Казахстанцы стали чаще говорить «рахмет» и позже заводить семьи

Что нормально для Серика из Астаны, неприемлемо для Серика из Жамбылской области

Назгуль Абжекенова

Как меняются ценности жителей страны, покидающих село и переезжающих в города, рассказывает «Голос народа».

Больше не делишь на своих и чужих

О смене традиционных ценностей на глобальные мы поведаем на примере жизни социолога, директора исследовательского центра PaperLab Казахстан Серика Бейсембаева.

 «Я сам из сельской консервативной среды, родился и рос в селе Мерке Жамбылской области. После школы переехал в Алматы, поступил в университет. Сейчас живу в Астане. Для моего поколения это узнаваемая история – многие проделали именно такой путь.

И для меня очевидно насколько изменились и продолжают меняться ценности в обществе, социальные нормы. Постоянно переосмысливая пройденный до сегодняшнего дня путь, я понимаю: во мне осталось очень мало того Серика из Мерке, который вырос, впитав традиционные устои», - рассказывает социолог.

Если, например, в ту пору вопрос гендерного равенства для него не стоял в принципе, точнее, он даже не знал о его, равенстве, существовании, то сейчас для Серика абсолютно нормально, что мужчина готовит еду.

«Хотя там, где я жил, этого не было. Дома я мою посуду, убираю. В ауле было неприемлемо, чтобы мужчина готовил. И этот переход для меня был безболезненным – по мере взросления, социализации, влияния моего окружения я пересмотрел свои взгляды», - делится эксперт.

Он признает: когда растешь в определенной среде и не видишь других, условно чужих, а потом мигрируешь и наблюдаешь культурное, языковое, этническое, религиозное многообразие, то первое время сложно привыкнуть.

«Потом, пожив в новой среде, побыв за границей, понимаешь: деление на своих и чужих является условным. Плюс моя работа сыграла большую роль: как социолог, я работаю на стыке разных миров, разговариваю с представителями разных культур и вижу, что, несмотря на все различия, у нас много общего», - констатирует собеседник.

Он отмечает, что пример его жизни релевантен для многих казахстанцев.

«Ежегодно только в Астану приезжает 50 тысяч человек, высокая миграция также в Алматы и Шымкент. И 150 тысяч человек, приезжающих в мегаполисы, меняют не только место жительства, работу, но и окружение, приобретают новые навыки в условиях большого города.

Ежедневно сталкиваясь с разнообразием – культурным, социальным, ты меняешься, переоцениваешь свои взгляды. И это влияет на наши социальные нормы: то что раньше казалось странным, теперь воспринимается в пределах нормы», - продолжает Серик Бейсембаев.

Спасибо, пожалуйста, извините

В качестве примера он приводит тенденцию, когда казахстанцы стали легко говорить «спасибо» и «пожалуйста».

«На казахском - рахмет и кешіріңіз. Раньше эти слова звучало неаутентично, а сейчас везде встречаются люди, которые спокойно говорят «спасибо» и «извините», оқасы жоқ. Такие, казалось, бы обыденные фразы, но, на мой взгляд, это индикатор изменения социальных норм. И язык - важный маркер этих изменений», - считает социолог.

Также он наблюдает, как казахстанское общество становится все более городским, урбанизированным.

«Традиционная культура распадается, вместо нее формируется городская культура. Это происходит не в чистом виде - там еще больше переходного состояния. И именно с этим переходом связаны различные конфликты.

Ведь сам процесс перехода очень болезненный: то, к чему привыкли многие люди, перестает быть актуальным, и многих казахстанцев это вгоняет  в стресс, они начинают терять ориентацию, перестают понимать, куда движется мир. Особенно это характерно для людней старшего поколения, привыкших к другому порядку», - констатирует эксперт.

Бег, Netflix и капучино

Серик Бейсембаев изучил, как менялись социальные нормы, основываясь на демографических данных Казахстана за последние 30 лет.

В частности, это уровень рождаемости, средний возраст вступления в брак и рождения первого ребенка, показатели разводимости и брачности.

«Основные факторы изменения социальных норм, помимо экономического и демографического, это фактор, связанный с глобализацией. Благодаря тому, что мы перешли к этому рынку, интегрировались в мировую систему товарооборота, к нам стали приходить не только зарубежные продукты, но и идеи, стиль, образ жизни», - говорит социолог.

 Один из примеров - потребление кофе становится очень популярным в наших городах.

«Кофе - это про новый урбанизированный стиль жизни, некий атрибут, что ты принадлежишь к среднему урбанизированному классу. Кофе пришел попутно с Netflix, занятиями бегом на улице. Такая массовая культура, которая стала обыденностью, но это важный индикатор социальных изменений», - подчеркивает специалист.

Почему же казахстанцы не стали массово пить кумыс вместо кофе, который в больших количествах вреден? И означает ли это то, что мы теряем черты национальной идентификации?

«Идентификация - это постоянный процесс, когда мы все время переизобретаем себя, кто мы как нация. Когда-то сложилось представление, что идентификация, национальная идентичность это про то, что мы возвращаемся к истокам, находим свое истинное культурное начало.

Но на самом деле эти идеи не совсем научные, потому что любая идентичность очень гибкая, адаптивная. И сейчас, после 30 лет Независимости, мы интегрировались в глобальную экономику. После революции в сфере цифровых технологий это очень закономерный результат, что мы меняемся со всем остальным миром. Мы не могли остаться в стороне: если во всем мире стали больше пить кофе, мы не могли потреблять больше кумыса. Это нелогично, не закономерно», - полагает социолог.

Больше разводов, меньше браков

Он фиксирует, что трендом последних за 10 лет стал рост количества разводов и снижение количества барков.

«Звучат разные мнения, есть популярный дискурс, что люди разводятся из-за роста социально-экономических проблем, не могут купить жилье и т.д. Но если посмотреть региональную статистику, то видно: в южных и западных регионах показатели разводов в 2 раза ниже, чем в северных.

Мы не можем сказать, что в первых двух регионах население живет в 2 раза богаче. Значит, это больше культурный фактор», - делает выводы эксперт.

Показатель разводимости коррелирует с распространением городского образа жизни и ростом индивидуализации.

«Когда люди ставят на первое место себя и свои потребности. В целом растет запрос на самореализацию. Женщины в качестве приоритета выбирают получение образования и карьеру.

Другой показатель, который поддерживает эту идею, – рост среднего возраста вступления в брак. Лет 20 назад для женщин он составлял 23 года,  сейчас – 25. Для мужчин 26 и 28 соответственно», - акцентирует Серик Бейсембаев.

Два года разницы для демографии - значительный скачок, дополняет он, в соседних Кыргызстане и Узбекистане мы не наблюдаем такой динамики.

«И еще очень важный показатель - средний возраст рождения первого ребенка. 20 лет назад это было 23 года, сейчас – 29. Также значительный скачок. Женщины, вступая в брак, не торопятся рожать детей, в целом семьи стали больше планировать рождение первого ребенка, не поддаются социальному давлению. И это - тоже следствие урбанизации», - говорит собеседник.

Пойдет на спад

Тренд, который не вписывается в эту картину, - показатель рождаемости.

«Коэффициент суммарной рождаемости с начала 90-х годов у нас стабильно растет. В конце 90-х одна женщина рожала в среднем  2 детей, сейчас - 3. Это значительно выше, чем по миру.

Одно из объяснений: поколение, которое сейчас рожает, это дети бэби бумеров 80-х. Их дети вступили в фертильный возраст, их много и детей -соответственно - много рождается», - анализирует социолог.

Второе объяснение тренда – рождаемость выше всего в Туркестанской и Мангистауской областях, Алматы и Астане.

 «В двух мегаполисах благодаря внутренней миграции заметно выше пропорции людей от 20 до 40 лет. Люди из сельской местности поступают в вузы, остаются работать в городах, и эта когорта их больше чем в других населенных пунктах, и рождаемость выше.

Кроме того, миграционная волна в Алматы и Астану представлена людьми, которые все еще являются носителями традиционной культуры», - продолжает социолог.

Однако в 2022 году впервые за последние 30 лет коэффициент рождаемости пошел вниз.

«И я ожидаю, что тренд будет нарастать. Тот высокий уровень рождаемости, который мы наблюдаем последние годы, нехарактерен для стран с таким уровнем урбанизации, как у нас.

Как результат миграции, у людей неизбежно меняются приоритеты, формируется урбанизированное население, и рождаемость начинает снижаться. Это произошло в Европе в середине 20-х. Казахстан в той же ситуации: миграция все еще продолжается, урбанизация с каждым годом ускоряется, и можно ожидать, что рождаемость будет стабилизироваться и в долгосрочной перспективе – снижаться», - считает эксперт.

Реклама
Реклама
Новости партнеров