Жилье по льготным ипотечным программам перепродается и не доходит до нуждающихся — эксперт

Госпрограммы приносят пользу не простому народу, а строительным компаниям

Назира Аидарбек

Несколько дней назад по всему Казахстану «прогремела» женская ипотека «Умай», заявки на которую перестали принимать уже через несколько часов после запуска. Недоступность льготного кредитования — то, что изо дня в день беспокоит простой народ. Корреспондент «Голоса народа» спросила у экспертов о целесообразности подобных программ и кому сегодня они на руку.

Финансист Расул Рысмамбетов считает, что льготное кредитование в Казахстане «извратили» и выделенные из госбюджета средства не доходят до нуждающихся.

«Допустим, сначала «Отбасы» создавали для того, чтобы социально-уязвимые слои населения имели возможность покупать себе жилье. Затем строители пролоббировали то, что на эти программы, по типу «7-20-25», имеют право все остальные. Это значит, что-либо извратили программу, либо правительство должно быть честным, и признать, что к социально уязвимым слоям населения относится теперь большая часть граждан Казахстана, потому что доходы падают», - говорит финансист.

Как уверен Расул Рысмамбетов, необходимо вспомнить о первичной функции льготной ипотеки – обеспечить жильем тех, кто не может получить коммерческий кредит. Потому что при текущих условиях выгоду имеют только строительные компании. Причем это не единственный способ заработка застройщиков.

«У меня нет сомнений, что крупные строительные компании пролоббировали, что можно тратить на жилье пенсионные накопления. Это привело также к значительному росту цен на жилье, потому что строители прям не могли угомониться, им хотелось вместо 10 домов строить 100 домов. Строители сами не хотят раскрывать своих расходов на строительство жилья, не хотят оптимизировать их, однако хотят, чтобы люди платили столько, сколько они потребуют. Поэтому говорят «дайте людям денег, люди бедные, хотят жить в своей квартире». Да, все хотят. Но не ценой того, что государство будет давать всем деньги. У каждой льготной программы есть свои плюсы и их надо четко просчитывать и избегать минусов. У нас часто бывает, что хорошее начинание извращают в угоду тем, кто хочет украсть деньги или заработать не рыночным путем», — поделился мнением Рысмамбетов.

Финансовый аналитик Андрей Чеботарев также считает, что программы льготного кредитования поддерживают интересы только строительных компаний. Все выделенные из госбюджета средства в итоге обогащают только застройщиков. Поэтому они больше всех ратуют за увеличение лимитов кредитования.

Вместе с тем эксперт акцентирует внимание на том, что в госпрограммах не хватает стерилизации льгот.

«Стерилизация льгот — это когда льгота не попадает на рынок. Нуждающиеся, получив жилье по льготной программе, должны понимать, что они получают жилье благодаря государству. Где-то государство идет на жертвы, субсидируя процентную ставку, то есть, забирая из налогов, условно, школ, детских садов, дорог. У нас любят приводит в пример Сингапур. В Сингапуре, действительно, одна из самых высоких в мире обеспеченность жильем — 94% проживает в собственном жилье, из них более 80% — жилье, полученное по госпрограмме. Очень важно, что у них это жилье не продается в собственность. Оно передается на право аренды в 99 лет. То есть человек, который его покупает, не получает жилье в собственность и продать его не может», — объясняет аналитик.

Эксперт считает, что доступ к госпрограммам не нуждающегося населения и перепродажа льготных квартир на рынке привели к «налогу на бедность». Казахстанцы, которые действительно нуждаются в жилье, стали от него еще дальше. Потому правильным решением Андрей Чеботарев называет сокращение бюджета по программам.

«Тенденция на сокращение госпрограмм ведется для того, чтобы успокоить рынок. Чьи интересы поддерживают программы? Если говорить по недвижимости, то это, конечно, интересы застройщиков. Деньги в итоге оседают у них. Это прекрасно видно по их вою, который поднялся еще в прошлом году, когда сокращали «7-20-25» и другие программы. Они понимают, что без льготной ипотеки они не смогут продавать в больших объемах. Но именно льготная ипотека и странная пенсионная реформа стали причиной роста цен на недвижимость практически на 100% за последние три года. Неестественный спрос и повышение цены были вызваны низкими процентными ставками и использованием пенсионных отчислений на жилье.  Был очень яркий пример в 2020 году, когда человек писал, что он копит первоначальный взнос, каждый месяц откладывая, но квартира дорожает быстрее, чем он может откладывать», — добавил Чеботарев.

Тем временем депутаты Мажилиса сходятся во мнении, что жилищную программу «7-20-25» нужно продлевать без финансовых лимитов, чтобы каждый казахстанец смог купить жилье.

Реклама
Реклама
Новости партнеров