Между тем, в этом году из бюджета выделено 11 млрд тенге на продвижение экспорта
Расходы у государства на продвижение экспорта растут из года в год. В 2020 году на эти цели было выделено почти 7,5 млрд тенге, в 2021 году – 8,5 млрд тенге, а в 2022 году – чуть больше 11 млрд тенге! В эту сумму входит услуга по выводу казахстанских компаний на крупнейшие B2B площадки, в числе которых Alibaba.com. О том, как отечественные экспортеры продают свои товары на международной оптовой площадке – в материале корреспондента golos-naroda.kz.
Кто выводит в люди наших бизнесменов?Открыть дорогу казахстанским экспортерам в электронной коммерции наши квазигосударственные компании пытаются с 2020 года. Вывод экспортеров на оптовую площадку начинала Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Затем эстафету перехватило АО «ЦРТП «QazTrade».
Стоит отметить, что вывод на платформу Alibaba входит в Национальный проект «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев».
Как сообщается на официальном сайте «QazTrade», в рамках второй фазы, были разработаны правила отбора казахстанских организаций, которым предоставлены аккаунты со статусом «Gold Supplier» на платформе Alibaba.com и приложения к ним.
Недавно мы писали, что на этой площадке можно встретить в том числе товары, которых днем с огнем не сыщешь в Казахстане. А те, что точно есть в отечественных магазинах, стоят в разы дороже, чем на Alibaba.com.
И это не какие-то единичные случаи, на платформе Alibaba.com размещены почти 2500 предложений от казахстанских поставщиков.
Вне зоны доступаКак им торгуется со всем миром через интернет – мы решили уточнить у казахстанских бизнесменов лично.
Отметим, что с представителями компаний не так-то просто оказалось связаться. Контактные номера бизнеса не указываются, площадка предполагает только связь с ними посредством чата.
Неделя прошла с момента, как были отправлены запросы, на связь наши экспортеры так и не вышли.
«Золотой, золотой…»Пришлось искать номера телефонов на официальных сайтах компаний.
Рассказать о работе на площадке Alibaba.com согласился директор Костанайской мукомольной компании Анатолий Маклаков. Предприятие более 15 лет на экспортном рынке оптовой торговли сельскохозяйственных культур и продуктов переработки зерновых и масличных. Компания поставляет товар в Польшу, Узбекистан, Иран, Афганистан, Киргизстан, Монголию, Таджикистан, Китай.
Костанайский экспортер вышел на площадку Alibaba с помощью Qaztrade. Ну как вышел… С момента обретения привилегированного статуса золотого поставщика, компания не совершила ни одной сделки!
«У нас основной продукт – мука и масло, запросов поступает много, по факту ни один из них не отработан. Потому что, все запросы – тихоокеанские страны, Африка, Южная Азия, Китай – труднодоступные места для нас. Честно говоря, оно как бы есть, но какой-то полезного КПД от него нет», - сказал Анатолий Маклаков.
Затрат на вывод на площадку компания не понесла. Все осуществлялось за счет государственных средств.
Alibaba предлагает три тарифа для поставщиков со статусом Gold supplier: premium, standart, basic.
На официальном сайте Qaztrade сообщается, что 4 ноября прошло заседание рабочей комиссии по отбору казахстанских организаций, на котором был одобрен список казахстанских организаций, которым будут предоставлены аккаунты со статусом «Gold Supplier» на платформе Alibaba. Было куплено 50 аккаунтов «Gold supplier» (Стандартный аккаунт) для казахстанских компаний, которые прошли отбор.
Получается, что если стандартный аккаунт золотого поставщика стоит 1000 долларов, то государство потратило 50 тысяч долларов на выкуп аккаунтов для наших экспортеров. А если смотреть в целом, то с 2020 по 2022 годы на площадке Alibaba были размещены 220 казахстанских компаний. Выходит, 220 тысяч долларов были потрачены из госбюджета на выкуп аккаунтов для отечественных поставщиков.
Сколько из них также, как и мукомольный комбинат из Костаная не смог продать через интернет-платформу ничего?
Как сообщила пресс-служба АО «Центр развития торговой политики «QazTrade», на текущий момент совокупные продажи компаний, выведенных на платформу составляют порядка 200 млн долларов.
Обнародовать данные о сделках, на какие суммы и какие компании совершили, в пресс-службе отказались, сославшись на то, что «это конфиденциальная информация».
Можно ль в Африку прийти?По словам экспортера из Костаная, продаж не было исключительно из-за логистических проблем.
«Посчитайте сколько будет стоить логистика. Мы искали возможность построить логистику, но сегодня просчитали, ввиду того, что мы глубоко континентальное государство, у нас в любую сторону выход только ж/д дорога или автотранспорт. Это очень дорогое удовольствие. Мы с нашей продукцией конкурируем на мировом рынке – Канада, Украина, Россия, Турция, все вышеперечисленные страны находятся с морскими портами, у них у всех есть выход в море и соответственно, логистика дешевая. Я просчитывал муку в Африку, у меня логистика выходит как две стоимости муки. Рентабельности нет, клиенту проще в Канаде купить, которая может дешево поставить», - сказал Анатолий Маклаков.
Казахстанские товары привлекательны для иностранных оптовиков за счет своей цены и качества. Но пресловутая логистика перечеркивает все плюсы.
Тем не менее, отечественные бизнесмены признают, что уходить с Alibaba было бы неправильно. Все же электронная коммерция давно охватила весь мир, и развитые страны, в частности…
«Нам интересна эта площадка потому что там есть европейские покупатели, с которыми мы тоже работаем, и есть страны Персидского залива, с которыми мы пытались проработать, но очень узкий коридор через Грузию автотранспортом. Чтобы туда попасть надо до Грузии довести автотранспортом, потом морем отправлять. И нет логистической компании, которая бы взяла это в свои руки. Сейчас идет речь об отправке 2-3 фур. Для нас, это один вагон при норме, 150-200 вагонов в месяц, ну это не играет роли вообще. Мы пробовали, расчет был такой, что если проедет, тропинку мы протопчем и по ней поедет все остальное, но не получилось», - сказал глава Костанайской мукомольной компании.
Покупатели не нашлись не только у экспортера мукомольной продукции из Костаная. С похожей проблемой столкнулся крупнейший производитель сухого верблюжьего молока Golden Camel. Компании тоже выделили премиальный аккаунт. Но с момента присутствия на онлайн оптовой площадке, ни одной сделки совершить им не удалось. Проблема все та же.
«Хотели доставить наш продукт в Италию через компанию DHL, мы отправили нашу продукцию. Потом выяснилось, что эти две банки сухого верблюжьего молока нужно растаможить. А для этого нужно зарегистрироваться в качестве импортера в Италии. Это большая работа по регистрации в качестве импортера. Наши клиенты сначала хотят попробовать, а потом заключать договор. Мы в то время выходили в МСХ РК, они говорили, что да, нужно будет зарегистрироваться. Пока что работаем только с Китаем, но экспорт туда закрыт из-за вспышки коронавируса», - сказал представитель компании Санжар Абдугаппаров.
При этом абсолютно во всех экспертных и бизнес-встречах, посвященных экспортному потенциалу, говорится о том, что Казахстан удален от крупных рынков и это влечет за собой высокие логистические издержки и снижает конкурентоспособность казахстанских товаров. Собственно, поэтому все программы поддержки экспортного потенциала в стране и принимались. Но в данном случае, получается, что аккаунты компаниям завели, а как они будут доставлять свои товары в ту же Африку – не подумали.