поиск
×
Аналитика

Угощают чаем с конфетами и манипулируют - про перекосы в религиозной теме

Религия стала запретной темой и обросла мифами и домыслами

Назгуль Абжекенова
05 января 2023 года в 08:36

Угощают чаем с конфетами и манипулируют - про перекосы в религиозной теме
Коллаж: Голос народа

Такое заявление на одном из форумов религиоведов сделал эксперт, передает «Голос народа».

По бороде

Об этом случае в Астане в ходе недавней презентации проекта Internews «Поддержка освещения и продвижения свободы вероисповедания» рассказал директор Ассоциации религиозных объединений Казахстана Александр Клюшев.

Он сделал краткий экскурс в историю изменения отношения к религиозным вопросам в стране.

«Наша Ассоциация работает более 20 лет, накоплен огромный опыт, в том числе в части мониторинга СМИ, которые публиковали материалы по религиозным вопросам. Нашу организацию в одном СМИ как-то причислили к Аль-Каиде -запрещенной в Казахстане террористической организации. А еще порой у нас возникали предсказания: если в СМИ наблюдается всплеск материалов на тему антисектантской борьбы или борьбы с бородой, значит, готовится соответствующий законопроект», - отметил Клюшев.

Он вспомнил, как в 2017-2018 в мажилисе рассматривался законопроект по поправкам в законодательство по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений. Среди прочего в рабочей группе обсуждался  запрет на ношение бороды.

«С тех пор я решил отпустить бороду, пока есть возможность», - с улыбкой заметил религиовед.

Хорошие и все остальные

Александр Клюшев согласен с коллегами в том, что религия всегда шагает вместе с политикой. В частности, в разные годы у религиозных объединений в нашей стране были трудности, связанные с негласным запретом на аренду помещений для таких организаций.

Так, с 2011 по 2008, по словам Клюшева, фиксировался шквал статей против определенных религиозных конфессий, чьих представителей называли революционерами, с которыми надо бороться. Агрессивная риторика в адрес конкретных религиозных объединений повторилась в 2011-2014 годах.

«Откровенно говорилось: у нас есть 2 «хорошие» конфессии, остальные «плохие» либо про них умалчивали. И это было тоже проблемой.

Несколько лет назад мы проанализировали 1800 статей и увидели:

хорошее дело преподавать казахский и английский языки, убирать улицы, но когда это делают религиозные объединения, они злодеи, враги, негодяи», - рассказал глава Ассоциации религиозных объединений Казахстана.

Он сообщил, что на очередном конгрессе религиоведов, когда Ассоциация оппонировала так называемым «антисектантским» организациям.

«От них исходило больше всего злоречия, агрессивности в отношении  религии как таковой или определенного – большинства – религиозных  конфессий в Казахстане.

Один из экспертов, который влиял на СМИ и сделал много публикаций, заявил:

религиозные объединения дают чай, конфеты, печенье, и тем самым погружают людей в состояние 6-летнего ребенка, и тогда ими легко манипулировать. А мы только после кофе-брейка пришли, где были замечательные пирожные: корзинка, картошка.

 И я обратился к этому эксперту: «То есть, вы хотите сказать, что председатель Комитета по делам религий (организатор конгресса) хочет ввести меня в состояние транса, чтобы мною манипулировать?..», - рассказал случай Александр Клюшев.

В целом, по его мнению, в светском государстве, каким является Казахстан, должно быть место для всех, в том числе для религиозных меньшинств.

Дамоклов меч 

Эксперт Международного фонда защиты свободы слова «Әдiл сөз» Галия Аженова в свою очередь рассказала, что к ним обращаются верующие, ставшие объектами внимания со стороны силовых структур, а также их адвокаты.

«Их дела часто заканчиваются судебными приговорами. А освещение религиозной тематики для многих журналистов остается табу.

Недавно я разговаривала с журналистом, специализирующимся на экономике, финансах, бюджетах, это ас. И она мне рассказала историю: делает ремонт, ходит на базар и в один день попадает к бородатому продавцу, который не хочет с ней разговаривать и продавать ей товар.

И она говорит: «Слава Аллаху, что есть другие, не бородатые торговцы, с которыми я договорилась, и они доставят мне материал.

В этом - картина нашего казахстанского мира, а, может, и Центральной Азии. Мы не смогли создать условия - и госорганы, и общество, - чтобы  реальность соответствовала нашим законам о свободе слова, о свободе выбрать любую религию, хоть поклонение дереву. Мы говорим, что это личное дело каждого, и в то же время государство вмешивается в этот процесс», - констатировала эксперт.

В статус-кво она видит несколько причин, в том числе отсутствие профессионализма из-за запретности темы.

«А там, где есть запрет, нет развития журналистики в этом смысле, попытки узнавать что-то новое, собирать информацию, исследовать.

А есть статья 174  Уголовного кодекса РК «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни». Это некий дамоклов меч, когда Генпрокуратура, МВД и другие говорят журналистам: «Эй, смотрите там у меня!», - отметила Галия Аженова.

Она напомнила об известном деле  9 мусульман.

«Это резонансное дело, которое интересует СМИ и общественников. Но, как и все дела по статье 174, это заведомо закрытое дело. Когда приговор вступил в силу, почему бы обществу не посмотреть, что за приговор.

Но в «Судебном кабинете» вы не найдете дел по статьям 174 и 274 «Распространение заведомо ложной информации», - констатировала эксперт.

Она рассказала, что в 2019 году «Әдiл сөз» совместно с институтом экспертиз министерства юстиции выпустил методику рассмотрения подобного рода дел на казахском и русском языках с вопросами и примерами.

«Методика введена в Реестр минюста, но никто до сих пор не может получить ее, потому что она для служебного пользования. Но люди должны знать, за что граждан посадили на 5-7 лет», - подчеркнула Аженова.

 

 

Новости партнеров

Вам будет интересно