В Казахстане продукты должны были подешеветь не на 0,1%, а гораздо больше

Сырье в цене снижается, и это должно было повлиять на стоимость продуктов

Меруерт Нургазинова

Впервые за полтора года в Казахстане цены на социально-значимые продукты питания наконец начали снижаться. С 20 по 27 июня т.г цены на СЗПТ упали на 0,1%. Немного, конечно, но уже радует. Между тем, занятые в АПК производители и эксперты уверяют: еда в Казахстане уже должна стоить гораздо дешевле, чем сейчас. К примеру, подсолнечное масло в мировом масштабе подешевело на 28%, а в Казахстане всего на 8%. Стоимость кормов для сельхозживотных вдвое упала в цене по сравнению с прошлым годом. А насколько подешевели в связи с этим яйца и курятина? Вопрос риторический, но птицеводы по-прежнему жалуются, что их бизнес на грани рентабельности.  «Голос Народа» поговорил с участниками рынка и выяснил, почему еда в Казахстане, несмотря на мировые тренды, не дешевеет и чего нам ждать к осени?

Официальный представитель Зернового Союза Казахстана Евгений Карабанов признался, что ему непонятна позиция некоторых казахстанских игроков в сфере птицеводства.

«Птицеводы говорят о том, что это нерентабельно. Но ведь корма практически в 2 раза подешевели в сравнении с уровнем прошлого года. А они говорят, что из-за того, что мы отменили субсидии яичного направления, они вынуждены будут повышать цену на свою продукцию», - сказал он.

Аналогичная ситуация по другим видам сельхозпродукции. К примеру, недавно минсельхоз отчитался о том, что подсолнечное масло подешевело на 8,3% с сентября прошлого года, тогда как на мировом рынке продукт подешевел на 31%.

«Вопрос в большей степени ставится к работе наших госорганов, которые вместо того, чтобы разбираться в объективных экономических причинах и искать возможности удешевления,  начинает возню со стабфондами, поисками виноватых в лице переработчиков, а некоторым даются тепличные условия – как производителям масла, при этом результат этих тепличных условий они не оправдывают снижением цен. Очень большой вопрос к госорганам – МСХ, Минторговли о том, чем кто занимается. Собрали бы этих производителей масел и сказали: ребята, почему на мировом рынке на 31%, а у нас всего на 8%? Тот же антимонопольный комитет может задать этот вопрос, что вообще происходит?», - недоумевает Евгений Карабанов.

В частности, под понятиями «тепличные условия» эксперт имеет ввиду экспортную пошлину на вывоз семян подсолнечника, которая была введена властями. На масло же нет никаких ограничений по вывозу. В результате введения этой меры, по словам представителя ЗСК, цена на продукт упала и за счет того, что в Казахстан «заходит» дешевая российская семечка, местные производители масла начинают диктовать свои цены. Нельзя поддерживать одних участников рынка за счет других, уверен эксперт.

«В итоге продукт не дорожает, но и не опускается в цене настолько, насколько он должен опуститься. Цены на семечко от уровня начала сезона упали в 1,8-1,9 раза, а цены на масло вы видите, чуть-чуть присели. Не пугающе 1000 стоит, а 904 тенге», - сказал он.

«У нас себестоимость производства ниже, также, как и сейчас пошла российская мука, российское молочная продукция и белорусское. Результат – неправильная работа наших чиновников, которые должны заниматься анализом рынка, тенденциями рынков, задавать вопросы, а они сидят хлопают в ладоши – на 8% понизилась цена масло. Чему радоваться?» - добавил Евгений Карабанов.

По его словам, продукты питания в Казахстане должны были подешеветь, причем значительно.

По расчетным данным министерства сельского хозяйства с учетом экспорта и импорта, переработки для производства масла подсолнечного по состоянию на конец июня т.г. наличие семян подсолнечника составляет порядка 500 тыс. тонн.

Мощности отечественных заводов способны перерабатывать до 270 тыс. тонн ежемесячно. В этой связи запасы семян подсолнечника достаточны для обеспечения загрузки отечественных мощностей примерно на два месяца.

«В свою очередь, для обеспечения отечественных переработчиков сырьем в рамках Нацпроекта АПК предусмотрены стимулирующие меры поддержки в виде субсидий фермерам на приобретение семян, минеральных удобрений, средств защиты растений, за услуги по подаче воды, за объемы сданных на переработку семян подсолнечника», - говорится в ответе МСХ на запрос «Голос Народа».

В ведомстве отметили, что наблюдается ежегодное расширение посевных площадей семян подсолнечника.

Так, по оперативным данным акиматов областей, в текущем году площади посевов подсолнечника составили 1121,6 тыс.га, рост по сравнению с 2022 годом составляет 102,8%.

Согласно данным статистики на 1 марта 2023 года наличие подсолнечника составило 753,1 тыс. тонн.

В МСХ сообщили, что ограничительные меры принимаются не только в Казахстане. В целях поддержки отечественного производства в Кыргызстане был введен запрет на вывоз подсолнечника до 10 мая 2023 г.  

В России с 1 июля 2021 года по 31 августа 2023 года включительно действует экспортная пошлина на вывоз подсолнечника в размере 50%, но не менее $320 за тонну.

При этом, министр сельского хозяйства РФ Д.Патрушев в своем интервью interfax.ru от 16 июня т.г. озвучил о намерениях по ограничению экспорта подсолнечника до полной загрузки сырьем отечественных перерабатывающих предприятий.

По информации Зернового Союза Казахстана, наблюдается рост остатков масла нерафинированного. Это свидетельствует о наличии определенных проблем со сбытом произведенной продукции. Более подробно об этом мы писали в материале.

В зерновом Союзе Казахстана сказали о необходимости введения тарифной квоты на вывоз семян подсолнечника в количестве не менее 150 тыс тонн. Данную меру необходимо оперативно реализовать в Казахстане до 15 июля 2023 года. 

На вопрос, планирует ли МСХ открыть экспорт семян подсолнечника или дать квоты, в ведомстве ответили следующее:

«В соответствии с пунктом 2.4 Протокола МВК от 22 октября 2021 года Министерством сельского хозяйства совместно с Министерством финансов на системной основе проводится мониторинг запасов семян подсолнечника на внутреннем рынке. По итогам проводимого анализа информация направляется в уполномоченный орган для рассмотрения рабочей группы по вопросам внешнеторговой политики и участия в международных экономических организациях для принятия соответствующего решения», - говорится в ответе на запрос.

Как сообщил «Голос Народа» глава Союза полеводов Виктор Асланов, май и первая декада июня выдались засушливыми, в связи с этим, фермеры отнимают 15% от урожайности.

«Фермеры привыкли судить по ситуации здесь и сейчас, я призываю рассматривать сумму факторов. Во-первых, из-за изменения климата в Казахстане усилился фактор назовем его фактор локализации получения осадков. Тот самый триггер, над которым сейчас очень хорошо нужно работать всем, кто занят в отрасли. В первую очередь государственным органам, отраслевым ведомствам. Погода нам подкидывает проблемы. Усилилась локализация осадков. Вплоть до того, что дожди проходят точечно. Соседнее поле может быть вообще без осадков. Говоря о будущем урожае, мы имеем процентов 60% территории Казахстана, которая сформировала осенью хороший запас влаги, плюс зимой кому-то повезло со снегом. Хорошо помогли в некоторых регионах, в первую очередь – в Акмолинской области, апрельские осадки, этот неожиданный снегопад никому не помешал, восстановил запас влаги в почве», - рассказывает он.

«На 1 сентября будет 3 млн тонн. Это рекорд с 2011-12 МГ», - добавил эксперт.

Он отметил, что Казахстану не нужен большой переходящий запас. 3 млн – это общая потребность всей страны в мучных изделиях.

«По моим подсчетам, 2 млн в семенах нам нужны, 1,5 в пище. В районе 4 млн тонн – это вариативная цифра. Кормить пшеницей скот тоже не есть хорошо, учитывая качество нашей пшеницы. Мы должны в продовольственных целях по всем регионам раскидать. 3 млн остается – это очень плохо, это первый фактор давления на цены», сказал Виктор Асланов.

Напомним, на заседании Правительства министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев сообщил о том, что ведомство прогнозирует валовый сбор пшеницы в 2023 году на уровне 16 млн тонн.

Реклама
Реклама
Новости партнеров