поиск
×
Казахстан

Пришлось поработать: как в Казахстане переписали водный кодекс после критики депутатов

Обновленная Концепция по управлению водными ресурсами на 6 лет стала доступна для обсуждения

Эльдар Аланов
07 июня 2024 года в 11:35

Пришлось поработать: как в Казахстане переписали водный кодекс после критики депутатов
Коллаж: Голос народа

В новой концепции по управлению водными ресурсами больше внимания уделено механизмам управления талыми водами, а также признано, что все водные проблемы Казахстана не из-за сопредельных стран и географии, а из-за банального наплевательского отношения к воде внутри страны, передает «Голос народа».

Отношение Казахстана к водным ресурсам не единожды подвергалось критике на самых разных уровнях. Чтобы решать проблемы весенних паводков и летних засух, даже было создано министерство водных ресурсов и ирригации. Однако, когда этой зимой профильный министр Нурлан Нуржигитов пришел в мажилис с презентацией концепции по управлению водными ресурсами, депутаты документ раскритиковали в пух и прах, а потом и вовсе – потребовали переписать.

Судя по тому, что на портале «Открытые НПА» появилась обновленная концепция по управлению водными ресурсами, чиновники МВРИ к критике прислушались и поручения выполнили.

«Голос народа» сравнил обновленную концепцию с имеющейся. И фундаментальное противоречие обнаружилось практически сразу: если в предыдущей редакции говорилось о том, что проблема Казахстана – в высокой зависимости от трансграничных рек, то теперь, почему-то доля поступающих из-за границы водных ресурсов заметно снижена.

«Основной объем водных ресурсов обеспечивают поверхностные воды в среднегодовом объеме 102,3 км3. Из них 49,6 % сформированы локально, остальные 50,4 % сформированы благодаря притоку трансграничных рек из Китая, Узбекистана, России и Кыргызстана. По индексу зависимости от притока трансграничных рек с территории соседних стран Казахстан стоит в одном ряду с такими странами, как Израиль и Португалия. Это значительно увеличивает значимость урегулирования трансграничных перетоков для решения существующих и потенциальных водных проблем страны», - говорилось ранее.

«Основной объем водных ресурсов обеспечивают поверхностные воды в среднемноголетнем объеме 106 км3, из них 55,7% формируются на территории страны, остальные 44,3% – благодаря притоку трансграничных рек из Китая, Узбекистана, России и Кыргызстана, что значительно увеличивает значимость урегулирования трансграничных перетоков для решения существующих и потенциальных водных проблем страны», - гласит обновленный документ.

Почему изменились расчеты – вопрос к математикам, однако очевидно, что теперь списать все наши проблемы на то, что воду не дали вовремя или дали невовремя соседи – не получится. Раз больше половины водного стока формируется внутри страны, то и отвечать за его нехватку в летний период должны именно казахстанцы.

И этому моменту в обновленной Концепции уделено особое внимание.

Как говорят авторы документа, нерационально вода в Казахстане расходуется как предпринимателями, так и населением.

«Если текущая ситуация использования водных ресурсов в отраслях экономики и населением сохранится, к 2029 году существует риск снижения темпов социально-экономического развития из-за дефицита воды», - предупреждают они.

Как отмечается в Концепции, чтобы смотивировать всех к экономии воды, необходимо наладить в Казахстане производство счетчиков воды,  отремонтировать магистральные каналы и повысить тарифы на воду.

«В тарифах не в полной мере учитывается рост инфляции, что также влияет на инвестиционную привлекательность отрасли, так как для обеспечения стабильности работы предприятий необходима прогнозируемая тарифная политика, предусматривающая индексацию на уровень инфляции», - говорится в Концепции.

Однако так или иначе те же самые тезисы были прописаны и в предыдущей редакции Концепции по управлению водными ресурсами на 2024 – 2030 годы.

Из нового – значительно расширен раздел, посвященный научному и законодательному сопровождению водной отрасли. По каждому аспекту найден мировой опыт, на который необходимо ровняться, а также несколько раз упоминается слабый уровень прогнозирования изменений климата со стороны РГП «Казгидромет».

Кроме того, большой раздел посвящен борьбе с паводками и засухой.

Читайте также: Работ нет даже на бумаге: в чем причина весенних паводков и летней засухи в Казахстане?

В качестве примеров постоянных средств защиты от наводнений в Концепции приводятся такие сооружения, как сады дождя, подземные резервуары, затопляемые пространства и надувные плотины.

Но, стоит думать, что это не единственные ноу-хау, которые будет применять Казахстан. В Концепции прописано, что ученые должны на регулярной основе изучать международный опыт и заниматься разработкой собственных изобретений.

Напомним, ранее новый Водный кодекс ракритиковали в мажилисе. 

Новости партнеров

Вам будет интересно