Почему дорожает сотовая связь, или Как усмирить аппетиты операторов

Казахстанцы возмущены ростом тарифов на мобильную связь

Сауле Саденова

Сотовые операторы связи периодически поднимают цены на свои услуги для абонентов. Пользователи же получают только уведомления о новых ценах и их тарифах, зачастую со значительным уменьшением количества гигайбайтов и минут. Казахстанцы возмущаются таким положением дел, однако все недовольства так и остаются на просторах соцсетей и пабликов. Имеют ли право операторы в одностороннем порядке повышать стоимость пакетов, какая ответственность предусмотрена в таких случаях и что по этому поводу думают эксперты, разбирался «Голос народа».

Очередные жалобы на рост тарифов от граждан начали массово поступать еще в конце прошлого года. Как полагается, Агентство по защите и развитию конкуренции начало расследование в отношении операторов. После анализа динамики изменения цен, тарифных планов, эксперты ведомства значительный рост цен по тарифным планам от 7,7 до 57,3% выявили в 2023 году. В декабре 2023 года, АЗРК призвало операторов прекратить конкурентные согласованные действия и рекомендовало снизить цены. Однако снижения цен казахстанцы так и не дождались. Вместо этого в прошедшем феврале, по подсчетам аналитиков, цены на мобильную связь выросли масимально с 2011 года.

Казахстанцы периодически возмущаются необоснованным повышением цен, плохим качеством интернета и связи, а то и их полном отсутствием. История повторяется из года в год, однако ситуация кардинально не меняется – цены все также продолжают повышаться, а качество связи при этом оставляет желать лучшего.

Что думают юристы?

Казахстанский эксперт по юридическому праву Антон Шин отмечает, что сложившаяся ситуация неудивительна, и говорить о справедливом тарифе нельзя, потому как большинство местных сотовых операторов фактически принадлежат одной компании.

«Говорить о справедливом тарифе затруднительно, потому что два из тех сотовых операторов принадлежат одному холдингу – Казахтелекому, в котором для меня, например, не все понятно», – отметил юрист.

По его мнению, в первую очередь необходимы разбирательства по поводу выполнения инвестиционных обязательств сотовых операторов.

«Мне кажется, что рынок в скором времени может прийти в равновесное состояние, когда один из операторов уйдет из группы Казахтелекома. Надо разбираться с инвестиционными обязательствами сотовых операторов. Есть, например, у Kсell и Теле2 по 5G, у Билайна их нет, но у Билайна есть другие обязательства по покрытию 4G. Смотря в чем идет неисполнение обязательств. Если речь идет о предоставлении услуг связи несоотвествующих показателям качества, то в КОАПе есть адмштраф. Если территория у них указана в лицензиях, и она по факту не покрыта связью в назначенный срок, то там также можно говорить о наложении ответственности уже по другой статье», – добавил Антон Шин.

Во всем «виноват» Казахтелеком?

В свою очередь экономист, директор некоммерческой организации ЧУ Integrity Astana Жанат Нургалиев также подтвердил мнение, что в стране сложилась устойчивая монополия в сфере сотовой связи.

«Рынок сотовых операторов – монопольный, более 60% занимает госкомпания «Казахстелеком», с операторами Kсell, Tele2, и второе – Билайн, Кар-Тел. Они монополизировали рынок, и теперь государство самоустранилось, в лице МЦРИаП, АЗРК. По сути операторы сами определяют цены. Сейчас действительно, цены значительно выросли, до 50% доходит. При этом качество сотовой связи страдает. Сейчас еще идет, что они уменьшают объемы гигабайтов мобильного интернета», – подчеркнул экономист.

По его словам, в сегодняшней ситуации необходимо вновь проведение независимого, полного и объективного расследования.

«Они-то вроде бы работают в рамках закона, сейчас действует предпринимательский кодекс, что субъекты рынка сами определяют цены на свои услуги. Потом МЦРИаП говорит, что это теперь компетенция АЗРК, поскольку это монопольный рынок. А АЗРК говорит, что только на основании жалоб, обращений могут вмешиваться и как-то регулировать. Поэтому здесь надо чтобы большинство граждан писали жалобы в Агенство по защите конкуренции, там они инициировали расследование по выявлению необоснованного повышения цен», – добавляет спикер.

Он также подчеркивает, что государству надо создать условия, чтобы пришли другие операторы сотовой связи.

«На самом деле Казахтелеком не дает частоты, кабельную канализацию и другие операторы не могут зайти на рынок. 5G частоты тоже все выкупили они, то есть, по сути, здесь надо проводить именно большую работу с этим гигантом. Провести их независимый аудит. Там очень много проблем, возможно, есть завышения или коррупционные риски в их закупках», – убежден Нургалиев.

Он также считает, что в стране попросту нет возможности для появления новых операторов.

«Проблема еще и в том, что МЦРИАП принял программу «Доступный интернет» и хочет достичь космической скорости интернета в 100 Мбит/с за счет сотовых операторов. Здесь у сотовых операторов возникает вопрос – вот мы будем развивать интернет в селах, но там ведь нет численности населения. Нет столько абонентов, поэтому мы будем за счет городских крупных городов повышать тарифы. Думаю, такая история, возможно, тоже имеет место. Поэтому здесь надо именно подключения общественности, чтобы она не была в стороне, не умалчивала вопрос, писала жалобы, можно даже запустить петицию. И в целом, чтобы было проведено независимое, объективное расследование насчет обоснованности роста тарифов», – резюмировал эксперт.

Ранее мы сообщали, что по подсчетам казахстанских аналитиков, в феврале стоимость услуг сотовой связи в стране выросла сразу на 6,2%, этот показатель стал максимальным с января 2011 года. Также мы писали, что казахстанцы не перестают жаловаться на состояние сотовой связи и мобильного интернета. За три месяца прошлого года компании повысили стоимость оказываемых услуг сразу более, чем по 30 тарифам.

Реклама
Реклама
Новости партнеров