В Минсельхозе основной причиной распространения инфекции назвали глобальное потепление
За 2022 год в Казахстане было зарегистрировано 4 случая вспышки сибирской язвы, за неполный 2023 год – уже 8. Причем в этом году не обошлось без человеческих жертв. Что происходит? Почему в современном Казахстане, при наличии вакцины и миллионных бюджетов, выделенных на профилактику опасной инфекции, от сибирской язвы гибнут и домашний скот, и люди? «Голос народа» спросил об этом у ответственных чиновников.
Занимательный факт: сибирская язва – это инфекция, которая попадает в организм человека чаще всего через контакт с зараженным скотом, однако в Казахстане за нее отвечает не министерство сельского хозяйства, которому выделяют деньги на вакцинацию скота и учет сибиреязвенных захоронений, а министерство здравоохранения, которое потом лечит зараженных и обеззараживает территорию. Складывается впечатление, что госорганы не очень-то и заинтересованы в том, чтобы полностью ликвидировать сибирскую язву в стране…
Согласно официальной статистике, за последние 5 лет, с 2019 по 2023 годы заболело 100 человек, из них 2 случая с летальным исходом (первый случай в Жамбылской области 2022 году, второй случай в Карагандинской области 2023 году). Оба раза, как уверяет Минздрав, люди погибли из-за позднего обращения в больницы.
Скота за это же время было уничтожено 53 головы КРС и 17 лошадей.
При этом медленно, но верно растет и число случаев сибирской язвы, и количество заразившихся опасной инфекцией людей. Так, в 2019 году было 12 случаев заражения людей сибирской язвой, в 2020-ом – 4, в 2021 – 27 случаев, в 2022-ом – 20, а за неполный 2023 год – уже 37 случаев.
Сибирская язва неспроста относится к особо опасным инфекциям. Считается, что ее споры могут жить в почве 100 лет, поэтому карта сибиреязвенных скотомогильников и их окрестностей, по логике вещей, должна быть над кроватью каждого казахстанского фермера.
Но, как выяснилось, нет ее даже у министра сельского хозяйства.
Весной этого года об этой проблеме заговорил депутат мажилиса Ислам Сункар.
«Из открытых источников понятно, что зафиксировано очагов сибирской язвы больше, чем обнаружено», - заявил он в своем депутатском запросе и предложил Минсельхозу провести ревизию всех скотомогильников страны.
Ведомство информацию о том, что могильников нашло меньше, чем их действительно существует, опровергать не стало, однако сообщило, что по республике имеется 2 386 скотомогильников, из них 805 типовых, 1 581 примитивных.
«В целях реконструкции скотомогильников и их содержания за счет местного бюджета регионов было выделено и освоено: в 2021 году 301,8 млн тенге; в 2022 году 313,0 млн тенге. В текущем году на данные цели выделено 404,8 млн тенге. Также, АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» проводится оцифровка кадастровых земельных, природных и минеральных участков, в том числе по скотомогильникам, в рамках информационной системы Единая цифровая платформа пространственных данных», - написано в ответе МСХ на депутатский запрос Ислама Сункара.
Впрочем, оцифровать все могильники в Казахстане пытаются уже много лет, но, видимо, это действительно очень сложный процесс.
Что же касается текущего роста случаев заражения людей и скота сибирской язвой, то в них, как заверили нас в Минсельхозе, виновато в первую очередь Солнце.
«Природно-климатические условия (высокая солнечная активность, прорыв почвы и подъем спор из нижних слоев земли), а также наличие человеческого фактора при проведении профилактических мероприятий способствуют новым вспышкам», - объяснили нам в ответе на официальный запрос сотрудники ведомства.
В Минздраве тоже признают, что засуха провоцирует сибирскую язву, однако отводят Солнцу далеко не главную роль.
«Причиной роста заболеваемости среди населения является:
1. Вынужденный забой больных сельскохозяйственных животных без ветеринарного освидетельствования;
2. Неконтролируемая миграция сельскохозяйственных животных;
3. Неконтролируемый подворный забой сельскохозяйственных животных;
4. Реализация населением мяса, больных животных без ветеринарной справки на рынке и на других объектах стихийной торговли;
5. Отсутствие настороженности населения при падеже скота.
6. Изменение погодно-климатических условий (засуха, подтопление), во время паводка под угрозой подтопления оказываются стационарно –неблагополучные пункты (скотомогильники) в почве которых сохраняются споры сибирской язвы», - перечислили нам сотрудники министерства здравоохранения.
Спросили мы у чиновников и о самом главном: что делается в стране превентивно для того, чтобы опасную инфекцию если не полностью ликвидировать, то хотя бы свести к минимуму?
В ответе на этот вопрос Минздрав снова перечислил куда больше пунктов, чем Минсельхоз.
Согласно ответу Минсельхоза, из Республиканского бюджета выделяются деньги на вакцинацию домашнего скота от сибирской язвы. На 2023 год, к примеру выделено 931,2 млн.тенге.
В Минздраве же сообщили, что задача медиков – подворный обход с целью своевременного выявления больных, наблюдение в течение 14 дней за контактными, лечение и разъяснительная работа с населением.
Основные же превентивные мероприятия, как заверили нас в ведомстве, лежат на их коллегах из Минсельхоза и акиматов. Именно они должны вести учет сельхозживотных, вакцинировать их, строить убойные пункты, наносить на карту очаги сибирской язвы и обустраивать их по всем правилам и многое другое. Делают ли? Вопрос, на самом деле, открытый. Ведь даже самое простое – статистика по зарегистрированным случаям сибирской язвы у Минздрава и Минсельхоза – разная.
Напомним, только за эту осень в Казахстане были зафиксированы три вспышки сибирской язвы. В Карагандинской, Абайской и Акмолинской областях. Кто подвержен риску заражения опасной инфекцией «Голосу народа» объяснила врач.