поиск
×
Общество

Как родители казахстанских школьников содержат «дочку» министерства просвещения

Без платных школьных олимпиад их организатор – НПЦ «Дарын» – погрязнет в долгах

Ботагоз Искакова
04 ноября 2022 года в 08:34

Как родители казахстанских школьников содержат «дочку» министерства просвещения
Фото: Голос народа

Не так давно мы писали о растущей популярности различных платных олимпиад в казахстанских школах. Напомним, учителя регулярно и настойчиво рекомендуют родителям уплатить небольшой взнос за то, чтобы их ребенок смог ответить на онлайн-вопросы,  прочитать на камеру стих или спеть песню за грамоту, которая придет на адрес электронной почты. Вопросы в олимпиадах легкие, стихи учить детям всегда полезно, ну а грамота – приятное дополнение, которым всегда можно похвастать перед родными и знакомыми. Но почему за деньги? Как отмечают сами родители, такая практика ведет к дискриминации и ущемляет права тех, у кого просто нет лишних 500 – 600 тенге. Между тем, по нашим подсчетам выходило, что на родительском тщеславии организаторы этих олимпиад зарабатывают миллиарды.

Но самое интересное, что инициатором проведения некоторых из этих олимпиад является не какой-то частник, а государственный НПЦ «Дарын». И после публикации того материала директор научно-практического центра «Дарын» Ануар Унайбеков сам позвонил автору статьи, чтобы договориться о встрече и разъяснить, почему центр вынужденно проводит платные школьные олимпиады.

Мы беседовали больше часа, но с каждой минутой вопросов становилось все больше… Подробнее – в новом материале golos-naroda.kz.

Начнем с главного – зачем «Дарыну» этот бизнес на тщеславии?

«Когда я пришел в организацию чуть более трех месяцев назад, у нее уже были определенные финансовые долги. Я сейчас не буду говорить, сколько, но там были кредиторские задолженности. Финансовые проблемы были настолько большие, что в сентябре у нас были риски того, что мы не получим сентябрьскую зарплату. Плюс министерство просвещения не могли передать нам по выполненным актам средства, потому что шел процесс переименования министерств, их разделение на два, и в этот промежуток они заморозили все финансовые операции. По-моему, месяца на полтора. Сотрудники министерства образования также получили зарплату с большой задержкой, как и мы», - сообщил Ануар Унайбеков.

Выход нашелся быстро – платные олимпиады. Как уверяет Ануар Унайбеков, профильное министерство в курсе.

«Исторически есть интеллектуальные игры, которые мы проводим уже достаточно давно. И не секрет, что центр «Дарын» когда-то зарабатывал очень хорошие деньги. В принципе, мы в последний раз провели платные олимпиады с разрешения министра. Тоже неплохая сумма собралась, которой нам хватило, чтобы мы закрыли все долги на этот год. Основным условием министра было то, что мы, в отличие от предыдущих годов, откажемся от наличных денег. Раньше процент наличных денег был большой. Сейчас полностью по безналу, по Kaspi мы принимаем оплаты, и я делаю прозрачный финансовый отчет» - рассказывает Унайбеков.

В общем, уважаемые родители, знайте: если вы заплатили за то, чтобы ваш отпрыск прочел стих Макатаева перед камерой, или же вместе с ним прошли тест по математике «Кенгуру», то не просто заплатили за виртуальную грамоту, но и спасли от банкротства целый научно-практический центр!

Кто больше: родители или олигархи?

Впрочем, как уверяет Ануар Унайбеков, ребенок от такого конкурса тоже получает определенную пользу.

«Я только недавно это понял: интеллектуальные игры онлайн имеют потенциал сделать большой вклад в сферу образования. Потому что это развитие духа конкурентности между детьми. Олимпиады мотивирует их дальше учиться, побеждать и так далее», - считает глава центра.

Поэтому будет такого рода конкурсы «Дарын» проводить и впредь. Тем более что у компании есть своего рода бизнес-план. Как пояснил Ануар Унайбеков, при республиканской физико-математической школе ранее создавался эндаумент-фонд, в который аккумулировались средства, но они не тратились, а лишь вкладывались в ценные бумаги и на депозиты.

«Когда мы создали этот фонд при школе РФМШ, там первый год скопилось чуть более 1 миллиона долларов. И сейчас  там скопилось порядка 6 миллионов долларов. И теперь школа РФМШ ежегодно может себе позволить порядка 600 тысяч долларов, условно, потратить из этого фонда на развитие школы. Ежегодно. В «Дарыне» я тоже хочу что-то подобное сделать. Потому что если исходить из логики, все мы понимаем, что министры меняются примерно каждые 3-5 лет. С министрами и руководители подведомственных организаций меняются. Я не знаю, сколько я просижу в «Дарыне». Год-три, вряд ли больше. Я понимаю, что у меня есть какое-то ограниченное время, чтобы за это время сделать какие-то системные шаги для того чтобы даже если я уйду, эти меры работали на благо организации», - поделился он планами.

Естественно, на платных олимпиадах миллиарды долларов не соберешь, тем более, как мы уже выяснили, есть у «Дарына» и текущие траты… Поэтому центр рассчитывает на пожертвования меценатов и неравнодушных казахстанцев.

На вопрос, какую сумму он намерен собирать ежегодно в таком эндаумент-фонде, глава центра ответил, что все «зависит от того, насколько талантливо мы сможем презентовывать свою работу нашим бизнесменам, меценатам и государственным организациям, которым позволено заниматься благотворительностью и которые смогут в этот фонд тоже вложиться». Также он рассчитывает на помощь фонда «Казакстан халкына», так как в их уставной деятельности прописано, что они в том числе поддерживают талантливых детей Казахстана.

От Абая до Илона Маска

Стремление вложить как можно больше средств в детей, естественно, похвально. Но, согласитесь, сразу же появляются дополнительные вопросы. Например – почему «Дарын» оказался в долгах?

Неужели вся причина в пандемии и невозможности проведения такого рода платных олимпиад?

Как объяснил нам Ануар Унайбеков, перед ним, как перед директором центра, поставлены очень важные задачи, но соответсвующее финансирование не выделено.

«По закону, мне запрещено расширять коллектив. А мы планируем развивать технологические конкурсы. В Казахстане может быть по робототехнике еще что-то там делается, 4-5 ноября в Караганде будет мероприятие нашего локального уровня. Чего-то супер масштабного в Казахстане нет. Ни соревнований по ракетостроению, ни авиамоделирования, судостроения, автомобилестроения. И это те вещи, которые в дальнейшем экономически стране очень сильно дают подъем. Если посмотреть на план «Дарына», у нас мероприятий в виде (я не говорю, что это плохо, просто их слишком много) в виде Абай или Шәкәрім оқулары, которые больше направлены на развитие гуманитарных наук. Их у них много. Наверное, потому, что мы – творческая нация», - отметил глава «Дарына».

Но от творческого переосмысления чужого наследия все же надо переходить к созидательной деятельности. Следующие 5-10 лет Казахстану нужно делать больше упор на технические конкурсы. Тем более, глава государства поручил увеличивать число IT-специалистов.

«Они поставили перед нами KPI, в течение какого-то времени, точно не помню, взрастить 100 тысяч программистов. Только если у нас будет это количество, мы как-то более-менее сможем на мировой экономике быть конкурентоспособны. Это то, что мы хотим развивать. А мне, для того чтобы эти мероприятия запустить, необходимо людей нанимать квалифицированных. Я вообще думаю, что для этого в «Дарыне» целый департамент нужен, который занимается только технологическими мероприятиями. А у меня возможности нет, потому что есть законные рамки. Я даже зарплаты поднять не могу. Благо, что разрешается какие-то надбавки ежемесячно давать. Есть еще отдельные проекты, на которые выделяется дополнительное финансирование. Это программа целевого финансирования, в рамках которой мы должны делать исследования. Как раз мы над этим работаем. Оттуда мы еще некоторых сотрудников, особо вовлеченных в эти исследования, имеем право тоже как-то поощрять. Но тем не менее, зарплаты небольшие», - подытожил руководитель «Дарына».

Зарплаты у сотрудников центра действительно мизерные – в среднем, 70-80 тысяч тенге. Со всеми положенными надбавками они получают около 200 тысяч тенге в месяц. Как резонно отмечает глава НПЦ, с такими зарплатами толковых ребят ему не схантить.

При этом сам директор получает 400 – 500 тысяч тенге ежемесячно со всеми надбавками. Как уверяет Унайбеков, ранее он работал в частных структурах и зарабатывал не менее миллиона тенге. Однако согласился оставить солидный оклад ради идеи.

Тренер на вольных хлебах

Казахстанские школьники действительно достаточно часто радуют своими успехами на различных международных предметных олимпиадах. И очень часто – именно по точным наукам: физика, математика, та же робототехника.

Проблема лишь в том, что такие успехи из раза в раз демонстрируют ученики одних и тех же школ. Стало быть, либо в этих школах собирают самых талантливых и одаренных детей, либо, как нам не единожды говорили эксперты в сфере образования – самых талантливых педагогов.

Подготовка к предметной олимпиаде существенно отличается от стандартной школьной программы. И тех, кто может это делать, в школах действительно немного. Однако, когда много лет назад создавался «Дарын», одной из его задач и было прописано расширение олимпиадного движения в школах. Что пошло не так?

Как выяснилось в ходе беседы с главой НПЦ, в Казахстане около 30-ти человек, которые готовят национальную сборную Казахстана для участия школьников в международных олимпиадах. Они – не учителя. Как правило, это бывшие призеры международных олимпиад, которые занимаются этим только из порывов патриотизма.

«Национальную сборную готовит порядка 30-ти человек. И честно, у тренеров не самые хорошие условия подготовки ребят. Это смешные, заложенные в бюджет, оплаты услуг тренеров. Настолько смешные, что такие оплаты можно считать чуть ли не оскорблением. И, так как это не приносит никакого дохода, им приходится работать на своих основных работах. Весь их заработок на олимпиадах – это проведение учебно-тренировочных сборов – что-то вроде 1-2-х недельного лагеря подготовки к олимпиадам. В этот период мы и нанимаем тренера. Суммы заложены копеечные, в районе 100-120 тысяч тенге» - огорошил нас Ануар Унайбеков.

Учитель без квалификации

А как же учителя школ? Почему бы не научить их искусству подготовки олимпиадников.

Как уверяет Унайбеков, это невозможно. Слишком уж, по его словам, казахстанские педагоги некомпетентны.

«Про государственные школы вообще сложно разговаривать, потому что в целом компетентных специалистов очень мало. Тренинги для учителей по всей стране проводятся на очень слабом уровне. Чтобы получить более или менее вменяемые и здравые тренинги, их надо либо за рубежом, либо онлайн проходить, и они, как правило, дорогостоящие. Ни одна организация за них не заплатит, надо самому», - подчеркнул глава центра.

Напрашивается резонный вопрос: а зачем тогда нужен «Дарын»? Если детей к олимпиадам готовят всего 30 тренеров-непедагогов, а на тренеров учат исключительно за границей?

Ответа на этот – самый важный вопрос мы не получили.

Сегодня руководитель организации обеспокоен тем, как организовать встречу победителей олимпиад за все годы независимости Казахстана, а также как провести среди них опрос о том, каков их средний уровень дохода, и помогли ли олимпиады в их профессиональной деятельности.

Новости партнеров

Вам будет интересно