Лучше новый город, чем новая высотка – экономист об Алатау-сити

Строить новые города дорого, окупятся ли эти траты?

Анна Величко

 За годы независимости Казахстан на месте небольшого провинциального города Акмола столицу Астану, а также присвоил статус города трем населенным пунктам. Однако в последние годы в стране все чаще говорят о необходимости строительства новых городов. Так, уже законодательно закреплено решение о строительстве города Алатау между Алматы и Конаевым, недавно стало известно о планах по превращению в город поселка Кендерли в Мангистауской области. Если вспомнить в какую сумму обошлось преобразование Акмолы в Астану, а также взять за основу сметы по строительству Алатау-сити, то становится очевидно: строить новый город очень дорого. Смогут ли эти траты когда-нибудь окупиться – «Голос народа» спросил у экономиста Армана Бейсембаева.

Долгие годы города в Казахстане появлялись на месте поселков в результате естественной миграции. Так, к примеру, было с городом Тобыл в Костанайской области и с городом Косши возле Астаны. И даже разрастание рабочих поселков до масштабов города, как произошло с городом Кульсары в Атырауской области – дело привычное. По такому же принципу чуть раньше в Казахстане появился  город Жанаозен.

Но недавно Казахстан решился на строительство города фактически «с нуля». Уже подписаны все документы о статусе Алатау-сити в Алматинской области, началась прокладка инфраструктуры к будущему курортному городу Кендерли.

Читайте также: Большая мечта и сомнения: хроника строительства города между Алматы и Конаевым

«С точки зрения экономической целесообразности такие инициативы можно только приветствовать. Города – это точки роста, где бы они не располагались. Люди живут, значит развивается малый бизнес: магазины, парикмахерские и так далее, позже – небольшие производства. Это рабочие места, это повышение устойчивости казахстанской экономики», - уверен экономист Арман Бейсембаев.

При этом эксперт уверен, что с учетом будущей пользы от инвестиций в строительство новых городов, деньги на инженерные коммуникации и прочие проекты в рамках мегастройки можно брать даже из Нацфонда: со временем это все окупится.

«Мне кажется, что с учетом обширности нашей территории, именно новые города должны быть в приоритете, а не точечная застройка существующих. Та же Алматы -  зачем что-то строить в и без того переполненном городе? Лучше построить рядом новый город. Все страны с большой территорией движутся в этом направлении. Посмотрите опыт США: люди живут в даунтаунах и каждый день едут за сотню километров на работу. Никого это не смущает, а мы чего боимся?» - недоумевает экономист.

При этом он подчеркивает: чтобы новый город стал востребованным у населения, надо осуществлять грамотное планирование территории, предусмотреть транспортную и коммунальную инфраструктуру, а также – привлекательные условия ипотеки и других кредитов для тех, кто захочет в этом городе жить и строить бизнес.