Затруднились озвучить сумму и в КТЖ
В начале ноября министерство транспорта выступило с громким обещанием: капитально отремонтировать 50 из 59 крупных вокзалов Казахстана в ближайшие 4 года. При этом о том, в какую сумму налогоплательщикам обойдется эта радость ведомство скромно умолчало. «Голос народа» решил все же прояснить этот вопрос. А заодно понять: кто именно будет ремонтировать вокзалы, большая часть которых находится в ведении нацкомпании «Казахстан Темир Жолы», и почему – государство?
Типичный портрет казахстанского вокзалаЧтобы понять, что казахстанским вокзалам нужен ремонт, не надо даже из столицы уезжать. Достаточно просто посетить старый вокзал Астаны.
Сломанная и разноцветная плитка на центральных ступенях сразу настраивает пассажиров на то, что дорога может быть непростой, но очень интересной.
Напомним, еще год назад казахстанцы жаловались на неработающий эскалатор в старом жд-вокзале Астаны. Когда в здание вокзала приехали наши фотокорреспонденты, эскалатор работал. Однако общий вид вокзала удручает.
Потолок с огромными дырами и странного цвета потеками как бы говорит нам о том, что в таких местах надо смотреть в оба.
И это, напомним, столица. Что уж говорить о регионах?
По данным минтранспорта, в Казахстане функционируют 59 железнодорожных вокзалов и 242 здания, включенных в категорию производственных сооружений с пунктами обслуживания пассажиров.
Основная доля железнодорожных вокзалов и пассажирских платформ построена в первой половине двадцатого столетия по типовым проектам того времени. Здания и сооружения имеют высокий моральный и физический износ, частично или совсем не соответствуют современным требованиям нормативно правовых актов и отраслевых стандартов, в том числе безбарьерной среды лицам с инвалидностью.
Их, как решили в ведомстве, надо в срочном порядке капитально ремонтировать, в том числе – чтобы казахстанцы с особыми потребностями могли путешествовать самостоятельно.
Плюс – минус миллиардОднако ни точну, ни хотя бы приблизительную сумму ремонтных работ в министерстве транспорта озвучить не смогли.
«В настоящее время прорабатывается вопрос финансирования капитального ремонта вокзалов, с учетом создания безбарерный среды для лиц с инвалидностью», - объяснил вице-министр транспорта РК Сатжан Аблалиев.
В то же время на прошлой неделе министр траспорта Марат Карабаев приезжал в Костанай. Вокзал этого города тоже требует капремонта. По предварительным оценкам акимата, смета строительных работ будет в районе 825 млн. тенге.
Вокзал Костаная не самый крупный в стране, но и к мелким его не отнесешь. Стало быть, можно сделать вывод, что и остальные 49 обойдутся бюджету примерно в эту же сумму. Итого – примерно 45 млрд. тенге на ремонт вокзалов предстоит выделить из госбюджета страны.
Почему КТЖ не вкладывает в свое хозяйство?Впрочем, а почему деньги должно выделять государство?
Ведь находятся практически все крупные казахстанские вокзалы под управлением нацкомпании АО «НК «Қазақстан темір жолы».
«Под управлением АО «НК «ҚТЖ» находятся 294 зданий – 53 вокзала и 241 производственных зданий с пунктом обслуживания пассажиров», - сообщили нам в нацкомпании.
При этом по данным железнодорожников, в капремонте до 2028 года нуждаются не 50, а 40 вокзалов.
КТЖ даже составило примерный план ремонтных работ. Но денег, как уверяют в нацкомпании, у них нет.
«Компанией утвержден перечень из 40 объектов на 2023-2028 годы, подлежащих капитальному ремонту, реконструкции и новому строительству. В целях реализации данных проектов проводятся внутрикорпоративные процедуры, при этом вопрос их финансирования остается открытым. Так, например, в 2024 году планируется капитальный ремонт вокзала Астана. Для реализации проекта в настоящее время проектносметная документация проходит комплексную вневедомственную экспертизу. Наряду с этим, в 2024 году планируется разработка проектно-сметной документацией на капитальный ремонт вокзалов Шу, Мырза, Макат, Доссор, Аршалы, пассажирской платформы станции Мойынты и на строительство нового вокзала Алга. Строительно-монтажные работы запланированы на 2025 год», - сообщили нам в дирекции магистральных сетей АО «НК «ҚТЖ».
Как уверяют в компании, они делают все возможное для того, чтобы сохранить хотя бы то, что есть. К примеру, в 2018 – 2019 годах провела модернизацию вокзала Караганды на 1,6 млрд. тенге. Но в целом вокзальное хозяйство является для КТЖ глубоко убыточным.
Для сравнения: в прошлом году на содержание и обслуживание всех вокзалов КТЖ потратил почти 17 млрд. тенге, а заработал на их функционировании чуть более 7 млрд.
Как вывести железные дороги из кризиса?При этом, как сообщал летом председатель правления АО «НК «ҚТЖ» Нурлан Сауранбаев, постепенно компания выходит из затяжного кризиса: на ней все еще висит международный долг в почти 2 трлн. тенге, но из-за геополитической ситуации растут доходы от транзитных грузоперевозок. Пассажирские по-прежнему остаются убыточными.
В 2019 году для того, чтобы выправить положение дел в пассажирских перевозках, Казахстан решил привлечь к руководству профильной компанией немецкий менеджмент.
Управляющие из Deutsche Bahn, как не единожды заявлялось в пресс-релизах АО «Пассажирские перевозки», позволили достичь компании экономического эффекта в 12 млрд.тенге. Казахстанцы же в это время не перестают жаловаться на регулярные задержки поездов, грязные вагоны, холодные и неудобные вокзалы и прочие «прелести» путешествий по нашей прекрасной стране.
А в обозримом будущем, судя по всему, еще и парковки при всех казахстанских вокзалах могут стать платными. Сейчас все они находятся в собственности акиматов, однако Минтранспорта рассматривает возможность их передачи на баланс КТЖ.
Как объяснил нам вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев, это позволит создать в казахстанских городах полноценные вокзальные комплексы.
А в самой нацкомпании нам сообщили, что если вопрос будет решен положительно, то для них станет «возможно получение дополнительного дохода для обустройства парковочных зон».
Напомним, ранее министр транспорта Марат Карабаев прокомментировал факты коррупции в «Қазақстан темір жолы». Неоднократно поднимали вопрос деятельности нацкомпании и депутаты. Так, они были возмущены нехваткой комфортных пассажирских вагонов, а рост убытков нацкомпании связывают с неэффективным управлением.