Компания за время своего существования уплатила налогов на сумму свыше 104 млн тенге
Не утихают споры вокруг частной компании «Парковочное пространство Астаны», которое является оператором по проекту платных парковок в столице. Пресс-служба компании распространила официальное опровержение распространяемой в СМИ информации от Агентства РК по противодействию коррупции. Парковки работают в штатном режиме, оператор продолжает принимать оплату. Редакция «Голос народа» заинтересовалась, сколько зарабатывает частный парковочный оператор на земельных участках, принадлежащих государству.
Между ТОО «Парковочное пространство Астаны» и ГУ «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны» в 2018 году заключен договор государственно-частного партнерства. Проект предусматривает создание 10 тысяч парковочных мест в столице.
Проект не подразумевает какое-либо возмещение со стороны государства. Как неоднократно заявляли менеджеры ТОО «ППА», частный инвестор вложил в проект более 2,7 млрд тенге, а вложения государства составляют 0 тенге.
А вот прибыль идет в основном в карман госорганов. Как ранее нам сообщил директор ТОО «Парковочное пространство Астаны» Чингиз Досыбаев, за весь период реализации проекта жители оплатили за услуги парковки около 200 млн тенге. При этом около 2 млрд тенге они заплатили в виде штрафов за неправильную парковку или несвоевременное внесение денег на специальный счет парковочной компании. Штрафы идут сразу в бюджет города.
При этом и вырученные за парковку деньги делятся между государством и частником. По словам Чингиза Досыбаева, 90% доходов от проекта поступает в бюджет государства, который дал земельные участки, а 8% поступает в операционную компанию.
Получается, если верить словам директора компании, за весь период своей деятельности «Парковочное пространство Астаны» могло заработать 16 млн тенге, исходя из озвученной им цифры в 200 млн тенге. Если проект действует с 2018 года, значит, на платных парковках компания зарабатывает 4 млн тенге в год.
Согласитесь, очень странная бизнес модель, в которой стартовые затраты – 2,7 млрд, а годовой доход – менее 5 миллионов.
Вместе с тем, согласно данным на сайте комитета госдоходов Минфина РК, налоговые отчисления ТОО «Парковочное пространство Астаны» с 2018 года суммарно составляют свыше 104 млн тенге. Больше всего налогов на сумму 34 млн тенге компания уплатила в 2018 году, а меньше всего – в 2020 году в размере почти 6 млн тенге. Предполагаем, что это связано с уменьшением пассажиропотока из-за действовавшего на тот момент режима ЧС. В 2021 году ситуация в компании выровнялась, налоговые отчисления за прошлый год составили 29 млн тенге.
В компании несколько раз менялись учредители. Так, в 2017 году директором компании был Ардак Турганкулов. В начале 2000 годов он занимал должность заместителя председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи. А учредителем компании являлся Рустем Исенов вплоть до 2020 года. У Рустема Исенова были доли участия в различных компаниях, одна из которых – АО «НПФ «Республика», пенсионный фонд, который в 2014 году сменил свое название на АО «Управляющая компания «Республика».
В 2020 году, согласно открытым данным, учредитель в компании поменялся. Собственником теперь значится Ержан Толеубеков – банкир, последняя должность - член Совета директоров, независимый директор АО «НК «Kazakhstan Engineering». Также он занимал пост председателя наблюдательного совета ТОО «Astana-Plat». Отметим, ТОО «Astana-Plat» с торговой маркой «Касса 24» – это развитая сеть платежных терминалов на территории Казахстана.
Против ТОО «Парковочное пространство Астаны» было инициировано несколько судебных разбирательств. В 2020 году столичный акимат подал заявление в суд о расторжении договора с ТОО «Парковочное пространство Астана».
«Предприятие без законных оснований (за исключением бульвара Нуржол) установило паркоматы, дорожные знаки и информационные щиты вдоль городской улично-дорожной сети», - говорили в пресс-службе акимата.
Акимат неоднократно уведомлял парковочного оператора о необходимости демонтажа оборудований, но обращения в компании игнорировали.
Тогда ревизионная комиссия выявила также нарушение по незаконному взиманию оплаты за парковку общего пользования. Исключение составляет бульвар Нуржол.
Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры акимата Нур-Султана направило письмо в Департамент госдоходов с целью возмещения денежных средств автовладельцам.
Акимат столицы принял решение приостановить расширение проекта.
В 2022 году Комитет по управлению земельными ресурсами МСХ РК совместно с Департаментом Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции проведен государственный контроль за использованием и охраной земель в отношении платных парковок столицы.
Как сообщил главный государственный инспектор по использованию и охране земель, председатель совета Комитета по управлению земельными ресурсами МСХ РК Мурат Темиржанов, на основании письма Департамента по противодействию коррупции Республики Казахстан по городу Астана проведена внеплановая проверка и вручено предписание в отношении 137 участков об устранении нарушений земельного законодательства.
На брифинге в Службе центральных коммуникаций руководитель Службы превенции Агентства РК по противодействию коррупции Саян Ахметжанов сообщил, что необоснованно взималась плата и лица привлекались к административной ответственности за несвоевременную уплату.
Вместе с тем, как сообщила пресс-служба ТО «Парковочное пространство Астаны» информация, распространяемая Антикором о незаконном взимании оплату за парковку не соответствует действительности.
Все платные парковки работают согласно действующему договору государственно-частного партнерства и правилам утвержденным Постановлением акимата столицы.
Напомним, в сентябре 2022 года Глава государства выступая с Посланием народу Казахстана заявил, что проекты ГЧП стали кормушкой для недобросовестных предпринимателей и чиновников. Он поручил разработать и перейти на новую модель государственно-частного партнерства.
В ноябре этого года Генеральная прокуратура приступила к масштабной проверке всех проектов по линии государственно-частного партнерства.