поиск
×
Общество

«Планшеты для первоклассников – это абсурд!»: эксперты шокированы нововведением

Гаджеты окутали нашу жизнь настолько, что сейчас многие казахстанцы не мыслят себя без смартфонов и планшетов. Они буквально засыпают и просыпаются с ними

Айгуль Тулекбаева
03 ноября 2022 года в 12:01

«Планшеты для первоклассников – это абсурд!»: эксперты шокированы нововведением
Голос народа

Недавние заявления чиновников о том, что решить наболевшую проблему – тяжелые школьные ранцы можно одним путем – купить для школьников планшеты – всколыхнула экспертное сообщество и родительскую общественность. После чего Министерство просвещения поспешило сообщить, что от бумажных учебников никто не отказывается. А планшеты станут альтернативой или дополнением к обучению, передает golos-naroda.kz.

Так или иначе, вопросы о том, как это будет на практике, остаются открытыми.

Мусин – не педагог

По мнению президента Казахской лиги экспертов образования Гульнары Абишевой, инициаторам нужно четко разграничить, для чего это делается – для облегчения портфеля либо для цифровизации образования.

«Вчера Багдат Мусин (глава МЦРИАП – прим.Ред) выступал, что его министерство будет закупать планшеты для детей, вставлять сим-карты, за их обслуживание будут отвечать операторы и так далее. Сейчас во многих городских школах есть интерактивные доски, в принципе уже учебники не нужны. Но есть сельские школы, у них с цифровизацией большая проблема. Идея фикс была в том, что дети не будут таскать учебники, они остаются дома, а планшеты будут храниться в школах и со школ они выдаваться не будут. То есть практически в ранце останутся только тетради», –  говорит она.

По ее словам, эксперты и педагоги все же были шокированы последними заявлениями МЦРИАП о закупке планшетов, поскольку считают, что Багдат Мусин не педагог. Кроме того, любая идея должна иметь научное обоснование, а не проводиться на ура. И поэтому эту инициативу она предлагает обкатать в пилотном порядке, а потом уже браться за масштабирование. С ней согласны и ее коллеги, педагоги.

«Я смотрю уже взахлеб говорят о закупе планшетов, это миллиарды денег на ветер! Кроме того, что есть планшет, он должен иметь контент, платформу, завтра понадобится подписка на платформу, зарядные шкафы в школах, это все деньги, те же расходы на электричество. Пока еще по этой идее есть вопросы. Точного механизма, как это будет на практике, нет. С точки зрения бюджета, если школа будет приобретать и книги, и планшеты, это будет очень дорого», – отмечает эксперт.

По ее подсчетам, только для начальных классов понадобится 240 млрд тенге, если исходить из цены 120-150 тысяч тенге за каждый гаджет. Это, не считая тех трат, которое несет государство за печатание бумажных аналогов.

Кроме того, Гульнара Абишева подчеркивает, что родители против гаджетов в школах, поскольку их беспокоит их здоровье, которое заметно село за годы дистанционки.

«Надо пилотировать. А так необдуманно можно посадить здоровье детей. Кроме того, в сельской местности интернета нет, планшеты будут пылиться в школе», – добавляет она.

Первоклассников – не трогать!

Также эксперт против того, чтобы планшетизацию внедряли в первые-вторые классы.

«Школьник должен увидеть свой «Әліппе». Букву нужно видеть, ручкой проводить по ней. А если будет планшет, это уже другая визуализация», – говорит она.

По ее мнению, проводить пилот следует с третьего класса, а не с первого, поскольку учебный процесс в 3-ем классе уже более стабилен, чем в первом классе.

Объем учебников напрямую зависит от содержания образования. Об этом эксперты говорят не первый год. Необходимо пересмотреть учебные планы и откорректировать учебные программы.

«Вчерашнее заявление вызвало негодование у наших экспертов и педагогов. Потому что он (Мусин – прим.Ред) не педагог. Сегодня на все нужна научная основа», – добавила она.

Что говорят родители?

«Мы не знаем, как будут использовать планшеты, как дополнение к учебнику или как полную замену учебников. Пока это неизвестно. Наблюдая за соседними странами СНГ, где тоже идет цифровизация образования, мы видим, что там нацелены убрать бумажные учебники», – говорит координатор алматинского филиала  РОО «Казахстанский союз родителей» Ирина Бородкина.

Она озвучила вопросы, которые есть у родительской общественности. Из приказа министра образования и науки РК от 5 апреля 2022 года №132 следует, что планшет может быть подключен к интернету. И отсюда вытекают вопросы: Кто и как будет отслеживать контент, который будет просматривать ребенок? К какому аккаунту он будет подключен, ведь это персональные данные. Кто будет отвечать за их безопасность?

«В том же планшете есть функция геолокация. Предположим, что злоумышленник решил навредить ребенку, он отследил его по планшету. Это несложное действие, которое может сделать даже старшеклассник. Кто будет обеспечивать безопасность? Это сейчас сильно волнует родителей», – говорит Ирина Бородкина.

Союз хочет увидеть исследования по влиянию планшетов на зрение, здоровье, научные ответы, не вызовет ли это компьютерную зависимость у детей.

«До тех пор, пока таких исследований нет, мы не можем утверждать, и министерство просвещения, и врачи не могут, что эти учебники безопасны. Уже доказано психологами, что в век доступного интернета и информации, объем долговременной памяти у детей сокращается именно потому, что информация доступна по клику и не нужно стараться что-то запоминать. Также есть понятие «клиповое мышление», то есть снижается способность рассуждать, анализировать. Это последствия того, что мы стали больше времени проводить в смартфонах, планшетах, интернете», –  отмечает она.

 В общественном объединении намерены запросить в Минздраве, Минпросвещения данные об этом и уже от этого отталкиваться в своей работе.  

«Каждое нововведение должно иметь научное обоснование, и мы, естественно будем эту информацию изучать», – добавила спикер.

Запад уже не в восторге!

Специалист по связям с общественностью РОО «Казахстанский союз родителей» Айжан Мустафина приводит зарубежный опыт. Она отметила, что именитые цифровизаторы, люди, управляющими важными технологическим процессами, отдают своих детей в школы, где практически не применяют гаджеты. На Западе уже оценили применение цифровых технологий в образовании – педагоги уже не обольщаются и не сажают детей за компьютеры.  

«На Западе все это в прошлом – восторги по поводу повальной компьютеризации. А у нас повсеместно хотят ввести планшетизацию», – говорит она.

Айжан Мустафина признает, что и родители допускают перекос в воспитании, давая детям телефон в руки, не желая играть с ними игры. Но и государство опрометчиво берет курс не в ту сторону.  «Дети, выросшие в цифровой среде, не имеют навыков взаимодействия друг с другом, с самими собой, с природой, с окружающим миром. Весь их мир сузится до понимания черного зеркала, я имею в виду гаджет. Раньше были учебники  и сейчас должны быть учебники», – говорит она. Планшетизацию с первого класса она назвала абсурдом.

По ее мнению, общественность совместно с педагогами, министерством должны разработать хорошие учебники. Это та мозоль, которую никто не лечит.

От себя добавим, что свое экспертное мнение, несомненно, выскажет и Минздрав. На сегодня известно, что за 2 года у казахстанских школьников ухудшилось зрение. Это показали профосмотры за 2021-2022 годы. А еще, не все школьники могут похвастаться хорошей осанкой. По мнению медиков, причиной тому стала информационная перегруженность, зависимость от соцсетей и гаджетов.

Казахстанские офтальмологи бьют тревогу – на прием приводят дошкольников, которым приходится восстанавливать хорошее зрение. Дети держат планшеты чуть ли не с пеленок. Даже художники поднимают проблему цифровой зависимости.

Отметим, что в соцсетях родители жалуются на школьные учебники, которые можно было бы сократить хотя бы в начальной школе. Они удивляются, почему на верху выбрали только один путь решения тяжелых ранцев. Так, к примеру, в первом классе госшколы выдают учебник математики, плюсом к нему идут рабочая тетрадь и дополнительный учебник НИШ. К этому набору только по 1 предмету (!) школьники еще заводят тетрадь в клетку. По музыке отдельный учебник, по труду – учебник и увесистый альбом. Во втором классе по литературе дети таскают в школу 3 издания – саму литературу, хрестоматию, рабочую тетрадь. 

«Очень много теории, это как впихнуть невпихуемое, - пишут они – Только усвоит ли это все ребенок? Сейчас в школу идут с 6 лет, и те же второклассники - это не мы несколько лет назад, это семилетки. Школы переполнены, учитель едва успевает справиться с одной темой, как приходится перескакивать на другую. Когда перестанут делать эксперименты на государственных школах и кто на этом зарабатывает?» – возмущаются они. 

Как признают и эксперты, и родители в вопросе цифровизации нужно сохранить здравый баланс. И для этого важно учитывать мнение и врачей, и педагогов, и психологов, и  родителей.

Новости партнеров

Вам будет интересно