Аренда автомобилей для чиновников может быть коррупционной лазейкой
Дорогие иномарки в Казахстане могут себе позволить не только олигархи, но и обычные чиновники, причем за счет государственного бюджета. Сколько стоит комфорт наших чиновников? «Голос народа» ознакомился с объявлениями по покупке автомобилей на сайте госзакупок за февраль и выяснял, почему чиновники не могут довольствоваться эконом-классом.
Экономия за 8 млн или комфорт за 20 млн?В городе Алтае Восточно-Казахстанской области отдел финансов решил закупить сразу 7 автомобилей на сумму 83 236 428 тенге. Казалось бы, что ничего такого в этом нет. Средняя сумма за одно транспортное средство – 11,9 млн тенге. Однако не за все семь авто предлагают одинаковую сумму.
Отделу финансов района Алтай пригодился кроссовер стоимостью 19 790 000, выпущенные не ранее 2023 года.
«Тип привода - 4WD, Мультифункциональное рулевое колесо, Механическая регулировка сидений, Регулировка рулевой колонки по высоте и вылету, передние и задние стеклоподъемники, аудиосистема с радио, наличие подушек безопасности; дневные ходовые огни; зеркала заднего вида. Диски не менее 60R», — говорится среди требований к автомобилю.
Вероятно, что характеристику «подгоняли» под новенькую Kia Sorenta, которая как раз продается по цене от 17 990 000 до 19 190 000 тенге.
Подогрев руля для управления в СКОПредлагаемые цены за остальные 6 авто варьируются от 7,9 до 13,2 млн тенге. Отсюда напрашивается вывод – купить авто за 8-10 млн тенге вполне реально. Зачем тогда чиновникам дорогостоящие комфортабельные авто? Возможно, они никогда не слышали, что «автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения».
Комфортабельное авто с подогревом руля, передних и задних сидений, системой умного ключа, двухзонным климатконтролем с системой антизапотевания, круиз-контролем с управлением на рулевом колесе хочет закупить управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Северо-Казахстанской области за 22,59 млн тенге.
«Аудиосистема с дисплеем не менее 10,25” (Radio+RDS+Navi); Панель приборов SuperVision с LCD монитором не менее 4,2”+Rheostat; Премиальная аудиосистема Harman/Kardon; Панель приборов SuperVision с LCD монитором не менее 12,3”+Rheostat; Боковые механические шторки для пассажиров заднего ряда; Амбиентная подсветка салона; Салонное зеркало с функцией автозатемнения; Кожаная отделка рулевого колеса с перфорацией; Отделка потолка и боковых стоек тканью «Deluxe»; Кожаная отделка панелей приборов; Светодиодные LED освещение салона; Коврик багажного отделения; Пепельница; Третий ряд сидений; Трехзонный климат-контроль с системой антизапотевания; Дополнительный USB порт. Экстерьер: Светодиодные LED дневные ходовые огни; Окрашенные ручки дверей и корпусы боковых зеркал в цвет кузова; Повторители сигналов поворота в боковых зеркалах заднего вида; Спойлер; Багажные рейлинги на крыше», — вплоть до таких характеристик расписано в технической спецификации.
Такое детальное описание требований к автомобилю наводит на одну мысль – есть конкретная марка, которую хочет получить заказчик и, скорее всего, это Hyundai Santa Fe. Возможно, кто-то из петропавловских чиновников давно мечтает именно об этой машинке, но не может позволить ее за свой счет.
К слову, в предыдущие годы то же управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Северо-Казахстанской области закупало автомобили по 12-14 млн тенге.
Сколько стоит арендовать авто?Казахстанцы часто высказывают недовольство тем, что их налоги уходят на покупку дорогостоящих автомобилей для чиновников. Есть ли другой выход? Ну конечно! Это аренда автомобилей, в которую входят и услуги водителя. Сколько это будет стоить?
В среднем стоимость услуг по аренде автомобиля варьируется от 4 до 7 млн тенге. К примеру, Управление делами акимата Мангистауской области планирует арендовать 55 автомобилей за 240 625 000. Таким образом, аренда одного транспортного средства обойдется бюджету в 4 375 000 тенге за 10 месяцев.
Аренда автомобилей для чиновников – лазейка для коррупцииВ мае 2020 президент Казахстана ввел для госорганов мораторий на покупку легковых автотранспортных средств выше базовой комплектации, с объемом двигателя более 2000 кубических сантиметров, а также происходящих не из государств-членов Евразийского экономического союза. Действие моратория прекратилось спустя три года и продлено не было, отмечает эксперт по государственным закупкам РОО «Әділдік жолы» Ербол Сардарбеков.
«Нет ограничений на приобретение определенных марок, но при проведении любых государственных закупок Заказчик не должна нарушать принципы закона «О госзакупках» оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок. В основном автомобили закупаются отечественной сборки, но при сильном желании ничего не мешает заключить договор аренды любого автомобиля с водителем или без него», — рассуждает Ербол Сардарбеков.
Читайте также – Неосвоение бюджета в Казахстане: за счет чего получают премии госслужащие
Вместе с тем Ербол Сардарбеков поделился мнением о том, как можно минимизировать коррупционные риски, а также объяснил, почему чиновники выбирают именно комфортабельные автомобили.
«Раз уж есть принципы оптимального расходование средств, соответственно, необходимо продление по сокращению расходов. При этом необходимо запретить аренду легковых автомобилей для руководителей, чтобы не оставлять лазейку в законе. В действительности для выполнения функциональных обязанности не требуется автомобиль бизнес-класса, но определенные условия должны быть для сохранения имиджа. При этом, если будут введены ограничения по маркам автомобилей, это будет противоречить нормам Закона «О государственных закупок», в котором организатор должен предоставить потенциальным поставщикам равные возможности и не ограничивать конкуренцию», — объяснил эксперт.