«В гости» или «в отпуск»: как пересекают границу хлынувшие в Казахстан россияне

Что происходит на пограничном посту «Самара- Уральск» после сообщения о мобилизации в РФ

Kazakh24 Info

Президент России Владимир Путин объявил частичную мобилизацию среди граждан РФ мужского пола для участия в боевых действиях на приграничных с Украиной территориях. В течение часа после этого сообщения в России были раскуплены все авиабилеты до стран, с которыми действует безвизовый режим. Также россияне стали ехать в соседний Казахстан по автомобильным и пешим переходам. Что происходит на одном из таких переходов «Маштаково-Сырым» на границе Самарской и Западно-Казахстанской областей, с места событий рассказывает корреспондент golos-naroda.kz.

Близ пограничного пункта «Маштаково-Сырым» с казахстанской стороны непривычная сутолока — людей стало меньше, но остается много машин.

Это таксисты, которые в связи со спросом решили подработать.

Один из них Руслан (имя изменено) говорит, что его коллеги в ночь с 21 на 22 ноября сделали семь рейсов по маршруту погранпункт-Уральск, а он не успел в разгар клондайка, поэтому сейчас ждет своей очереди. Руслан передал нам фото того, как выглядел пункт пропуска этой ночью.

«Мы возим за 1000 рублей с человека, итого 4000 рублей за салон (30 000 тенге за расстояние в 50 км - прим.ред). Есть спрос. Вчера на границе стояло около 100 легковых автомобилей. Основной хаос начался ночью и продлился до утра, а с утра, как мы понимаем на российской границе поставили военкомат и МВД, чтобы проверяли и выпускали только тех, кто подходит под требования», — говорит Руслан.

Игорю — программисту из Самары 32 года, он подпадает под категорию призывников, и он уехал один, оставив жену и двоих детей в родном городе.

«Направляюсь в город Уральск, потому как хочу избежать возможных последствий, которые могут случится с людьми моего возраста. Мне повестка не приходила, но знакомым приходила. Уезжаю я, потому что боюсь воевать. Не хочу убивать и быть убитым. Переход через границу происходил очень долго, я простоял 12 часов в очереди. Хотел пересечь на машине, потом решил ее оставить. Буду ли я забирать семью — не знаю, все зависит от опасности ситуации. В Уральске я буду работать удаленно (Игорь програмист), родственников у меня нет, но есть знакомые в Уральске», — рассказал Игорь.

Виталию 48 лет, с своим сыном Владиславом они едут из Уральска в Самару. Говорят, что мобилизации не боятся: Виталий не проходит по возрасту, а у Владислава маленький ребенок.

«Мы возвращаемся домой. В Самаре наш дом, у нас там все, а здесь мы были в гостях. Мы не боимся, что дойдет до мобилизации, хочется верить в это. В России подавляющее большинство адекватных людей, сейчас уже пошла волна протестов. Мы поддерживаем их, я сам против войны и агрессивной политики наших лидеров. Если будет вторая волна мобилизации, под которую подпадем мы, будем искать пути. Всегда были отшельники монахи, значит уйдем в монахи. Убивать ради политических идеалов лидеров, какие бы они ни были, это не разумно и бесчеловечно», — говорит Виталий.

«Кто-то из вышестоящих что-то между собой не поделил, а обычный народ, как мы с вами, страдает. Отдуваться за это нам — это, как минимум, нечестно. Нечестно отправлять такое количество народа непонятно на что. Ладно, они вернутся раненные, больные, но вернутся, а те, кто в братских могилах лежат и числятся без вести пропавших?» — говорит Владислав.

Сания родом из Татарстана, она впервые в жизни выехала заграницу — в Казахстан, куда прибыла вслед за своим парнем. Молодой человек от съемок отказался, опасаясь за дальнейшее пребывание в стране.

«Мы решили перестраховаться, вернуться всегда можно. Уехали из-за мобилизации, хотя нас в ближайшее время — это не должно было коснуться. Мой молодой человек студента я девушка, но пока есть возможность, решили уехать. Когда все успокоится, можем вернуться. Думаем, что останемся здесь (в Казахстане) но все быстро меняется, пока точно не знаем. Решение о том, чтобы уехать мы приняли быстро. В 10 утра мы начали узнавать новости, начали обсуждать это с подругами, родственниками. Мой парень сказал, что его брат решил уехать и мы решили догнать их. Уговорили родителей, взяли одну сумку вещей и ушли. Нас, моих знакомых, пересекло границу семь человек. Когда-то это должно было произойти», — говорит Сания.

Пограничники отказались от комментариев, но один из сотрудников подтвердил, что поток людей, пересекающих границу, действительно огромный.

Подолгу люди стоят на российской стороне, казахстанский пограничный пункт работает в штатном режиме.

«Там около 100 легковых машин. Россияне, отвечая на вопрос о цели визита говорят, что они «в гости» или «в отпуск». В открытую никто ничего не говорит. Ну а что они еще скажут? Мы всех пропускаем, оснований не пропускать не имеем, миграционную карту россияне не заполняют», — сказал сотрудник пограничной службы.

Ислам Жангельды

Реклама
Реклама
Новости партнеров