Он уверен, что обычай кражи невест никак не связан с истинными традициями казахов
Касым-Жомарт Токаев в ходе прошедшего Курултая высказался о тенденции кражи невест, как о «вопиющем мракобесии». Президент заявил, что в современном обществе достоинство, права и свобода явлются главными ценностями. При этом многие казахстанцы считают «алып қашу» казахской традицией. Автор книг и научных статей по истории Радик Темиргалиев рассказал корреспонденту «Голоса народа», что в истории такой традиции не существовало.
«На кону стояла честь рода. Никто не мог просто так своровать девушку без её согласия, за это неминуемо грозила расплата, это подтверждает достаточное количество источников. Но я не говорю, что это не случалось. Конечно, это случалось, но если случалось, то после этого следовала месть. Потерпевшая сторона, эта семья, этот род, у которой украли девушку, считала себя оскорбленной, поэтому они старались наказать вторую сторону. Поэтому такие случаи были единичными», — рассказал историк.
При этом были случаи обоюдного согласия жениха и невесты, тогда всё зависело от родителей невесты. Если всё-таки отец с матерью соглашались с волей дочери, то после этого, как правило, следовала выплата калыма и все решалось полюбовно.
«Размер калыма был разным. Когда-то традиционно устанавливалось сто лошадей, но у богатых это могло быть значительно больше, у бедных — значительно меньше. Установленных размеров не было, как правило, сходилось всё на девятке, то есть количество скота было кратно девяти», — отметил Темиргалиев.
Радик Темиргалиев утверждает, что, согласно историческим источникам, за похищение женщины против ее воли во времена Казахского ханства относилось к тягчайшим преступлениям. Наказание было такое же, как за убийство человека – смертная казнь. А вот существующая на сегодня «традиция» похищения невесты зародилась только на рубеже 19-20-х веков.
«В начале 20-го века наш народ пережил ряд трагических событий, объединение казахского общества, революция, гражданская война. Действительно, в каких-то случаях это позволяло обходить процедуры традиционной казахской свадьбы. Казахская свадьба сопряжена же с большими расходами, помимо калыма, это приданное, подарки всем родственникам. Мне кажется, что во время объединения казахского общества у людей не было возможности нести такие расходы и начали прибегать к похищениям по обоюдному согласию», — считает историк.
Вместе с тем историк рассказал о том, как проходил процесс заключения брака у казахов в средневековье.
«Два друга могли договориться поженить своих детей, даже если у них еще нет детей, они могли договориться «если у тебя будет дочь, а у меня сын, то их поженим». А могло быть так, что во взрослом возрасте сватали детей, потому что хотели породниться с какой-то семьей. В первую очередь, браки заключались решению родителей. Знатные и богатые семьи искали себе соответствующих своему статусу сватов. Но это не отличие только казахского общества, так было во всем мире в доиндустриальном обществе», — поделился Радик Темиргалиев.
Современную тенденцию кражи невест против воли, прикрытую традициями, историк характеризует как уголовное преступление, за которое должно быть предусмотрено наказание.
Читайте также: Наурызнама: День культуры и национальных традиций отмечают в Казахстане
Напомним, ранее стало известно, что в Казахстане праздник Наурыз теперь будет отмечаться по-новому. Теперь с 14 по 23 марта каждый день декады посвящен определенной теме и ценности, отражающей богатство и многообразие казахстанской культуры и общества. Так, 16 марта опредлен в стране Днем культуры и национальных традиций и обычаев.
15 марта, в День благотворительности, астанчане рассказали, на какие добрые дела и поступки готовы идти перед Наурызом.