В рамках закона «О возврате государству незаконно приобретенных активов» проверить смогут каждого
Вот уже три месяца, как в Казахстане появился закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов». По случаю знаменательной даты депутаты партии «Аманат» организовали большую пресс-конференцию с участием Генпрокуратуры, минюста и других причастных органов. «Голос народа» внимательно послушал всех, а потом еще и пообщался с одним из разработчиков закона «О возврате государству незаконно приобретенных активов» Маратом Башимовым, чтобы понять: как именно будут «раскулачивать» олигархов, какие громкие имена находятся в разработке спецслужб и самое главное: где гарантия, что деньги не утекут по новым коррупционным схемам за рубеж.
Стоит отметить, что еще до принятия этого закона, в Казахстане была создана комиссия по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов. За год ее вернуть в собственность государства за это время удалось денег и имущества более чем на 850 млрд. тенге.
Но, как подчеркнули участники пресс-конференции, до принятия закона возвращать добро можно было лишь в уголовно-процессуальном и административно-процессуальном порядке. Это долго и не всегда результативно. Закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов» предусматривает новые процедуры, основанные на международном опыте, добровольного или принудительного возврата активов в гражданском порядке.
Теперь, как уверены активисты, процесс пойдет гораздо быстрее.
Но это в теории. На практике же, как поведал Марат Башимов, работа в рамках нового закона почему-то буксует.
«По поручению главы государства данный законопроект должен был быть разработан Правительством, но работа со стороны ответственных государственных органов исполнена несвоевременно. Мы, депутаты партии AMANAT, как общественная опора главы государства, провели глубокую юридическую работу по подготовке данного законопроекта: провели системную и профессиональную работу. Все нормы были конкретизированы и готовы к исполнению», - говорит он.
Как уверен депутат, за рубежом, да и в Казахстане тоже, у некоторых олигархов накопилось немало заработанного нечестным путем капитала, очень важно его как можно скорее пустить на улучшение жизни простых казахстанцев.
«Несмотря на то, что закон вступил в законную силу, имеется ряд административных процедур, которые в течение двух-трех месяцев должны быть обязательно приняты в подзаконных НПА. Они раскрывают и детализируют механизмы, заложенные в законе. До этого эти нормы нуждались в дополнительной регламентации на подзаконном уровне. В целом, это - стандартные процедуры, которые проходят все законы. Не всегда принятый закон можно использовать на практике сразу», – ответила депутату вице-министр юстиции Алма Муканова.
В частности, госорганы предложили сделать закрытым реестр лиц, подтверждающих законность полученных ими доходов.
Мы попросили Марата Башимова прокомментировать это решение.
«Мы долго спорили по этому поводу. Я лично согласен с теми, кто говорит о том, что этот процесс должен быть прозрачным, чтобы не было никакой коррупционной составляющей. Но, представьте: включили в это список какого-нибудь олигарха, который владеет различными предприятиями, чьи акции торгуются на бирже. Сразу как станет известно о том, что к владельцу есть вопросы от госорганов, его предприятие станет стремительно падать в цене. И что тогда достанется казахстанцам? Компания, которая ничего не стоит? Меня эти доводы убедили в итоге», - объясняет он.
Также в ходе пресс-конференции участники объяснили: как именно будет работать закон.
При разработке закона был изучен опыт Великобритании, США, Германии, Канады, Австралии и других стран, которые применяют механизмы конфискации имущества вне уголовного производства, то есть путем гражданской конфискации в рамках гражданского судопроизводства.
Суть гражданской конфискации в том, что для конфискации имущества необходимо доказать, что лицо приобрело активы незаконно, использовав для этого свои административно-властные полномочия либо имеет отношение к преступной деятельности. В 1986 году Европейская комиссия по правам человека объявила, что конфискация вне уголовного производства не противоречит презумпции невиновности и не нарушает основные имущественные права.
Гражданская конфискация отличается от уголовной и административной тем, что она не ограничена сроками исковой давности и сроками давности привлечения к уголовной ответственности. Кроме того, гражданская конфискация позволяет не принимать во внимание результаты старых проверок, актов и решений, которые могли быть приняты под влиянием олигополий.
Кроме того, желающие могут сдаться добровольно. То есть – передать активы государству добровольно. Именно так сделал недавно Кайрат Боранбаев.
За добровольную передачу имущества олигарх может рассчитывать на прекращение уголовного преследования. В то же время, как подчеркивают депутаты и госорганы, добровольный возврат – это не легализация. Легализация, которая проводилась раньше – предусматривала уплату лишь 20% от стоимости актива. В законе о возврате таких комфортных условий не будет. При добровольном возврате, конечно, будет учитываться вклад, инвестиции, вложенные в предприятие (если такие были). Но будут учитываться и все другие факторы, включая не выполненные инвестиционные обязательства, экологические нарушения, трудовые нарушения, полученные сверхдоходы.
Кроме того, как уже говорилось, законодательная инициатива не ограничена сроками исковой давности. Если выявятся факты утаивания средств, или иные нарушения, то будет повторно запущен весь механизм следствия. Все обстоятельства будет учтены.
В партии AMANAT, помимо прочего, рассказали о том, кто подпадает под действие закона.
Это:
лица, занимающие сейчас и занимавшие в прошлом ответственные государственные должности. К ним относятся все должности, указанные в Конституции, депутаты Парламента, судьи Конституционного Суда, члены бывшего Конституционного Совета, судьи, Уполномоченный по правам человека, все политические госслужащие и госслужащие корпуса «А»; наиболее крупные бизнесмены – так называемые «олигархи» (получившие имущество и доходы в результате использования административно-властных ресурсов, связей, влияния); руководители и управленцы предприятий квазигосударственного сектора.Также в орбиту закона попадает определенный круг лиц, аффилированных с вышеуказанными субъектами. Это позволит выявить активы и незаконно полученное имущество, которые оформлены на родственников, друзей, приближенных подчиненных – то есть номинальных, но не реальных владельцев.
Если вдуматься, то одним из кандидатов на проверку может стать и бывший Президент Казахстана, а также его ближайшие родственники.
«Неприкасаемых, в рамках данного закона, нет. Если человек нажил свое состояние нечестно, то он должен его вернуть вне зависимости от его нынешнего или бывшего статуса», - прокомментировал это предположение Марат Башимов.
При этом он не стал говорить в отношении кого сейчас ведутся проверки, однако пообещал, что когда следствие будет завершено, то общество обязательно будет в курсе.
И, наконец, самое главное: а что будет с возвращенными деньгами и имуществами после? Не пропадут ли они по каким-то коррупционным схемам?
«Все деньги будут сразу попадать на спецсчет казначейства. И уже оттуда будут направляться на социально-значимые проекты. То есть, все счета будут проверяться, контролироваться», - заверил нас мажилисмен.