Жизнь пожарного в Казахстане, по государственным меркам, стоит всего 7 млн тенге, а топ-менеджера нацкомпании – почти полмиллиарда
Мы часто слышим о том, что человеческая жизнь – это главная ценность. Но жизнь – штука непредсказуемая, никто не может сказать, когда и как она оборвется. На днях в Южной Корее погибла наша молодая соотечественница, и казахстанцы, проживающие в Корее, собрали для ее семьи более 4 миллионов тенге. Расходы по транспортировке тела взяло на себя корейское правительство. Но что же Отчизна? Да ничего! В Казахстане не прописаны механизмы компенсации за смерть наших граждан ни от несчастного случая, ни от трагедии на производстве. Все отдано на откуп частных страхователей жизни и зиждется на щедрости конкретных работодателей.
Депутатский расчетКогда вам говорят, что ваша жизнь бесценна, значит, она не стоит ничего – так утверждают эксперты. Почему – golos-naroda.kz разбирался вместе с экономистами, социологами и депутатом парламента.
Во сколько вы оцениваете свою жизнь? – Такой вопрос мы задали казахстанцам и специалистам из различных отраслей. Большинство затруднились ответить сразу – то ли скромничали, то ли в уме просчитывали стоимость главной ценности.
А вот по какой методике оценил свою жизнь депутат мажилиса Айкын Конуров:
- Я буду рассуждать с точки зрения того, что в случае моей преждевременной смерти мои дети не должны остаться без средств к существованию до совершеннолетия. Каждому должно хватить на 1-комнатную квартиру и стартовый капитал для бизнеса – это 18 млн тенге плюс 10 млн. Итого - порядка 30 миллионов тенге на каждого ребенка. А детей у меня трое, соответственно, это 100 млн тенге.
Если же учитывать подходы государства, то здесь будут другие расчёты.
Например, в случае гибели военного при исполнении служебных обязанностей семья получает сумму, сложенную из денежного довольствия, помноженную на 60 месяцев.
Давайте возьмем медианную зарплату в Казахстане - 200 тыс тенге, умножим на 60 месяцев - получим 12 млн тенге. Такова, по расчетам государства, средняя стоимость жизни одного казахстанца, - говорит Айкын Конуров.
Если взять зарплату депутата - 750 тыс тенге - и умножить на 60 месяцев, получаем 45 млн тенге. Столько стоит жизнь представителя нижней палаты парламента. Пожарные в стране получают 110-120 тыс тенге ежемесячно, соответственно, их жизнь государство оценивает в 6,6-7,2 млн тенге.
- Ценность человека для экономики страны в условиях капитализма сложно рассчитывать, потому что глава частной компании, которая выигрывает подряды в квазигоссекторе коррупционным способом, начисляет себе зарплату в 100 миллионов тенге. Как вести расчет в таких условиях? – продолжает мажилисмен.
А вот стоимость жизни одного топ-менеджера нацкомпании в нашей стране составляет почти 500 млн тенге! Такой «прайс» мы вывели на основе данных из финансовой отчетности нацкомпаний, согласно которым член правления одной из них в 2020 году ежемесячно получал 8,3 миллиона тенге. То есть жизнь людей, спасающих других при ЧС, пожарах и прочих катаклизмах, стоит в 80, а то и 100 раз дешевле бренного существования топ-менеджера квазигоскомпании.
Унифицированный подходКонуров уверен: жизнь депутата не должна стоить дороже жизни ЧС-ника.
- Необходимо определить унифицированный подход к этому вопросу. Потеря одного гражданина с небольшим населением на такой большой территории должно восприниматься как трагедия. При этом нужно исключить возможности злоупотреблений в случае безоговорочных выплат родственникам при смерти близкого. Были случаи, когда в семьях намеренно инвалидизировали детей, чтобы получать пособия. Надо находить баланс в этом вопросе, смотреть зарубежный опыт, - отмечает парламентарий.
Как уточнил собеседник, в мажилисе до сегодняшнего дня не поднимался вопрос принятия оценочной стоимости жизни казахстанцев, или стоимости среднестатистической жизни, как называется этот показатель за рубежом.
- Любые инициативы депутатов, направленные на снижение доходов бюджета или увеличение его расходной части, должны получить заключение правительства. И они в таких случаях чаще всего отрицательные. Как, когда, например, мы предлагаем увеличить социальные нужды, содержание сотрудников МЧС, - говорит Конуров.
По заработкам вашим дано будет вамПо мнению экономиста Рахимбека Абдрахманова, в Казахстане правильнее рассчитывать стоимость человеческой жизни, исходя из тезиса «человек стоит столько, сколько он зарабатывает».
- Это, конечно, очень примитивный способ расчета, который делается из предпосылок, что наша национальная экономика не имеет технологий, человеческий капитал не используется эффективно, структура экономики больше сельскохозяйственная, нежели промышленная. И нет смысла оценивать, сколько составляет вклад человека в экономический рост, который полностью обеспечен сырьевым экспортом.
Поэтому исходим из допущений, что средняя медианная зарплата в республике 200 тыс тенге, приблизительная продолжительность трудовой жизни - 35 лет (с учетом болезней, нормы по инвалидности, средней продолжительности жизни и т.п.).
Самооценке нет пределаВ итоге выходит, что по такому принципу расчета средняя стоимость жизни в Казахстане тех, кто имеет медианный доход, - 182 609 долларов США. Это примерно 84 млн тенге, - привел свои расчеты экономист.
Тем временем казахстанцы, осознав, что на родное государство не стоит надеяться в плане высокой оценки их жизней, стремится зафиксировать собственную цену. По данным страховых компаний, растёт число наших сограждан, страхующих жизни по накопительному портфелю.
- Накопительное страхование - это как альтернатива валютному депозиту. Вы можете застраховать свою жизнь на 15 лет, минимальный взнос - 1 тыс долларов, максимальная годовая ставка - 3,41% в валюте. Суммы страховой выплаты в случае смерти страхователя не подлежат истребованию от третьих лиц, при разводе. И система наследования простая – указываете прямого наследника. Также есть срочное страхование на 12 месяцев, - рассказал нам Арман, представитель страховой компании.
При внесении 50 тыс долларов по накопительному страхованию вместе с вознаграждением клиент получит 82 тыс долларов. И даже если через месяц после подписания договора страхователь умрет, его наследники получат эту сумму, уточнил страховщик.
По какой формуле считать- Максимальная сумма, в которую вы можете оценить свою жизнь, не ограничена. Назвать самую большую сумму, на которую клиенты застраховали свои жизни, я не имею права - конфиденциальная информация, - заметил страховщик.
Социолог Айман Жусупова в свою очередь отмечает, что стоимость человеческой жизни - яркий показатель качества жизни в стране. В этом смысле она согласна с мнением российского экономиста Сергея Гуриева о том, что именно эти данные являются главным показателем социально-экономического развития, и гораздо более точным, чем ВВП на душу населения.
- Вместе с тем, единого определения или универсальной формулы расчёта стоимости человеческой жизни нет. Суммы расчёта сильно разнятся в зависимости от того, какую методику применяют. Одни основаны на самооценке стоимости человеческой жизни, другие – на разнице зарплат человека, работающего в рискованных условиях (например, под землей), и человека, который трудится в точно таких же, но более комфортных условиях, где меньше вероятность погибнуть, - говорит социолог.
Также при расчете исходят из уровня дохода людей (к примеру, берут доход за шесть лет); другой подход основан на идее, что цена человеческой жизни коррелирует с суммой заработка за всю жизнь. Отталкиваются исследователи и от того, сколько человек производит за свою жизнь товаров и услуг. Другие за основу расчета берут затраты государства на воспроизводство одного работника. Существуют и такие фактические показатели, как уровень госкомпенсаций семьям погибших, а также сумма, которую платят страховые компании.
В условиях Казахстана уровень квалификации не сопоставим с уровнем дохода гражданина, что в разы усложняет оценку стоимости жизни в экономическим эквиваленте, отмечает эксперт.
- Если, например, брать доходы за 6 лет, то жизнь рядового казахстанца оказывается не такой значимой. И это неправильно. Кроме того, у нас нет четко работающих социальных лифтов, чтобы рассчитать, что с определенным уровнем квалификации вы можете занять такую-то позицию в будущем и иметь такой оклад.
Сложно сказать, какой подход оптимален для нашей страны. Возможно, это должна быть суммированная статья затрат государства и семьи на воспроизводство 1 человека (дошкольное, среднее и высшее образование) плюс доходы, которые человек заработал до момента смерти и сколько мог бы заработать при средней продолжительности жизни, - рассуждает собеседница.
В методике расчета можно отталкиваться и от того, какие компенсации платят работодатель и государство семьям, погибшим на производстве.
- Зачастую работодателям в стране, особенно крупным предприятиям, легче заплатить сравнительно небольшие для них штрафы, нежели вкладываться в улучшение условий труда на своих предприятиях.
Ситуация в данном направлении не меняется уже длительное время. В прошлом году в Казахстане погибло 200 человек в результате несчастных случаев на производстве, что в разы больше, чем в развитых странах, - говорит Айман Жусупова.
Что касается компенсаций, то тут вопрос остается за работодателем.
- Наиболее резонансным является кейс «Арселор Миттал Темиртау», который выплатил семьям погибших на шахте работников 10 годовых зарплат, что, как отмечают экономисты, составляет от 6 до 20 млн тенге на каждую семью. При этом, пристальное внимание общественности к деятельности компании приковано уже не первый год. Что же говорить о других предприятиях, сумма компенсаций в которых может быть в разы ниже, и семьи погибших, в силу давления работодателя или судов, будут вынуждены смириться с ситуацией, - констатирует социолог.
Нужно менять статус-квоСоциолог Серик Бейсембаев полагает, что в контексте Казахстана это больше политический вопрос, поскольку ценность человеческой жизни у нас очень сильно зависит от характера отношений между государством и гражданами.
- Мы вышли из СССР, где ценность человеческой жизни была минимальна. И до сих пор мы не вышли из этой парадигмы, государство по-прежнему воспринимает нас не как граждан, а как население.
Во взаимоотношениях граждан с государством, компаниями, частным сектором очень сильно девальвирован человеческий труд, здоровье.
Все эти вопросы должны подниматься общественными организациями, профсоюзами, политическими партиями, парламентом. Они должны потребовать установить методологию расчета стоимости жизни одного гражданина, и при несчастных случаях требовать солидные выплаты.
А пока государство не заинтересовано в установлении такой методологии, потому что речь может идти о больших суммах. И здесь будет сильное лобби крупных предприятий. Но нужно менять статус-кво, чтобы человеческая жизнь в Казахстане обрела ценность, - уверен социолог.
Отметим, в США стоимость жизнь человека, по разным методикам, оценивается в диапазоне до 9 млн долларов, в России, как приводили расчеты экономисты этой страны, – от 100 тыс долларов до 3 млн. Однако, судя по сообщениям, что за одного погибшего в Украине российского военного государство выдает «Ладу Гранту», стоимость которой равна 10 тысячам долларам, у соседей произошла сокрушительная девальвация человеческой жизни.
А во сколько свою жизнь оцениваете вы?..