Опубликованый на портале «Открытые НПА» перечень объектов на приватизацию менялся три раза.
В правительстве РК решили провести акцию по распродаже активов квазигоссектора? Таким вопросом задались пользователи площадки «Открытые НПА», на которой 20 мая был опубликован нормативно-правовой акт по внесению изменений и дополнений в постановление правительства РК от 29 декабря 2020 года №908 «О некоторых вопросах приватизации на 2021-2025 годы».
Согласно изначальной версии документа, в перечень объектов подлежащих приватизации предложили включить дочки НАК «Казатомпром»: ТОО «Корган-Казатомпром», АО «Волковгеология», ТОО «СП «Будёновское».
В национальной атомной компании тут же среагировали на данную информацию.
«20 мая 2022 года опубликован проект обновленного списка компаний, подлежащих приватизации в соответствии с планом приватизации правительства РК, в который вошли дочерние предприятия «Казатомпрома»: геологоразведочное предприятие АО «Волковгеология», дочернее предприятие, оказывающее охранные услуги ТОО «Qorgan Security» и уранодобывающая компания ТОО «СП Буденовское». Опубликованная информация не соответствует действительности, а также установленным процессам раскрытия информации и корпоративного управления. Руководство компании и совет директоров «Казатомпрома» инициировали обсуждение с соответствующими государственными органами РК списка компаний, подлежащих приватизации с целью его корректировки, а также доведения до сведения государственных органов серьезной озабоченности компании в отношении недопустимого вмешательства в деятельность «Казатомпрома», являющегося публичной компанией. Необходимо отметить, то в соответствии с текущим законодательством доля «Казатомпрома» в добычном предприятии ТОО «СП Буденовское» не может быть менее 50% (на данный момент – 51%)», - прокомментировали в НАК.
В конечном итоге данные объекты были исключены из приватизационного списка.
Также выставить на продажу предлагалось АО «Усть-Каменогорская ГЭС» и АО «Шульбинская ГЭС». В обновленном перечне эти компании также уже не фигурируют. О них будет идти речь во второй части нашего материала.
Кроме того, исчезла из списка дочерняя организация АО «КазМунайГаз» - ТОО «Северо-Западная трубопроводная компания «Мунайтас». Выбыли и структуры АО «Казахтелеком» - ТОО «Нурсат+», ТОО «Востоктелеком».
Список кандидатов на вылет из квазигоссобственности с момента опубликования постановления (20 мая) меняли аж три раза! В итоге на «Открытые НПА» висит четыре версии постановления правительства. И это, как golos-naroda.kz сообщили в министерстве национальной экономики РК, еще не окончательный вариант. Документ будет еще рассматриваться государственной комиссией. По пояснениям МНЭ, по «итогам выработки рекомендации государственной комиссией будут внесены соответствующие изменения в комплексный план приватизации».
Стоит отметить, как уточняется в пояснительной записке, приложенной к постановлению, актуализация списка объектов приватизации проводится в соответствии с пунктом 1.20 протокола встречи главы государства с представителями крупного отечественного бизнеса 21 января 2022 года. Но тогда президент РК поручил определить четкие критерии для формирования перечня компаний, передаваемых в конкурентную среду, обеспечив сохранение государственного контроля за стратегически важными объектами - особенно в сфере магистральной инфраструктуры.
Судя по тому, с какой частотой в правительстве переписывают перечень приватизации, можно сделать выводы: либо списки составляются «методом тыка», либо кто-то под шумок хочет провернуть схемы в угоду своим интересам. Одно ясно – в данной работе отсутствует согласованность между госорганами, собственниками и другими сторонами, которых касаются вопросы так называемого разгосударствления. При таком подходе к приватизационной кампании и до «прихватизации» недалеко.
А теперь вернемся к вышеупомянутым компаниям из энергетического сектора. Сразу же после выхода материала о предложении по приватизации АО «Усть-Каменогорская ГЭС» и АО «Шульбинская ГЭС» на портале golos-naroda.kz на нашу редакцию вышли представители министерства национальной экономики РК, заявив, что Усть-Каменогорскую и Шульбинскую ГЭС напротив планируется исключить из перечня объектов, подлежащих реализации в частный сектор. Свое утверждение в министерстве сопроводили обновленным перечнем, где говорится об исключении ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» и ТОО «АЭС Шульбинская ТЭЦ» (обратим внимание – уже ТОО) из списка кандидатов на передачу в конкурентную среду. Данным списком оперативно был заменен и документ на eGov.kz.
Вопрос о том, по какой причине на площадке НПА ранее был опубликован перечень, в котором не было указано об исключении Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС, в ведомстве внятно так и не разъяснили, но при этом настаивали на снятии материала. В редакции портала любезно отказали убирать публикацию и запросили комментарии по поводу планов на реализацию данных активов. В итоге в Миннацэкономики пообещали их предоставить. Однако этого так и не случилось. Позже пресс-служба МНЭ РК вновь обратилась с новыми устными уточнениями. Дело в том, что на приватизацию выставить, оказывается, предлагается не ТОО-шки, а одноименные АО-шки, которые в свою очередь принадлежат госхолдингу «Самрук-Казына». По данным ведомства, крупнейшие гидроэлектростанции в ВКО не находятся в собственности этих акционерных обществ и никакого отношения к ним не имеют. В министерстве назвали эти компании «пустышками». Но чем же занимаются вышеупомянутые компании? C какой целью намерены реализовать так называемые «компании-пустышки»? Кто заинтересован в их продаже и приобретении? В МНЭ пообещали дать официальный комментарий по данным вопросам, но позже передумали.
Между тем, как указывается в финансовой отчетности АО «Усть-Каменогорская ГЭС» по итогам 2020 года, ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» и ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» являются концессионными компаниями. Они были созданы американской компанией AES Suntry Power Limited, с которой в 1997 году правительство РК заключило договор о передаче в концессию активов гидроэлектрокомпаний, для управления гидроэлектростанциями.
Согласно договору, имущественные комплексы Усть-Каменогорской гидроэлектростанции и Шульбинской гидроэлектростанции были переданы AES Suntry Power Limited с правом владения, пользования и распоряжения сроком на 20 лет.
В октябре 2017 года наступил срок окончания договора, однако приемка имущественных комплексов гидроэлектростанций от концессионых компаний не была проведена на момент составления отчетности. Возникла неопределенность возврата имущества обеих компаний обратно в АО «Усть-Каменогорская ГЭС» и АО «Шульбинская ГЭС». В свою очередь концессионные компании были переданы правительству РК.
В результате акционерные общества практически не ведут никакой деятельности. В штате компаний числится по два человека. На балансе у них фактически ничего не стоит. Если говорить об их финансовой ситуации, то первое имеет долги по КПН на 29 млн тенге, по НДС – на 20 млн тенге. Второе – имеет налоговую задолженность по КПН на 185 млн тенге. На этом фоне попытка включить эти акционерные общества в список приватизируемых объектов выглядит странной.