Происходить они будут, если мы не проведем капитальную реформу в сфере трудовых отношений
Пока казахстанцы требуют наказать топ-менеджеров «АрселорМиттал Темиртау» за смерти рабочих, само руководство компании связывает несчастные случаи на предприятии… с COVID-19.
Об этом заявил гендир «АМТ» Биджу Наир на текущей неделе:
- Мы видим глобальный тренд увеличения количества происшествий после COVID. Возможно, это связано с отсутствием или ослаблением взаимодействий, которые произошли во время COVID.
В группе компаний по всему миру трудится 166 тыс. человек, более 30 тыс. - в Казахстане, и несчастные случаи происходят почти в каждой стране, но наибольшую тревогу у инвесторов вызывает именно предприятие в Карагандинском регионе. Мы прилагаем усилия, чтобы это изменить.
А главный технический инспектор профсоюза угольщиков «Коргау» Андрей Лукин считает, что выход метана - это «нормальная ситуация, и на данный момент в мире нет технологии, которая на 100% исключит внезапные выбросы метана».
После очередной трагедии на «АМТ», унесшей на этот раз жизни пяти рабочих, Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что аварии на предприятии приобрели системный характер.
- Это уже вторая трагедия с летальным исходом в текущем году. С 2006 года на металлургическом комбинате произошло более 20 аварий, которые унесли жизни свыше 100 наших граждан.
Несмотря на неоднократные предупреждения и предписания госорганов, ситуация не становится лучше. В этой связи придется принять безотлагательные жесткие меры. Нужно провести комплексную проверку предприятия, в том числе на соответствие требованиям безопасности труда и всем экологическим нормам, - сказал глава государства.
Президент поручил определить, достаточны ли инвестиции собственника в поддержание технического состояния комбината и его модернизацию. К этой работе могут привлечь международную компанию, которая даст объективную оценку положению дел на заводе.
- Необходимо сделать все, чтобы подобные трагедии не повторились. Здоровье и жизнь наших граждан - это самое главное, - отметил Токаев.
Однако складывается впечатление, что для минтруда и других ключевых органов в сфере безопасности на производстве здоровье и жизнь граждан менее приоритетно, чем благоприятный бизнес-климат в стране. Как и для многих работодателей в Казахстане.
Такие выводы делает ассоциированный профессор Университета КАЗГЮУ им.М.С. Нарикбаева, доктор PhD по юриспруденции Муслим Хасенов. Примечательно, что эксперта по трудовым правам с большим опытом ни разу не приглашали ни в одну комиссию по расследованию многочисленных ЧП на отечественных производствах.
- Единственное - я вхожу в рабочие группы при минтруда, в том числе, по поправкам в Трудовой кодекс, рабочая группа создана в начале 2021 г., но очень редко собирается.
Сейчас я пишу учебник, в котором проанализировал работу госинспекции труда - главного органа за соблюдением трудового законодательства, в том числе безопасности и охраны труда.
Пожарная и промышленная безопасность относятся к ведению органов ЧС. Разные контрольные органы объединяет то, что все они могут проводить проверки только в соответствии с Предпринимательским кодексом. А там установлено множество ограничений в отношении госконтроля, - отмечает Муслим Хасенов.
В итоге постоянное «заигрывание» с бизнесом, стремление к максимальному дерегулированию, снижению регуляторной нагрузки привело к деградации системы госинспекции труда.
- Чрезмерное увлечение реформами по улучшению предпринимательской среды наносит ущерб трудовым правам казахстанцев. В перспективе в целом проигрывает экономика, поскольку из-за этого падает уровень качества жизни населения, платежеспособный спрос, - продолжает Хасенов.
- То есть с водой выплеснули ребенка. Я 4 года работал в Нацпалате предпринимателей «Атамекен», сейчас занимаюсь трудовым правом, и не понаслышке знаю немало случаев, когда бизнес грубо нарушает права работников. Ко мне часто обращаются люди, которых бесплатно эксплуатируют, не заключают договор, а потом говорят – вы не прошли испытательный срок, - рассказывает Хасенов.
К слову, эксперт также входит в рабочую группу по законопроекту по противодействию торговле людьми, и уверен: траффикинг - это верхушка айсберга, а причина – в культуре эксплуатации людей, обесценивания их труда в нашей стране. И истоки торговли людьми - именно в трудовых отношениях. У нас это часто латентная теневая среда.
Собеседник напоминает, что с 1 января 2020 года действует мораторий на проверки и профилактический контроль с посещением субъектов малого бизнеса. Его продлили до конца 2023 года, .
- Это означает, если субъект малого бизнеса (а это может быть предприятие с численностью до 100 человек) нарушает права работников и трудовое законодательство, то инспектор не имеет права прийти с проверкой по жалобе работника.
Значит, трудящиеся остаются один на один со своим работодателем, - поясняет эксперт по трудовым правам, дополняя, что на предприятиях малого бизнеса занято порядка 1,5 млн. человек. - В Указе президента о введении этого моратория есть списки-исключения сфер – налоговая, атомная промышленность, санэпидем, а трудовая сфера не попала!
Первопричины статус-кво в сфере трудовых отношений эксперт видит в нарушении международных документов, которые Казахстан ратифицировал, но не исполняет.
- Есть Международная организация по труду (МОТ), созданная в 1919 г. За свою историю она приняла 190 конвенций, каждая из которых проходит согласования всех государств-членов МОТ плюс согласования внутри каждого государства с участием трех сторон: правительств, профсоюзов и работодателей.
Среди конвенций 2 отнесены к статусу приоритетных: об инспекциях труда в промышленности и торговле и вторая - об инспекциях труда в сельском хозяйстве. Они устанавливают обязательные для стран-участниц правила и стандарты.
Казахстан ратифицировал обе конвенции в 2001 г., то есть они являются частью действующего в стране права. Однако в результате реформ предпринимательства эти конвенции нарушаются, - говорит эксперт.
Так, конвенции говорят о том, что госинспекция труда должна находиться в непосредственном подчинении центральных властей. В нашем случае – минтруда.
- Но у нас они находятся в ведении акиматов. А ведь есть понятие конфликт интересов – в каждом регионе у акиматов свои региональные особенности.
Так, «АрселорМиттал» - градообразующее предприятие, и местная администрация может закрывать глаза на нарушения, где-то ослабить контроль, где-то с акимом могут договориться.
Именно поэтому международное сообщество прописало вышеописанное требование, чтобы местная власть не могла оказывать влияния на госинспекторов труда. А у нас как минимум уже 10 лет они входят в структуру акимата, - отмечает Муслим Хасенов.
Второе - конвенции прописывают для госинспекторов труда полномочия посещать и проверять предприятия без предупреждения их руководства.
- У нас же по Предпринимательскому кодексу инспектор обязан заранее уведомить субъекта предпринимательства и зарегистрировать предстоящую проверку в Комитете по правовой статистике, - констатирует собеседник.
Более того, трудовым законодательством Казахстана плановые проверки на предмет соблюдения трудового законодательства вообще не предусмотрены!
- Есть пункт 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса, который говорит о том, что плановые проверки (или, как их называют, проверки по особому порядку) могут проводиться только в 8 сферах: атомная энергетика, пожарная безопасность, налоговое законодательство, оборот взрывчатых и ядовитых веществ, санэпидблагополучие, промышленная безопасность, медицинские услуги, оборот лекарственных средств и медицинских изделий. Трудовое законодательство не входит! – возмущен эксперт.
По плану можно проводить только профилактический контроль с посещением. Есть определенные списки предприятий, и если согласно степени риска они относятся к высокой, то к ним можно прийти с профконтролем. В эти списки включены предприятия горнорудного сектора, строительного и другие, и «Арселор», например, относится к предприятиям с высокой степенью риска.
- Но чем отличается профконтроль от проверки (в т.ч. плановой): по его результатам нельзя возбуждать адмпроизводство и налагать штрафы. Если выявится нарушение, то надо вынести предписание, назначить внеплановую проверку и только тогда можно штрафовать. Такой длинный бюрократический круг, - акцентирует специалист.
Что касается внеплановых проверок, то они обычно проводятся по жалобам граждан, обращениям госорганов либо при несчастном случае.
- В «Арселор» госинспекторы с внеплановой проверкой зашли после очередной трагедии. Возможно, они были там ранее с профилактическим контролем, но он, как мы видим, неполноценный.
Это полное нарушение конвенции МОТ, по которой госинспекторы оперативно могут принимать все необходимые меры, вплоть до закрытия или приостановки деятельности объекта, - подчеркивает эксперт по трудовым правам.
Муслим Хасенов уверен: нужно полностью пересмотреть систему госконтроля в области трудовых прав, которая уже много лет «хромает», а госинспекции деградируют.
- В Казахстане насчитывается 6,7 млн. наёмных работников, т.е. каждый третий житель страны трудится на работодателя. Количество действующих юридических лиц составляет 367 тыс., а количество ИП превышает 1 млн.
Всего в РК 246 государственных инспекторов труда – это в среднем по 12 на каждый регион. А их у нас сейчас 20. Таким образом, на 1 инспектора труда приходится 27 тысяч работников, 1500 юридических лиц и 4000 ИП. Цифры говорят сами за себя. В стране острая нехватка инспекторов. Они просто не справляются с функцией контроля за соблюдением трудового законодательства и защиты трудовых прав.
Идет сокращение госаппарата, продолжает Хасенов, в том числе за счет госинспекторов, у которых очень широкий спектр работы.
- Это отсутствие трудовых договоров, невыплата зарплат, незаконные увольнения. То есть они не могут охватить весь фронт работы. Помимо малого количества трудовых инспекторов есть проблема качества их работы. Они должны проводить большую работу по анализу причин ЧП, жалоб на производствах, вникать в сложные дела.
А когда дело касается таких предприятий, как «Арселор», одним госинспектором не обойтись – должна быть целая комиссия, должны быть ресурсы и возможность привлекать экспертов со специальными знаниями нормативно-технической документации. Не просто пришли проверяющие, и им экскурсию провели. Здесь надо ставить вопрос, справляется ли государство с функцией контроля, - делает выводы ассоциированный профессор.
Эксперт напоминает, что нынешний Трудовой кодекс РК приняли 1 января 2016 г.
- И сделали это буквально за 3 месяца, толком не согласовывая документ ни с экспертным сообществом, ни с профсоюзами. Кодекс был одним из «100 шагов», направленным на либерализацию трудового законодательства в условиях экономического кризиса и облегчения жизни бизнесу.
Облегчили так, что половину статей выкинули, и многие - по ошибке. За 6 лет было принято 208 поправок в Трудовой кодекс, который сам состоит всего из 203 статей (!), и 26 законов, вносящих в него изменения. Весь документ составлен в пользу работодателей, многие гарантии исключены, - анализирует Конституцию трудового права РК эксперт.
В стране за 30 лет Независимости не принят ни один программный документ в сфере регулирования трудовых отношений.
- Есть куча стратегий, концепций, те же Стратегии-2025, 2050, Концепция социального развития, но там про трудовые отношения всего пару предложений сказано. А стратегического видения и системных мер нет.
Как правительство, депутаты все эти годы принимали решения, меняли законодательство без полной достоверной информации и глубинного анализа происходящего в сфере труда?.. В этом году впервые будет опубликован Национальный доклад о труде.
Это было мое предложение в 2016 году, когда я защищал докторскую. И только в прошлом году предложение, наконец, услышали! – рассказывает Муслим Хасенов.
Летом создали проектный офис, который за короткий срок – до конца года – должен представить первый в Казахстане нацдоклад о труде.
- Сейчас ноябрь – я еще не видел драфт доклада. Хотя меня, как и коллег, включили на общественных началах в работу над ним. Официально доклад пишет НИИ при минтруда. А значит, им невыгодно будет показывать всю реальную картину в сфере труда, - резонно считает эксперт.
Кстати, в Казахстане уже насчитывается порядка 10 видов национальных докладов - в сфере предпринимательства, образования, экологии, молодежной политики и других.
- Государство внесло в приоритет предпринимательство, инвестиции и все, что с ними связано. Сфера труда осталась позади. Отсюда и возникают все трагедии. Нужно развивать институты, социальное партнерство, усиливать профсоюзы. А у нас их сделали карманными, независимые профсоюзы преследуют, не дают регистрацию, штрафуют, - отмечает эксперт.
И в этой части Казахстан нарушает фундаментальные требования МОТ о свободе объединений.
- Это гарантии профсоюзам о невмешательстве в их деятельность. А у нас сам закон о профсоюзах уже является вмешательством, предписывая, какие виды профсоюзов могут быть, что должно быть в уставе. Это нонсенс!
В Германии нет закона о профсоюзах – у них коллективная автономия закреплена в Конституции, - акцентирует эксперт по трудовым правам.
И вновь возвращается к готовящемуся Нацдокладу о труде, для которого, по его сведениям, взяли данные за 3 года.
- На каком основании хронологический период ограничен тремя годами?.. Ладно, не берите 30 лет, но хотя бы период действия нынешнего Трудового кодекса возьмите, и 3-5 лет до него, чтобы было с чем сравнивать и понять, насколько была обоснована либерализация сферы труда.
То есть, минтруда не хочет показывать масштабы проблем, которые могут быть вскрыты благодаря такому анализу, ведь тогда вскроется неэффективность их работы, - говорит Муслим Хасенов.
Резюмируя, эксперт подчеркивает, что отсутствие внятной системной госполитики в области труда привело к слабости всех профильных институтов, слабости госконтроля и изменчивости законодательства. И все это – в отсутствие единой информации о положении дел.
- Нужно подходить к вопросам труда системно и комплексно. И тогда станет понятно, почему у нас взрываются склады, почему под завалами гибнут рабочие, почему травматизм такой высокий. И формировать госполитику должен минтруда совместно с социальными партнерами и учеными.
А пока мы наблюдаем большой управленческий кризис, очковтирательство, гонку за непонятными показателями. И никто не несет ответственности - ни политической, ни юридической - за провальные решения. Все это порождает безнаказанность чиновников и работодателей.
Значит, нас ждут новые трагедии, если мы не проведем капитальную реформу сферы трудовых отношений, которая является самой важной в жизни общества,
- сказал в заключение эксперт по трудовым правам.
Новая трагедия не заставила себя ждать – на этой неделе в результате травмы, полученной на ТЭЦ-2 в Петропавловске, в больнице скончался 21-летний монолитчик.
С начала года на предприятиях по всему Казахстану пострадали 999 работнкиов, погибли 134 человека, сообщил председатель Комитета труда и социальной защиты минтруда и соцзащиты населения Толеген Оспанкулов.
Причины несчастных случаев: неудовлетворительная организация производства и работ, нарушение правил безопасности и охраны труда, нарушение правил дорожного движения.
Высокий уровень травматизма сохраняется в промышленных регионах страны – Караганде, Восточно-Казахстанской области, Костанае, Актобе, Павлодарской области и Алматы.
В разрезе отраслей экономики наибольшее количество пострадавших отмечается на предприятиях горно-металлургического комплекса – 16,4% и строительной отрасли – 12,3%.
По итогам 9 месяцев за нарушения в области безопасности и охраны труда освобождены от занимаемой должности 109 должностных лиц. В правоохранительные органы направлено 744 материала о несчастных случаях, возбуждено 118 уголовных дел. Для оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах проведена аттестация 4 133 производственных объектов.