Сколько зарабатывает «Парковочное пространство Астаны» на платных парковках?

Компания за время своего существования уплатила налогов на сумму свыше 104 млн тенге 

Меруерт Нургазинова

Не утихают споры вокруг частной компании «Парковочное пространство Астаны», которое является оператором по проекту платных парковок в столице. Пресс-служба компании распространила официальное опровержение распространяемой в СМИ информации от Агентства РК по противодействию коррупции. Парковки работают в штатном режиме, оператор продолжает принимать оплату. Редакция «Голос народа» заинтересовалась, сколько зарабатывает частный парковочный оператор на земельных участках, принадлежащих государству.

Странная бизнес-модель

Между ТОО «Парковочное пространство Астаны» и ГУ «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны» в 2018 году заключен договор государственно-частного партнерства.  Проект предусматривает создание 10 тысяч парковочных мест в столице.

Проект не подразумевает какое-либо возмещение со стороны государства. Как неоднократно заявляли менеджеры ТОО «ППА», частный инвестор вложил в проект более 2,7 млрд тенге, а вложения государства составляют 0 тенге.

А вот прибыль идет в основном в карман госорганов. Как ранее нам сообщил директор ТОО «Парковочное пространство Астаны» Чингиз Досыбаев, за весь период реализации проекта жители оплатили за услуги парковки около 200 млн тенге. При этом около 2 млрд тенге они заплатили в виде штрафов за неправильную парковку или несвоевременное внесение денег на специальный счет парковочной компании. Штрафы идут сразу в бюджет города.

При этом и вырученные за парковку деньги делятся между государством и частником. По словам Чингиза Досыбаева, 90% доходов от проекта поступает в бюджет государства, который дал земельные участки, а 8% поступает в операционную компанию.

Получается, если верить словам директора компании, за весь период своей деятельности «Парковочное пространство Астаны» могло заработать 16 млн тенге, исходя из озвученной им цифры в 200 млн тенге. Если проект действует с 2018 года, значит, на платных парковках компания зарабатывает 4 млн тенге в год.

Согласитесь, очень странная бизнес модель, в которой стартовые затраты – 2,7 млрд, а годовой доход – менее 5 миллионов.

Вместе с тем, согласно данным на сайте комитета госдоходов Минфина РК, налоговые отчисления ТОО «Парковочное пространство Астаны» с 2018 года суммарно составляют свыше 104 млн тенге. Больше всего налогов на сумму 34 млн тенге компания уплатила в 2018 году, а меньше всего – в 2020 году в размере почти 6 млн тенге. Предполагаем, что это связано с уменьшением пассажиропотока из-за действовавшего на тот момент режима ЧС. В 2021 году ситуация в компании выровнялась, налоговые отчисления за прошлый год составили 29 млн тенге.

Кто рулит паркоматами?

В компании несколько раз менялись учредители. Так, в 2017 году директором компании был Ардак Турганкулов. В начале 2000 годов он занимал должность заместителя председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи. А учредителем компании являлся Рустем Исенов вплоть до 2020 года. У Рустема Исенова были доли участия в различных компаниях, одна из которых – АО «НПФ «Республика», пенсионный фонд, который в 2014 году сменил свое название на АО «Управляющая компания «Республика».

В 2020 году, согласно открытым данным, учредитель в компании поменялся. Собственником теперь значится Ержан Толеубеков – банкир, последняя должность - член Совета директоров, независимый директор АО «НК «Kazakhstan Engineering». Также он занимал пост председателя наблюдательного совета ТОО «Astana-Plat». Отметим, ТОО «Astana-Plat» с торговой маркой «Касса 24» – это развитая сеть платежных терминалов на территории Казахстана.

Разборки и парковки

Против ТОО «Парковочное пространство Астаны» было инициировано несколько судебных разбирательств. В 2020 году столичный акимат подал заявление в суд о расторжении договора с ТОО «Парковочное пространство Астана».

«Предприятие без законных оснований (за исключением бульвара Нуржол) установило паркоматы, дорожные знаки и информационные щиты вдоль городской улично-дорожной сети», - говорили в пресс-службе акимата.

Акимат неоднократно уведомлял парковочного оператора о необходимости демонтажа оборудований, но обращения в компании игнорировали.

Тогда ревизионная комиссия выявила также нарушение по незаконному взиманию оплаты за парковку общего пользования. Исключение составляет бульвар Нуржол.

Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры акимата Нур-Султана направило письмо в Департамент госдоходов с целью возмещения денежных средств автовладельцам.

Акимат столицы принял решение приостановить расширение проекта.

В 2022 году Комитет по управлению земельными ресурсами МСХ РК совместно с Департаментом Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции проведен государственный контроль за использованием и охраной земель в отношении платных парковок столицы.

Как сообщил главный государственный инспектор по использованию и охране земель, председатель совета Комитета по управлению земельными ресурсами МСХ РК Мурат Темиржанов, на основании письма Департамента по противодействию коррупции Республики Казахстан по городу Астана проведена внеплановая проверка и вручено предписание в отношении 137 участков об устранении нарушений земельного законодательства.

На брифинге в Службе центральных коммуникаций руководитель Службы превенции Агентства РК по противодействию коррупции Саян Ахметжанов сообщил, что необоснованно взималась плата и лица привлекались к административной ответственности за несвоевременную уплату.

Вместе с тем, как сообщила пресс-служба ТО «Парковочное пространство Астаны» информация, распространяемая Антикором о незаконном взимании оплату за парковку не соответствует действительности.

Все платные парковки работают согласно действующему договору государственно-частного партнерства и правилам утвержденным Постановлением акимата столицы.

Напомним, в сентябре 2022 года Глава государства выступая с Посланием народу Казахстана заявил, что проекты ГЧП стали кормушкой для недобросовестных предпринимателей и чиновников. Он поручил разработать и перейти на новую модель государственно-частного партнерства.

В ноябре этого года Генеральная прокуратура приступила к масштабной проверке всех проектов по линии государственно-частного партнерства.