PISA-2022: ученики в регионах отстают по знаниям на два года от крупных городов Казахстана

Результаты Казахстана ниже среднего показателя среди всех стран

Назира Аидарбек

В начале декабря Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты международного исследования PISA-2022, в котором приняли участие и учащиеся Казахстана в возрасте 15 лет. Согласно официальной информации от министерства просвещения, в стране улучшились результаты по естественно-научной и математической грамотностям, а также Казахстан поднялся в рейтинге. Можно ли действительно отметить улучшения в знаниях казахстанских учеников, разбиралась корреспондент «Голоса народа».

Эксперт в образовании Алия Бижанова поделилась личными наблюдениями по опубликованному отчету у себя на странице в Facebook. Она отмечает, что Казахстан занял 46 место среди 81 страны, при этом ранее мы находились на 69 месте из 79.

«Наш рейтинг в списке стран повысился благодаря расширению географии проведения теста и благодаря тому, что другие страны хуже справились с потерями в обучении в результате пандемии COVID-19. Наши результаты: математика - 425 балла (средний по странам ОЭСР - 472), чтение - 386 (средний по странам ОЭСР - 476), естественно-научный блок - 423 (средний по странам ОЭСР - 485). Наши результаты сравнимы с результатами Греции, Румынии, Монголии, Панамы, Малайзии и Саудовской Аравии», — пишет Алия Бижанова.

По словам Бижановой, разница в 40 баллов равнозначна 1 году обучения, таким образом по чтению Казахстан отстает от стран ОЭСР больше чем на 2 года. При этом наши результаты, в сравнении с прошлыми годами (2012 и 2018), практически не поменялись. 

«Это и хорошая, и плохая новость. Почему хорошая? Весь мир и все системы образования пережили огромное потрясение пандемии COVID-19 и потери результатов обучения во многих странах были колоссальными. Казахстан несмотря на сложности с онлайн обучением во время пандемии и достаточные потери в результатах обучения смог сохранить до-пандемийные результаты.

Почему плохая? Потому что, пока другие страны повышали свои результаты, например, Сингапур, Япония, Китай, наша система образования не смогла показать видимые статистически значимые улучшения, кроме естественно-научного направления», — рассуждает эксперт.

Среди положительных моментов Алия Бижанова отметила минимальные социально-экономические различия учеников. В Казахстане различие составило 3,9%, тем временем средний показатель в странах ОЭСР – 15,5%.

«Разрыв между успешными и отстающими учениками достаточно высокий, что говорит о том, что западает принцип равенства возможностей. Система делает большой упор на одаренных детей и не предоставляет достаточно шансов отстающим ученикам улучшить их результаты. Доля успешных детей Казахстана, которые показали высокий уровень знаний – 2,2% по сравнению с 13.7% среднего по странам ОЭСР. Доля слабоуспеваемых учеников Казахстана по всем трем направлениям – 32,8% по сравнению с 16,4% среднего по странам ОЭСР. Это достаточно большой разрыв и должен быть принят во внимание политиками, принимающими решения», — считает она.

Алия Бижанова подчеркивает большой разрыв между результатами учащихся в разных регионах. Так, школьники из Алматы и Астаны опережают по математике опережают учащихся Туркестанской области на 64 балла, что эквивалентно полутора годам обучения. Тем временем разница той же Туркестанской области с Костанайской по чтению – 2 года или 80 балоов.

На проблему в разрыве знаний и навыков школьников в регионах Казахстана обратил внимание учитель физики и математики, автор курсов для учителей физики по повышению квалификации Ильяс Мынжасаров.

«С чем мне приходится часто сталкиваться, находясь даже в максимально благоприятной для детей среде? Во-первых, слабая база по математике за 5-7 класс. Есть дети, которые элементарно не умеют складывать дроби. Испытывают сложности при приведении дробей к наименьшему общему знаменателю. В 8 классе есть дети, которые испытывают проблемы с записями десятичных дробей. Работа с большими и малыми числами вообще полный мрак. Для тех, кому непонятно, это минимальная базовая программа за 5-8 класс.

Во-вторых, большие проблемы с читательской грамотностью. Я сейчас говорю не про художественную литературу, а именно умение понимать текстовые задачи по математике и физике. Когда даешь условие задачи «Объем жидкости равен 60 литров, плотность равна 800 кг/м^3. Найдите массу жидкости», дети спокойно решают. Если же условие дано в стиле «сколько нефти поместится в резервуар с вместимостью 60 литров» у большинства детей тоскливые глаза и паника. Хотя по факту условие и вопрос задачи одни и те же.

В-третьих, неумение применять свои знания. Когда даешь им задачу по математике, они могут и решить. Когда же речь идет о применении этих же знании при решении задач по физике, то снова ступор», — поделился Ильяс Мынжасаров.

Педагог отмечает, что у большинства детей, у которых полные пробелы в программе, все равно получают оценки 5 и 4.

«Отмечу, что я рассказываю про город Алматы, где показатели лучшие по стране. Мне страшно предположить, какой уровень в других регионах и за что там ставят 4 и 5. Примерно такая вот реальность вхождения в топ 50. И не забывайте, что это место рейтинге обозначено как «ниже среднего по ОЭСР». То есть мы остались в пределах того же качественного уровня. А если учесть сколько было выделено средств, чтобы подняться в рейтинге, то вопросов становится еще больше», — заключил педагог.

Читайте также – Била, как своих: школьный учитель поднимала руку на детей в Астане

Реклама
Реклама
Новости партнеров