Можно отменить штрафы и вернуть оплату с «незаконных» платных парковок – юрист

А также оспорить законность взимания платы возле жилых домов и на участках без разметки

Меруерт Нургазинова

История о возможном «незаконном» функционировании платных парковок набирает новые обороты. Как предположил в беседе с корреспондентом golos-naroda.kz юрист Шынгыс Темир, начисленные плату и штрафы за стоянку на спорных участках граждане вполне могут оспорить.

Какие штрафы на бесхозной земле?

Мы уже писали о ситуации, которая сложилась вокруг ТОО «Парковочное пространство Астаны». Напомним, комитет по управлению земельными ресурсами заявил, что акимат Астаны не продлил вовремя право аренды на некоторые земельные участки. Таким образом, 80% платных парковок оказались размещенными на само захваченных территориях.

И возникает резонный вопрос: а насколько законен сбор денег за парковку на этих участка в таком случае?

Как объясняет заместитель председателя Союза независимого бизнеса Казахстана Шынгыс Темир, существует вполне логичная схема деятельности платных парковок в столице: между управлением транспорта и частной компанией заключен договор ГЧП, в рамках которого госорган предоставляет ТОО определенные участки земли в городе на пять лет в аренду. Компания, в свою очередь, на этих участках взимает плату, либо же, если автовладелец не заплатил за парковку, передает информацию в городской департамент полиции для оформления предписания о вынесении штрафа.

«Если у управления транспорта за какой-то период не было право аренды на те или иные платные парковки, вся схема начинает рушиться, в ней не хватает очень важного звена. Я предполагаю, что за этот период штрафы могут быть отменены, и соответственно, деньги возвращены владельцам авто», – сказал юрист Шынгыс Темир.

Как ранее сообщил главный государственный инспектор по использованию и охране земель, председатель совета Комитета по управлению земельными ресурсами МСХ РК Мурат Темиржанов,  Антикоррупционная служба по городу Астана и территориальный департамент  КУЗР МСХ РК проводят государственный контроль за использованием и охраной земель в отношении платных парковок столицы.

Юрист Шынгыс Темир полагает, что дело также может заинтересовать органы прокуратуры.

«Они могли бы зайти с проверкой в акимат. Это делается просто. Можно по каждому участку посмотреть, когда кому были выданы права, и проверяют в какой период эти земельные участки, где расположены платные парковки, не были в аренде управления транспорта. Если срок аренды закончился, управление транспорта должны были подать документы на пролонгацию. По многим участкам они это не делали. В таком случае, на тех участках, на которые права аренды «Парковочное пространство Астаны» не имело право брать оплату», – разъяснил он.

И, если прокуратура такие участки выявит, граждане смогут вернуть деньги за  оплаченную парковку за тот период.

Непорядок в правилах

Вообще, юрист Шынгыс Темир деятельностью ТОО «Парковочное пространство Астаны» интересуется давно.

Он был одним из тех, кто поднимал вопрос введения постоплаты за парковку в столице, приводил госорганам различные кейсы и заявления астанчан.

Городская прокуратура отреагировала на его обращение положительно, ответив, что «доводы в заявлении нашли свое подтверждение». Сейчас в городе, вроде бы, действует постоплата, однако, как говорит юрист, борьба за законность взимания денег с автовладельцев столицы продолжается. Сейчас он добивается того, чтобы постоплата стала не разовой акцией частной компании, а обыденной процедурой.

«В правила пользования коммунальными платными автопарковками (паркингами) на территории города Астаны изменения до сих пор не внесли. Я периодически мониторю портал Открытых НПА, там не проекта правил», - говорит Шынгыс Темир.

 Получается, что акимат не только вовремя не успевает продлевать право на аренды земельных участков, но и до сих пор не внес изменения в правила функционирования платных парковок…

Без разметки, но штраф все равно придет

Впрочем, это не единственная проблема, требующая решения. Соцсети заполнены жалобами автовладельцев столицы на платные парковки.

К нам обратилась жительница Астаны с еще одной историей. Осенью она получила штрафы за неуплату парковки на протяжении нескольких дней подряд. А все потому, что оставляла автомобиль на парковочном месте, где отсутствовала синяя разметка, и вдалеке от знака, который обозначает это место платной зоной.

«Я позвонила в ТОО «Парковочное пространство Астаны» и задала вопрос оператору, при каких условиях необходимо платить за парковку? Мне сказали, что должен стоять знак, а также разметка – синяя и белая линии. Я парковалась в той части парковки, где не было никакой разметки. Это адрес Республики, 48.  Оператор посоветовал написать заявление в Административную полицию. Чтобы написать заявление, нужно ехать туда. Я приехала, там очередь. У меня приняли заявление не дали никакой обратной связи (входящий или исходящий номер). А решение по заявлению можно узнать также, приехав туда… Но все же дали номер городского телефона, по которому я так и не дозвонилась. Прошел месяц, никто мне не позвонил, пришлось самой искать контакты  представителей административной полиции.  Нашла номер телефона сотрудника, которому отправила фотографию заявления. С тех пор он пропал, ни на звонки, смс не отвечает», - говорит она.

Как нам пояснил директор ТОО «Парковочное пространство Астана» Чингиз Досыбаев, в рамках правил дорожного движения есть понятие знаки и разметка. Разметка является дублирующим, а основным является знак.

«Если на парковке стоит знак Р, «монетки» - 5, 15, 20, то парковка является платной. В зимнее время, когда дорога покрыта льдом и разметки не видно, водитель обязан руководствоваться только знаком. Территория обустраивается при определенных погодных условиях. Если парковка абсолютно чистая, инженера спокойно нанесут разметку, сегодня полил дождь. Мы не можем нанести разметку. Завтра там будет стоять какая-то машина – мы снова не можем нанести разметку», - рассказывает о том, почему на некоторых платных участках нет разметки Досыбаев.

Мы тоже попытались получить разъяснение – на чьей стороне правда от ДВД Астаны, но на момент выхода материала пресс-служба ведомства информацию не предоставила.

Про парковки возле дома

Жителям других городов может показаться, что астанчане просто жадничают и придумывают все новые и новые причины для того, чтобы не платить за парковку.

Но, как уверен Шынгыс Темир, все немного не так.

«Я не считаю, что платные парковки – это зло. Они недорогие. Плюс в особо оживленных районах, типа Водно-зеленого бульвара – это реально удобно. Платность позволяет припарковаться хоть как-то. Но почему частной компании дало разрешение ставить свои паркоматы возле жилых домов? По строительным нормам для всех объектов есть нормы по обеспеченности парковочными местами. Когда какой-то объект предполагают разместить на каком-то участке в городе, проектировщики должны просчитать количество парковочных мест. Их количество зависит от площади объекта, от количества квартир и классности жилья. Чем выше класс жилья, тем больше должно быть парковочных мест», - говорит юрист.

Платными парковки возле дома могут стать только в том случае, если это дополнительные места. Но и в этом случае такие вопросы нельзя решать без учета мнения жителей.

«Имеет ли право «Парковочное пространство» определять, какие места будут платными, а какие нет, без публичного обсуждения? Я думаю, что они должны были вовлекать городское сообщество. Формально они это сделали – разместили проект на Открытые НПА, якобы проводились обсуждения. Но, подчеркну, это было очень формально. А вот если бы провели полноценные публичные слушания, то жители выступили бы против», - уверен Шынгыс Темир.

В столичном акимате, складывается впечталение, от проекта внедрения платных парковок стараются всеми силами дистанцироваться. Чиновники никак не комментируют ни спорные ситуации с клиентами, ни претензии других госорганов. Тем не менее, мы продолжим следить за развитием событий.

Реклама
Реклама
Новости партнеров