А без него жители ВКО каждый день рискуют утонуть в Бухтарминском водохранилище
Мост через Бухтарму жители Восточно-Казахстанской области ждут полвека. Все это время чтобы попасть в областной центр уроженцам Курчумского района приходится либо делать крюк в 200 – 300 километров, либо часами ждать старый паром. Зимой, когда паромы не ходят, альтернативой длинной поездки служит переход водохранилища по льду. Но лед местами очень тонкий, около десятка машин ежегодно тонут в водохранилище. Год назад, после поручения Президента РК, стройка века все же началась, однако последние новости из Астаны намекают, что закончена в срок она не будет. Люди возмущены и грозятся покинуть родные края насовсем. Корреспондент Kazakh24.info передает с места событий.
Громом среди ясного неба для курчумцев стало заявление сенатора Бакытжана Байахметова на одном из недавних пленарных заседаний. Он напомнил, что для продолжения строительства моста через Бухтарму в 2023 году необходимо 20 миллиардов тенге, столько же – на 2024 год, но в бюджете заложено в разы меньше денег.
«В республиканском бюджете на 2023-2025 годы предусматривается финансирование объекта в объеме 500 миллионов тенге в 2023 году и 1,5 миллиарда тенге в 2024 году. Данная ситуация ведет к срыву сроков исполнения поручения Главы государства и соответствующему удорожанию проекта. По сроку реализации проект должен быть завершен до 2025 года», - отчеканил Бакытжан Байахметов.
Мы решили прояснить ситуацию в акимате Курчумского района Восточно-Казахстанской области. Чиновники, в отличие от депутата, полны оптимизма.
«Для своевременного и качественного исполнения поручения Главы государства о строительстве моста через Бухтарминское водохранилище из республиканского бюджета на 2023 год было запрошено 20 миллиардов тенге. Вопрос о продлении сроков сдачи строительства моста не поднят и работы ведутся в соответствии с графиком. Планируется ввести в действие в 2024 году. Нет причин для беспокойства», - ответили в районном акимате.
От этих слов, естественно, стало лишь тревожнее.
Возведения моста люди ждали более 50 лет – еще с советских времен. Однако все обещания оставались только в планах, а в реальности им, чтобы добраться до областного центра или вернуться домой, приходится делать круг в 200-300 километров. Причем касается это жителей не только Курчумского района, но и Зайсанского, и Тарбагатайского. В совокупности – около 50 тысяч человек!
И ладно, если бы люди теряли только время. Увеличение пути ведет к удорожанию продуктов, кормов для скота, угля и всего остального.
Погрузка на паром – фото жителей Курчумского района
Летом через водоем курсируют паромы. Правда, они аж 1962 и 1964 годов выпуска. Из-за этого периодически выходят из строя, поэтому курсируют по очереди, и, зачастую, просто не вмещают всех желающих перебраться на другой берег. Тогда людям, занявшим очередь с рассвета, простояв в ней целый день, все-таки приходится разворачиваться и ехать эти пресловутые 200-300 километров. Некоторые просто остаются ночевать.
Зимой дела обстоят еще хуже – паромы не ходят. Приходится ждать, когда водохранилище покроется толстым слоем льда, чтобы безопасно проехать. Некоторые не дожидаются – рискуют на авось и не добираются до противоположного берега. Весной местные жители разворачивают бизнес – вытаскивают утонувшие автомобили. Хорошо, если люди успевают выбраться из тонущей машины и им хватает сил выплыть в ледяной воде.
Уже несколько лет возле Бухтармы дежурит наряд полиции и спасателей. Но все равно не менее десятка машин здесь ежегодно проваливаются под лед.
В общем, каждая переправа для людей – это квест и игра в рулетку: получится ли добраться целым и невредимым, сохранив все имущество? Управишься ли с поездкой за день?
Поговорить на эту тему курчумцы любят, особенно простояв в очереди пару часов. И если для Ольги Сазоновой, которая везет своих двоих детей к бабушке, это просто небольшое приключение два раза в год, то для Тлеухана Байгожина – настоящая боль. Сейчас он живет в Усть-Каменогорске, но сам из Курчума, частенько приезжает туда навестить родственников – каждый раз с серьезными задержками из-за переправы через водохранилище. Мужчина вспоминает, как ехал летом на похороны сестры. Тогда он простоял в очереди более шести часов. Хоть и выехал из дома до рассвета, но был далеко не первым среди желающих попасть на паром. Все переживал, что не успеет попрощаться с сестрой.
Паром на Бухтарме – фото жителей
«Я проживаю в селе Барак Батыр в Курчумском районе, все жители нашего района заинтересованы в строительстве моста. Он просто необходим, так как в осенне-зимний период у нас просто останавливается движение – не можем попасть в областной центр Усть-Каменогорск, приходится объезжать, а это долго, неудобно. Когда плохие погодные условия - паром останавливается даже летом, вообще добраться не на чем», - говорит Светлана Марчук, добавляя, что все ее земляки очень любят свой край, но из-за транспортных проблем многие подумывают о переезде.
Ольга Комарова родилась в самом Курчуме, здесь выросла. Закончила школу, получать высшее образование уехала в Усть-Каменогорск. Возвращаться домой не собирается в частности и из-за логистических проблем.
«У нас совершенно не развита инфраструктура. Летом приходится ездить на пароме, он часто бывает забит, приходится ждать по несколько часов, чтобы переправиться на пароме, или сделать крюк почти в 200 километров, зимой ездим по ледовой переправе. Из-за этого у нас дороже продукты. Мы очень просим построить мост через Бухтарму, потому что иначе жители будут уезжать из района, потому что жить в таких условиях просто невозможно», - говорит девушка.
Ее слова подтверждаются данными статистики. В настоящее время в Курчумском районе, граничащем с Китаем, проживает более 23 тысяч человек. За последние семь лет из района выехали около шести тысяч человек, а за четверть века население района сократилось на 50 процентов. Но многие готовы вернуться, если построят мост.
Стройкой века сооружение назвали сразу. Двухполосный автомобильный мост должен был стать самым длинным в Казахстане – протяженность его 1300 метров. Это самое узкое место через водохранилище, находится как раз возле села Куйган в Курчумском районе. Как сообщили в акимате ВКО, двухполосная автомобильная переправа будет 12,2 метра в ширину. По официальной информации, стоимость проекта составила 52,1 миллиарда тенге.
«Это очень важное, долгожданное событие для жителей области. Проект имеет стратегическое значение. Он свяжет приграничные районы с остальными регионами области, люди и грузы смогут передвигаться проще и быстрее», - сказал аким области Даниал Ахметов во время торжественного открытия начала строительства.
Он отметил, что строительство моста имеет мультипликативный эффект. Упрощенная логистика не только удешивит продукты и все остальное в Курчуме, но и поможет развитию туризма в регионе.
Даниал Ахметов на строящемся мосту через Бухтарму – фото пресс-службы акима ВКО
Аким не раз подчеркивал, что возводится мост по поручению Главы государства Касыма-Жомарта Токаева, который назвал его «Уникальным стратегическим и социальным объектом».
Планировалось, что подрядчик строительства ТОО «ОблШығысЖол» завершит работы до 2024 года.
На сегодняшний день сделано много - вырублены скалы, взорваны горы, которые мешали строительству, построены два бетонных завода, общежитие для рабочих, котельные, баня, теплые боксы, проведена линия электропередач, построен временный мост, с которого и ведутся основные строительные работы, установлены несколько опор для будущего моста.
Строительство моста летом 2022 года – фото пресс-службы акима ВКО
Именно поэтому новость о том, что на дальнейшие работу не хватает денег, прозвучала для жителей как гром среди ясного неба. Впрочем, о нехватке денег на реализацию проекта говорили и раньше. Так, первоначальная стоимость проекта «Строительство мостового перехода через Бухтарминское водохранилище в Курчумском районе ВКО» была 30,2 миллиарда тенге. В 2021 году проект был откорректирован. В результате его стоимость составила 52,1 миллиарда тенге. Связано это было с повышением цен. Но всегда утверждалось, что сроки сдачи моста не сдвинутся. Жители трех районов, жизнь которых зависит от парома летом и крепости льда зимой очень надеются, что слову чиновников можно верить больше, чем утвержденным бюджетам.
Напомним, в этом году стало известно о продлении сроков строительства еще одного грандиозного объекта: ТЭЦ-3 в Астане. Согласно начальным планам, объект должен был быть завершен в 2018 году, однако каждый год, накануне предполагаемой даты сдачи, появляются новости о его пролонгации. В этом же году в столице из-за отсутствия источников подключения тепла, более 300 новостроек могут не получить разрешение на ввод в эксплуатацию, страдают также жители уже построенных домов.
Алия Ибраева