Провал ОСМС: на что уходят триллионы тенге казахстанских налогоплательщиков? (ВИДЕО)

Казахстанцы даже не знают, куда уходят их деньги

Назира Аидарбек

Ежемесячно часть зарплаты казахстанцев отчисляется на обязательное социальное медицинское страхование. Реформа ОСМС обещала улучшить качество медицинских услуг. Корреспондент «Голоса народа» разбиралась в какую сторону изменилось здравоохранение в стране.

«Всегда в частную поликлинику хожу. Там быстрее и за деньги удобно то, что времени не нужно тратить. Затраты зависят от врача, к которому записываешься. Если иду к гинекологу, то тысяч 50 точно там оставлю», — признается девушка.

«Не сказать, конечно, что я довольна качеством. Не совсем квалифицированные врачи, приходится на стороне искать частную клинику. Очень долго стоим в очереди. Бывает, что стоишь весь день, а все равно не попадаешь на прием», — сетует женщина.

Еще одна проблема, которая беспокоит население — долгие очереди. Раньше казахстанцы приходили в клиники, ждали часами, но знали точно, что в конце получат необходимую услугу. Сейчас же — бронь очереди производится через электронные платформы, а заветной записи к узкому специалисту приходится ждать месяцами.

«Записываешься, ждешь очереди. В общем, долгая история, ходишь месяцами. Бывает, что нет записей на этот месяц и приходится идти в следующем. До этого времени уже успеваешь выздороветь», —возмущена астанчанка.

«Прежде, чем попасть к терапевту, нам надо записаться, занять очередь. Когда приходим — еще сидим три часа. А вот это, что мы отчисляем, мое мнение, что могли бы хотя бы на что-то платное нас перевести, на ту же стоматологию», — предлагает жительница столицы.

Фонд социального медстрахования функционирует уже четвертый год, однако пациенты до сих пор не знают о том, чем ОСМС отличается от прошлой системы бесплатных медуслуг. По этому же поводу высказался эксперт в здравоохранении Марат Мамаев.

«На сегодняшний день у нас законодательстве не определено что такое гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Да, в законодательстве есть такое: откуда финансируется и кто имеет право получать медпомощь, ОСМС — то же самое. Но в чем принципиальная разница между пакетами ГОБМП и ОСМС? Вот в поликлинику приходит какой-то человек и хочет, чтобы имплантация была покрыта за счет государства, например. А теперь резонный вопрос у него — почему не включены дорогие услуги по имплантации в перечень медицинских услуг? На что могут быть разные ответы Минздрава, это дорого и т.д. Но, по факту, нет основания для того, чтобы не включать имплантацию. Дело в том, что реформы в секторе финансирования сделаны не до конца. Проблема вообще не в ОСМС, ОСМС позволил сконцентрировать дополнительное финансирование. Проблема в распределении средств. Благодаря ОСМС появились новые возможности для роста, которые не делаются», — высказался эксперт.

Самым главным вопрос в ОСМС является прозрачность. Все вокруг задаются одним вопросом – куда и на что уходят деньги?

«Мы платим каждый месяц, но этими услугами каждый месяц не пользуемся. А деньги куда уходят? Почему отчет не дают, на что уходят деньги, которые мы оплачиваем?» — вопрошает женщина.

«Каждая копейка, условно. Семейного бюджета нашего общего должна быть максимально эффективна использована. Для эффективности, в первую очередь, нужна оценка. Второе — нужно четкое определение перечня тех медицинских услуг, который закупается фондом медицинского страхования. Мне было бы приятно, если бы я видел, сколько он платит. Если бы мне приходило сообщение: «вы получили эту помощь, столько-то тенге мы сейчас отправим, вы не имеете возражений?». Хотя бы так. Тогда у меня будет какое-то влияние на процесс. Отсутствие прозрачности — это коррупциогенный фактор», — уверен Марат Мамаев.

Введение ОСМС привело к еще одной проблеме в сфере здравоохранения — бюрократии. Врачи, принимая пациентов, большую часть времени проводят, заполняя формы и внося данные в информсистемы. На больных времени не остается вовсе. Этот и другие вопросы не так давно озвучил депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов. Ждем ответных решений со стороны Минздрава.