих наказание со схемами автоугонов теоретически невозможна.
Между тем, в кулуарах мажилиса мы спросили у заместителя генерального прокурора, в курсе ли он о массовых автоугонах в Казахстане. Как оказалось Жандос Умиралиев даже не слышал о данной проблеме и дабавил, что он не рассматривает такого рода обращения.
«У нас есть и другие заместители Генпрокурора, тем более это вопрос следственный. Я советую вам обратиться к нашему представителю, мы поднимем этот вопрос и в полном объеме предоставим вам информацию. Если это на самом деле так, то я дам поручение, чтобы ситуация была срочно исправлена», - пообещал он.
История с поиском автомобиля шымкентца - одна из немногих, закончившаяся «хеппи эндом» после нескольких недель поисков. Однако списки автомобилей, бесследно пропавших в самом «просматриваемом» мегаполисе страны, продолжают периодически пополняться. Банда автоугонщиков, орудующая в южной столице вероятно все также беспрепятственно меняет уникальные заводские номера автомашин, а затем они каким-то образом регистрируются в государственных электронных реестрах.Сколько угнанных машин свободно колесят под «Сергеками», с перебитыми VIN-кодами прямо под носом у тысяч правоохранителей также неизвестно. Редакция «Голос народа» следит за развитием ситуации.
Ранее в редакцию «Голос народа» обратились десятки казахстанцев, все они лишились своих автомобилей после того, как оставили заявки на популярных сайтах по грузоперевозкам. Предположительно число пострадавших от действий серийных угонщиков может достигать порядка ста человек.
В МВД РК нашей редакции прокомментировали информацию о банде серийных угонщиков, орудующих в южной столице. Позже стало известно, что география преступлений расширилась, теперь в «зоне риска» и Астана.
Кроме того некоторые пострадавшие ночуют перед алматинским РОВД и утверждают, что виновные в угонах автомобилей связаны с полицией.