Фермеры признают – удорожания не избежать ни при каких обстоятельствах
На неделе правительство сообщило, что с нового года не будет регулировать цены на социально-значимые продукты в магазинах. И самое интересное теперь в том, как скоро и насколько сильно эти цены повысятся. Об этом golos-naroda.kz спросил у тех, кто стоит в самом начале цепочки ценообразования – у производителей еды.
Одними из первых, еще до официального разрешения на «свободное плавание», далеко за горизонт финансовых возможностей казахстанцев стали уплывать цены на яйца и курятину.
Дошло до того, что яйца в некоторых городах Казахстана стали продавать поштучно.
Вместе с тем, как успокаивает президент ассоциации «Союз птицеводов Казахстана» Руслан Шарипов, после отмены регулирования их продукция сильно не подорожает.
«Да, при отмене регулирования будет повышения цен, но рынок не позволит их повысить намного – если наша продукция станет дорогой, то ее легко заменит импортная дешевая продукция из России, Белоруссии или Украины», - напоминает он.
Как подчеркивают все опрошенные нами фермеры и производители, сдерживание цен на продукты в магазинах уже давно пора было отменять. Ведь цена на ту или иную еду растет не по прихоти производителя. И, к слову, будет расти впредь.
«Посмотрите, какие цены на дизтопливо, на энергоносители. Кроме того, цены на минеральные удобрения, на органические удобрения, на гербициды, пестициды очень высокие. Теперь с учетом повышения цен на логистику полностью на энергоносители, то есть на ГСМ, сейчас уже повысились цены на семена. Мы уже начинаем закупать на следующий сезон семена, которые подорожали на 30-40%. В следующем году, как прогнозируют поставщики семян, к этим, и так уже повышенным ценам, добавятся еще 30-40%» - говорит агробизнесмен Арман Абильдаев.
При этом, как не парадоксально, многие попытки чиновников удержать цены приводят к прямо противоположному эффекту. К примеру, как напоминает председатель правления «Союз картофелеводов Казахстана» Кайрат Бисетаев, в 2020 году, испугавшись резкого удорожания картофеля, казахстанские чиновники сначала запретили его экспорт, потом все же открыли границы. Но на внутреннем рынке картошка все равно на месяц подорожала до 500 тенге за килограмм, а вот экспорт в прежних объемах восстановить не получилось.
«Они (партнеры – прим.ред) теперь говорят что покупают с Приволжского региона, далеко, дорого, но нерискованно, не как в Казахстане, в какой-то момент может сорваться сделка из-за запрета», - уточнил Бисетаев.
А если фермерам некуда сбывать свой урожай, то какой им смысл его выращивать? Нет никакого резона в агропроизводстве и в том случае, если оно невыгодно производителю.
Таким образом, как уверен Кайрат Бисетаев, отпустить цены на еду в текущих условиях – единственный способ удержать рост цен на нее.
«Сейчас все в частных руках. Раз частник самостоятельно несет риски и затраты, он имеет право назначать свои цены. В противном случае велика угроза того, что бизнесмен откажется заниматься бизнесом, в который вмешивается правительство, которое диктует свои правила», - заявил он.
Если же государство продолжит «зажимать» интересы фермеров, то реализуются многие риски.
«Если будем искусственно сдерживать цены, мы не будем давать возможность бизнесу развиваться. Бизнес не сможет правильно конкурировать и работать на рынке. Приток денег в налоги от бизнеса уменьшится, предприятия будут закрываться», - предупреждает директор ТОО «АгроСервис-Батыс» Армат Бисенов.
Впрочем, совсем уж без регулирования цены пока никто не оставит.
«Насколько я понял, этот вопрос не принят, обсуждается. Пока на сегодня мука из стабфондов поступает на производство социального хлеба и зерно заготовлено для стабфондов», - говорит официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов.
И действительно, правительство заявило о намерении перейти от регулирования цен на магазинных прилавках к оказанию адресной помощи тем, кто рыночную цену за еду заплатить не может. Однако четких правил и механизмов еще нет. Известно, что получателей АСП в Казахстане около миллиона человек, но и те, кто зарабатывают чуть больше, тоже не особо сильно шикуют.
В то же время, как напоминает Евгений Карабанов у государства есть механизм удержания цен на хлеб через Продкорпорацию.
Эта структура закупает зерно по фиксированным ценам, и может вполне рыночно влиять на ценообразование.
Справедливости ради, есть скрытые механизмы регулирования и по другим агрокультурам.
«Раз мы перешли на рыночную экономику, у нас есть антимонопольное законодательство. Антимонопольщики должны следить за установлением цен на воду, ГСМ, свет. Наша себестоимость растет. Ведь все, что покупают фермеры, не подвергается регулировке. А когда мы, с учетом понесенных затрат пытаемся выставить справедливую цену, нас пытаются контролировать» - замечает Кайрат Бисетаев.
Между тем, возможности не подчиняться жестким правилам регулирования ждут практически все фермеры.
«До этого времени происходило удешевление многих продуктов питания за счет производителя, но в итоге все жители Казахстана, вне зависимости от их дохода покупали эти продукты дешево. Сейчас же, благодаря цифровизации, есть возможность действительно помогать тем людям, которым необходима помощь. При этом дифференцированный подход и адресная поддержка людей позволит привести цены на мясную продукцию к определенному уровню, который будет удовлетворять фермеров и позволит им инвестировать деньги в дальнейшее развитие собственного производства», - сказал директор департамента животноводства «Атамекен Агро» Арсен Исламов.
При этом, по информации председателя правления «Союз картофелеводов Казахстана» Кайрата Бисетаева, совсем уж без регулировки цены не оставят. В новой редакции правилах написано, что акиматы при определении предельной розничной цены на социально-значимые товары будут отталкиваться от себестоимости, которая складывается у фермеров и средних оптовых цен.
Фермеры надеются, что государство создать понятные и прозрачные правила игры.
Они уверяют, что готовы рассказать государству о том, по какой цене вырастили свою продукцию. И обещают не гнаться за сверхприбылью. Им, скорее всего, можно верить, ведь так или иначе, но подорожание еды коснется каждого казахстанца. Даже самый крупный животновод покупает хлеб и яйца в магазине.
Меруерт Нургазинова