поиск
×
Аналитика

Миллиарды тенге бесконтрольно крутятся на рынке платных школьных олимпиад

Причем эти суммы находятся в теневом секторе. Единственный легальный игрок на этом рынке - центр «Дарын», не отражает свою финансовую отчетность

Ботагоз Искакова
17 октября 2022 года в 06:42

Миллиарды тенге бесконтрольно крутятся на рынке платных школьных олимпиад
коллаж golos-naroda.kz

Бизнес платных школьных олимпиад во многих отношениях очень привлекательный. Строится он на тщеславии родителей, которые не прочь похвастать новым сертификатом своих деток стоимостью в 500-600 тенге, а также учителей, которые считают, что призовые места их учащихся являются подтверждением их заслуг в образовании. Но так как желающих потешить собственное самолюбие в Казахстане с избытком, организаторы всей этой ярмарки тщеславия имеют ежегодно неплохие дивиденды. golos-naroda.kz рассказывает о том, как это получилось.

Бизнес на тщеславии

Платные олимпиады  школьников вот уже который год занмают почетную строчку в расходах сердобольных родителей на образование ребенка. С каждым годом конкурсов все больше, цена за их прохождение растет незначительно. И именно низкая цена – залог того, что никто эти олимпиады особо не контролирует.

Основатель школы дополнительного образования «Пифагор» Асан Жолдасов убежден, что запрет на онлайн-олимпиады ни к чему хорошему не приведет. А вот упорядочить его было бы нелишним.

«Каждая мама или ребенок по-разному относятся к этим всем вещам. Есть масса разных интернет-олимпиад. Если этот рынок не осваивать – заработают другие. К примеру, у нас популярно немало российских онлайн-олимпиад. Это огромный рынок с не совсем понятными правилами для населения. Кто-то думает, что в них обязательно нужно участвовать, кто-то считает, что это не обязательно, кто-то считает, что они нужны для развития и хочет проверить себя. Некоторые мамы преувеличивают важность некоторых так называемых международных олимпиад, и считают, что отдать за нее 5 тысяч тенге – это немного. Они участвуют и гордятся, якобы они что-то выиграли и не понимают, что эти медали раздавали каждому второму», - считает Асан Жолдасов.

По его мнению, в Казахстане нужно внедрить российский опыт, где все олимпиады и конкурсы отсротировали и ранжировали по уровню важности.

У нас же пока этот рынок хаотичен.

Прибыль на миллиарды

Для самих предпринимателей этот бизнес весьма прибыльный: их затраты сводятся лишь к тому, чтобы один раз заплатить педагогам за составление заданий, и обслуживать онлайн-платформу.

Искать клиентов также труда не составит: нужно всего лишь предложить определенную долю от этой прибыли директорам или завучам школ. Они сделают рассылку с информацией о новом мега-конкурсе учителям с пометкой: «Переслать в родительские чаты» – и доход обеспечен. 

А если учесть, что в сентябре 2022 года число школьников в Казахстане превысило 3,6 млн человек, и умножить это на среднюю стоимость олимпиады, то получается внушительная сумма – 2,16 миллиарда тенге.

Конечно, в таких олимпиадах принимают участие далеко не все школьники, и охватывают они не все регионы, но и проводятся они не один раз в год, а минимум – каждую четверть, причем всевозможных частных интеллектуальных конкурсов довольно много.

Поэтому если учесть, что каждый школьник в течение года в среднем принимает участие в одной олимпиаде, итоговые суммы даже в пределах одной школы выходят весьма привлекательные.

Так, в Астане более 143 тысяч детей посещают 84 государственные общеобразовательные школы, то есть в каждой учится в среднем 1702 учащихся. Проведение одной олимпиады только в одной школе может обеспечить сбор более чем в один миллион тенге.

Управление образования: «Моя хата с краю…»

Мы обратились в управление образования Астаны с вопросами, главный из которых: проводит ли ведомство антикоррупционную работу с директорами школ для недопущения поддержки платных олимпиад, не рекомендованных министерством? Чиновники ответили сухо: «В начале учебного года всем руководителям организаций образования города направляется информационное письмо о том, что все олимпиады в школах проводятся в соответствии с перечнем олимпиад, утвержденным приказом министра просвещения Республики Казахстан».

При этом, как зверили нас в управлении, на платные олимпиады им никто не жаловался.

Что, впрочем, говорит скорее не об отсутсвии проблемы, а о том, что родители не видят в управлении образования защитника от горе-бизнесменов.

Иначе как объяснить, что жалобы на платные олимпиады есть в популярном городском Instagram-паблике.

 

«В итоге месяц не отвечают. WhatsApp игнорируют. На указанный номер не дозвониться, отключен. В телеграм канале сообщения закрыты. И как поняла уже с 2019 года в телеграмме родители писали просили сертификат. Получается они 3 года уже так обманывают. Вроде бы мелочь, но с каждого ученика по стране по 600 тг – не маленькая сумма получается. Конечно, и родитель за 600тг заявление не напишет. А ребёнок так старался, проходил эти тесты и ждал результаты. Хоть бери и сама напечатай ему этот сертификат», - пишет разочарованная мама.

Согласитесь, ситуация просто аховая: РНПЦ «Дарын» рекомендует эту олимпиаду, можно сказать, ручается за нее. Родители участвуют, платят по 600 тенге, а им в итоге даже письмо на почту прислать не могут.

Даже государственные школы сегодня должны зарабатывать деньги

Директор КГУ «Центр развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны» акимата города Астаны Гаждембек Турсунов пояснил, что перечень всех республиканских, международных олимпиад и конкурсов научных проектов, одобренных министерством просвещения, отражен к приказе министра от 7 декабря 2011 года №514.

Все олимпиады, отраженные в нем, проводятся бесплатно. И лишь три – на платной основе. Это интеллектуальная олимпиада «Ақбота», а также российские игра-конкурс «Кенгуру» и игра-конкурс по информатике «Bebras». Причем глава столичного представительства утверждает, что средства на проведение этих трех олимпиад стекаются исключительно в республиканский центр, его филиал не имеет к этому никакого отношения.

Гаждембек Турсунов убежден, что «платные олимпиады нужны для того, чтобы ребенка развивать, давать какие-то интересные задания». На вопрос, почему преподаватели не могут такие же интересные задания включить в свой учебный процесс в рамках бесплатного образования, он ответил, что не каждый учитель может составить такие задания.

«Участие в этих олимпиадах – на усмотрение родителей или школы. Часть из них – на ПХВ (право хозяйственного ведения). Они теперь могут самостоятельно зарабатывать деньги. Если они видят, что одаренный ребенок сидит в школе, его нужно дальше развивать. Школа могла бы выделить заработанные средства и развивать талантливых, одаренных детей. Это тоже возможно. Но это решает руководитель, который сидит в школе», - подчеркнул глава столичного центра «Астана дарыны».

Центр «Дарын» нужно расформировать

Депутат мажилиса парламента РК Жулдыз Сулейменова признаетс, что проблема платных олимпиад в стране существует и онаа куда серьезнее, чем может показаться.

Частные компании, которые проводят платные олимпиады, пользуются тем, что никому из родителей 500-600 тенге на своего ребенка не жалко. Но многие родители оплачивают участие в олимпиадах только для того, чтобы их школьник не чувствовал себя обделенным на фоне своих одноклассников.

«На прошлой неделе мы встречались с одинокими мамами, вдовами. Они пришли к нам по другому вопросу, но параллельно подняли вопросы о проведении этих платных олимпиад. Они оплачивают только для того, чтобы их ребенок не был один, пока все сдают тесты. Но это же неправильно. Это все побуждает неравенство. У нас по Конституции среднее образование является бесплатным для всех, значит все олимпиады у нас тоже должны быть бесплатными. Для этого у нас даже есть отдельная бюджетная программа. Я написала письмо в министерство просвещения, чтобы они запретили все платные олимпиады. Сейчас жду ответа, но я над этим буду работать и дальше», - подчеркнула Жулдыз Сулейменова.

Спорным также является вопрос эффективности данных платных олимпиад. Они должны или показывать уровень знания ребенка по этому предмету, либо отражать уровень знаний и методики преподавания учителя. Таким образом, такие олимпиады не направлены на проведение мониторинга качества образования для дальнейшего повышения его качества. Как правило, это всего лишь бизнес.

«Я понимаю, учитель хочет показать сертификаты как результат своей работы. Но мы системно должны лишние сертификаты убрать, а вместо них судить о профессионализме педагогов по количеству разработанных ими пособий и сборников задач. Тогда учитель не будет гнаться за сертификатами, и у них не будет интереса, чтобы ученик участвовал в этих бесполезных олимпиадах», - резюмировала депутат.

Отметим при этом, что как следует из ответа Минпросвещения на запрос golos-naroda.kz, сегодня «достижения школьников на олимпиадах и конкурсах, не вошедших в перечень №514, официально не признаются и не учитываются при аттестации педагогов».

Поэтому мажилисвумен считает, что идея центра «Дарын» уже давно себя изжила.

«Я думаю, их надо расформировать. Сейчас та цель, которая была в 1996 году, уже не актуальна. Их надо трансформировать. «Дарын» показывает призеров по ряду предметов, но это не их заслуга, а заслуга школы, родителей, учителей. Сегодня в Казахстане 7500 школ, из которых 6000 – сельские. Но в села не приходят нормальные учителя, они не участвуют в нововведениях, и «Дарын» должен с этими детьми работать. Особенно с теми, кто относится к социально уязвимым слоям и живет в бедных районах. Я даже не говорю, чтобы они ехали в Туркестанскую область, но хотя бы здесь в Астане выстройте работу и распространяйте опыт в другие регионы», - считает народная избранница.

По ее словам, ежегодно для центра «Дарын» и для проведения олимпиад государство выделяет средства.

«Когда мы спрашиваем у уполномоченного органа, они говорят, что этих средств хватает для проведения различных олимпиад по различным предметам, а также для подготовки детей к учебно-тренировочным сборам на республиканские, международные олимпиады, оплаты командировочных сборов. Поэтому олимпиады должны проводиться только бесплатно», - убеждена депутат.

Деньги любят тишину, и мультики в руководстве «Дарына»

Сам центр «Дарын» ведет весьма закрытую деятельность. И судя по орфографическим и грамматическим ошибкам даже в их визитной карточке, информации «О Центре», сотрудникам центра не мешало бы подтянуть свою грамотность….

Руководитель центра оказался фигурой загадочной, на сайте вместо его фотографии размещен лишь мультяшный силуэт. И хотя рабочие телефоны большинства отделов указаны, телефон руководителя также не отражен для публичного доступа, лишь его электронная почта.

Весьма таинственна и финансовая деятельность компании: никакого намека на отражение ее отчетности на сайте нет. Не нашли мы ее и на интернет-ресурсе депозитария финансовой отчетности. Поэтому совершенно не ясно, какие суммы получает компания из госбюджета на проведение олимпиад. Между тем, в компании есть отдел административной службы и государственных закупок.

Судя по информации, отраженной в реестре налоговых отчислений, компания живет не бедно: в 2016 году компания оплатила налогов почти на 28 млн тенге, в 2017 – 24,5 млн, в 2018 – 69 млн, в 2019 – 78,7 млн, в 2020 – 50,6 млн тенге.

Как таковой пресс-службы в данной организации нет, но мы адресовали специалисту, которому вменили в обязанность взаимодействие со СМИ, два вопроса, но на момент размещения материала пока не получили на них ответы:

1. Почему игра-конкурс «Кенгуру», интеллектуальная олимпиада «Ақбота» и игра-конкурс по информатике «Bebras» являются платными?

2. Как часто они проводятся в школах, сколько средств собирает центр «Дарын» от проведения данных олимпиад, и на что они расходуются?

Между тем, основатель школы дополнительного образования «Пифагор» Асан Жолдасов поделился своими сведениями, которые ему стали известны из разговора с топ-менеджментом центра «Дарын».

«Для меня было открытием узнать, что проведение платных олимпиад – это важный доходогенерирующий блок для «Дарына». Я не знал, что платные олимпиады занимают такую большую долю бюджета. Оказывается, им жить тяжело, потому что государственных денег на все не хватает, и на них повесили много проблем, которые они разгребают», - отметил Асан Жолдасов.

Однако какие проблемы приходится разгребать центру, так и остается загадкой. Как и вся финансовая деятельность центра, деятельность которого должна была быть направлена на развитие одаренных детей, а по сути сводится лишь к зарабатыванию денег по самым примитивным схемам....

Новости партнеров

Вам будет интересно