Поясните за шмот: почему госорганы покупают импортную одежду, а нацкомпании – отечественную?

На закуп продукции легпрома казахстанские госорганы тратят миллиарды, но отечественным производителям достается менее половины от этой суммы

Анна Величко

Казахстанская легкая промышленность – это то, что по мнению многих экономистов, могло бы дать стабильный доход самым уязвимым слоям населения – женщинам и сельским жителям. Поэтому вот уже много лет подряд развитие этой отрасли экономики является одной из приоритетных задач. И один из самых действенных способов поддержки отечественного производителя мог бы стать централизованный закуп его продукции. «Голос народа» узнал сколько простыней, наволочек и спецкостюмов «made in Kz» приобретают госорганы и нацкомпании страны.

После непонятной истории с пошивом форменных курток то ли таможенников, то ли полицейских Казахстана на фабрике Кыргызстана, корреспондентам «Голоса народа» стало интересно – а сколько в принципе одежды, обуви и прочего товара легпрома покупают наши госорганы?

Читайте также: Бишкек или окраины Шымкента: где шьют одежду для казахстанских силовиков и чиновников?

Как сообщили нам в АО «КЦИЭ «QazIndustry», объемы закупа продукции легкой промышленности казахстанскими государственными и квазигосударственными органами растут ежегодно.

Так, одни только министерства через портал госзакупок, в 2023 году приобрели продукции легпрома на 27,6 млрд тенге. Это на миллиард больше, чем годом ранее.

Предприятия горнорудного сектора, входящие в квазигосударственные холдинги, купили в 2023 году одежды, обуви и прочего текстиля на 17,3 млрд тенге, а сами нацкомпании – на 18,9 млрд тенге.

Нам не сообщили – сколько потрачено на текстиль и кожгалантерею для силовиков, потому как это секретные данные, но, думается, не намного меньше.

В то же время, как не единожды заявлялось с высоких трибун, легкая промышленность – отрасль стратегическая, поэтому для ее развития существуют различные налоговые преференции и льготные программы кредитования.

«Одним из законодательных актов стимулирующих  развития легкой промышленности является Закон «О промышленной политике», целью которого является обеспечение устойчивого развития обрабатывающей промышленности путем увеличения производства конкурентоспособной, высокотехнологичной, экспортоориентированной продукции и отхода от сырьевой модели развития. Вместе с тем, в рамках Правил предоставления мер государственного стимулирования промышленности, направленных на повышение производительности труда субъектов промышленно-инновационной деятельности, утвержденных приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 1 июня 2022 года №308 и Правил оказания мер государственного стимулирования промышленности, направленных на продвижение отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутренний рынок утвержденных приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 15 июня 2022 года №342, АО «QazIndustry» предоставляет меры государственного стимулирования путем возмещения части затрат», - говорит заместитель председателя правления АО «КЦИЭ «QazIndustry» Нурлыбек Рахметов.

Однако, что может быть главным стимулом для открытия новых производств и расширения имеющихся? Правильно – только стабильный спрос на продукцию.

По данным Бюро нацстатистики АСПИР РК, всего казахстанцы купили за 2023 год изделий легкой промышленности на 2,8 трлн тенге, что на 79,7% больше по сравнению с показателем 2022 года.

В этом объеме централизованный закуп госорганов и нацкомпаний, конечно, капля в море. Однако, как признают сами производители, госзакуп – это прекрасная возможность для запуска производства.

И тут статистика не такая радужная: только горнорудные «дочки» нацкомпаний смогли найти в родной стране более 50% нужных им товаров легкой промышленности.

Почти дошли до 50% и сами нацкомпании и холдинги. При этом госорганы закупили у отечественных производителей всего 45,4% товаров легкой промышленности.

Меньше всего продукции «made in Kz», 12,4% от общего объема, купили системообразующие компании казахстанских регионов. И это, надо думать, очень плохой признак, ведь именно в регионах и должны строиться новые швейные фабрики и цеха, чтобы, в том числе, обеспечить работой жителей этих регионов.

Тем более, что, как уверены в «QazIndustry», у легкой промышленности Казахстана есть все шансы для взрывного развития – у нас есть собственное сырье в виде хлопка, кожи и шерсти, есть рынки сбыта рядом.

Но чего-то, судя по всему, все же не хватает. Согласно официальному статбюллютеню «QazIndustry», в 2023 году в отрасль фактически не было привлечено инвестиций в основной капитал.

Сбудутся ли в этой связи планы о повышении доходов казахстанских женщин – непонятно.

Реклама
Реклама
Новости партнеров