Наша страна уже однажды чуть не попала под санкции за продажу списанной военной техники
В августе этого года совершенно незаметно для всех закончился годовой мораторий на экспорт военной техники. Вскоре после этого, в октябре, на продажу в Семее выставили десять истребителей МиГ-31, что вызвало широкий резонанс в обществе. Гражданское общество задавалось традиционным вопросом – а не продадут ли эти истребители в Россию на запчасти? Тем более что Казахстан уже попадал в международный скандал, связанный с продажей авиатехники в подсанкционную страну. «Голос народа» решил вспомнить ту историю и провести параллели с днями сегодняшними.
Через пару месяцев после объявления о продаже десяти истребителей Семея, уже в октябре, министерство промышленности и строительства решило списать 117 истребителей. В перечень машин, подлежащих списанию вошли модели МиГ-23УБ, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и Су-24МР. Решение было принято для оптимизации военно-технического потенциала и шаг подразумевает не только избавление от устаревшего военного оборудования, но и принятие мер для предотвращения его нежелательного использования третьими лицами.
«Указанная авиатехника … подлежит реализации на электронных торгах (тендерах) с обязательным условием ее ликвидации посредством утилизации методом распила на территории Республики Казахстан.» – говорится в официальном сообщении Министерства
117 истребителей впечатляющая цифра для обывателя, учитывая, что примерно такое же количество истребителей несут боевое дежурство в рядах Сил Воздушной Обороны. Это можно объяснить двумя причинами:
Первая: наличие на консервации такого большого количества самолетов нормальная практика – большая их часть либо уже израсходовала свой летный потенциал, либо используется как источник для запчастей.
Вторая: Туркестанский военный округ никогда не был приоритетным театром военных действий и туда, как правило, поступали устаревшие военные самолеты из более приоритетных военных округов в Европе. Разумеется, Китай рассматривался СССР как угроза, но тактика военных действий против него предполагалась другая – в Казахстане было размещено большое количество ракетных дивизионов.
Исходя из этого, после развала СССР, Казахстан хоть и стал третьей по военной мощи страной на постсоветском пространстве, но имел на вооружении зачастую морально устаревшее вооружение.
К примеру, выставленные на продажу Су-24, МиГ-27 и МиГ-23УБ были разработаны в 60-70-х годах прошлого века. Более того, еще в советские времена им были разработаны замены с более современным вооружением и электроникой.
Однако, выставленные на продажу МиГ-31 относительно современные машины и, более того, используются ВКС России в боевых действиях на Украине. Например, гиперзвуковые ракеты «Кинжал» запускаются с МиГ-31К.
Проведя анализ военной техники, опираясь на данные ежегодного журнала Military Balance, можно точно определить количество тех или иных истребителей, о чем не уточняло Министерство индустрии.
Костяк продаваемых истребителей составили Су-24 и МиГ-27. Это подтверждается спутниковыми фотографиями аэродрома Жетыген, где техника, находящаяся на консервации стояла в поле. На фото легко определить МиГ-27 и Су-24 по характерным сложенным крыльям и МиГ-29. Рядом с консервированными истребителями можно так же заметить шесть вертолетов Ми-24.
При этом, судя по фото со спутников, качество хранения самолетов оставляет желать лучшего. Долгое нахождение самолетов на открытом воздухе, особенно во время дождя и снега, негативно влияет на металл и авионику, что может привести к непоправимому ущербу.
Важно отметить, что продажа этих истребителей в Россию маловероятна по нескольким причинам:
История Казахстанского экспорта вооружений берет начало со времен независимости. После распада СССР, Казахстан, обладая третьим по величине арсеналом (после России и Украины) и около сотней оборонных предприятий, столкнулся с вызовами, такими как отсутствие контролируемых границ и низкая организованность армии.
В 1995 году, государственная компания «Улан» заключила контракт с КНДР на поставку 24 зенитных установок КС-19, предназначенных для утилизации.
В 1996 году «Казвоентехимпэкс» под руководством министерства обороны подписал контракт на поставку 133 истребителей МиГ-21 КНДР, обойдя официальные экспортные организации. Эта сделка привлекла внимание международного сообщества.
Казахстан даже мог попасть под санкции США.
Ключевую роль в той истории сыграл некто Олег Сенкин, бывший офицер ГРУ. Он несколько лет пытался сделать карьеру на ниве продажи бэушной военной техники. В 1995 году он договорился с неизвестным покупателем о продаже двух новых МиГ-29, но сделка включала также устаревшие МиГ-21, и покупатель исчез, не выплатив полную сумму.
В 1997 году Сенкин предпринял попытку продать неуправляемые ракеты С-21 Ирану, но сделка была раскрыта ЦРУ и сорвана правительством Казахстана.
Несмотря на эти неудачи, Сенкин свою мечту не оставил и решил продать истребители КНДР, хотя Северная Корея уже была под жесткими санкциями США, продавать ей оружие было категорически запрещено. Но Сенкин каким-то образом заручился поддержкой МИДа РК, и заключил сделку о продаже списанных истребителей чешской компании «Агропласт» для переработки и их доставки в КНДР через окольные пути.
Представители северокорейской внешнеторговой компании, Хо Йонг Хо и Хон Ге Нам, в Алматы заинтересовались не только старыми самолетами, но и новыми технологиями обороны. Их влиятельные связи, в частности, с Нуртаем Абыкаевым, открывали двери на различных предприятиях.
Однако, чтобы завершить сделку, им пришлось договориться с военными. Во-первых, военные обязались поставлять не металлолом, а боевые истребители. Во-вторых, самолеты должны были быть осмотрены гражданами Северной Кореи, а не Чехии. Партнеры вынуждены были полагаться на министра обороны Алтынбаева, заместителя главнокомандующего ВВС Казахстана Нургажина и других военных чиновников. Высокопоставленные чиновники знали, что контракт находится под контролем Нуртая Абыкаева, который, как утверждалось, действовал с неофициального разрешения президента Нурсултана Назарбаева.
Изначально все происходило без инцидентов: самолеты «Руслан» из России прибывали в Казахстан и забирали демонтированные МиГи - шесть самолетов и запасные части на каждом рейсе. Но на шестом рейсе, в марте 1999 года, все пошло наперекосяк из-за бдительности азербайджанских таможенников, предупрежденных властями США о подозрительных передвижениях, выявленных со спутника, при посадке в Баку для дозаправки, «Руслан» был задержан. Таможенные органы заподозрили неладное в документации, так как для одного груза имелись два комплекта документов: один указывал на Чехию, а другой на Словакию. А допрошенные пилоты и вовсе признались, что самолет направляется в Северную Корею.
Позже Южнокорейская разведка обнаружила 30 новых МиГов в Северной Корее, что подвело Казахстан под серьезное дипломатическое давление. Послы Казахстана в США, Южной Корее и Японии были вызваны для объяснений, а США даже угрожали нашей стране приостановкой финансовой помощи в размере 70 миллионов долларов ежегодно.
Казахстан начал пристрастное расследование.
Тогдашний вице-премьер и глава МИД Касым-Жомарт Токаев провел множество переговоров, дабы убедить иностранную общественность в том, что ни президент, ни правительство не были в курсе происходящего.
Президент Нурсултан Назарбаев заверил, что виновные будут наказаны, и что были приняты меры для укрепления контроля над военной собственностью. Чтобы не быть голословным, он даже отправил в отставку министра обороны Мухтара Алтынбаева и начальника комитета национальной безопасности Нуртая Абыкаева за недостаточный контроль над экспортом оружия.
Память у военных достаточно хорошая, а у дипломатов – тем более. И поверить в то, что кто-нибудь вновь отважится на подобную авантюру, как-то не получается. Тем более что сейчас ведь не 90-е, отследить можно полет шмеля в безоблачный день, что уж говорить о перемещении огромных истребителей?