Помните эту крылатую фразу из фильма «Белое солнце пустыни»? Петруха пытался разглядеть лицо женщины, покрытой чадрой
Не все казахстанцы – пользователи соцсетей – в курсе, что их мнением могут манипулировать, и зачастую на принятие решения влияют боты и фейки, расплодившиеся в Сети и зарабатывающие на этом деньги, передает golos-naroda.kz.
Одно дело, если они продвигают товары и услуги, и совсем другое, если речь идет уже о более глобальных вещах – имидже власти, срезе мнения общества на тот или иной резонансный вопрос, лоббировании чьих-то интересов. За «масками» стоят определенные люди и порой бенефициара не определить.
«Я работала ботом, и мы продвигали тему маркировки, – рассказывает наша читательница. – Необходимо было написать несколько поддерживающих комментариев к определенным постам».
Другая казахстанка приводит свой опыт работы на госслужбе, когда начальство просило их писать отзывы о том, какой прекрасный аким и как много он сделал во благо народа. Таким образом, поддерживали его репутацию, когда на смену приходил другой аким, вспоминает она.
О том, что представляют из себя боты и фейки, нам рассказал автор учебного курса «Политический SMM» Казыбек Шайх. В коротком телефонном интервью мы осветили лишь часть той деятельности, которую ведут ботофермы.
По его словам, боты и фейки - это не всегда совпадающие понятия. Поскольку боты – это роботы. Реагируя на определенные словосочетания, они автоматически выстреливают текст и за короткий срок делают большие охваты аудитории.
«Но сейчас их практически нет по той причине, что социальные сети научились их распознавать и уничтожать. Сейчас большая проблема — это фейки, которых по привычке называют ботами. Это фальшивые аккаунты, за которым стоят живые люди – работники так называемых ботоферм», – говорит он.
Если раньше они работали на формирование какого-то контента, его распространение, накрутку просмотров, лайков, то сейчас они продвигают информацию, участвуют в комментариях. Задачи стали шире.
Никто не может точно сказать, сколько таких ферм в Казахстане. По мнению нашего спикера, это не поддается измерению.
«Я знаю, что ежегодно тот же самый Фейсбук и другие социальные сети производят механизм очистки. Кроме того, сейчас есть возможность пожаловаться на аккаунт, поставить метку, после чего уже может быть проверка, бот это или фейк», – информирует он.
По словам Казыбека Шайха, стратегии ботоферм могут включать не только отбивание атаки, комментирование, но и исследования, замеры мнений. В период президентской кампании, значимых событий в жизни страны, бюджеты таких кампаний обычно больше. Назвать точную сумму он затруднился, но уточнил, что они могут стоить больше 50 млн тенге.
Деятельность фейков в это время заметно активизируется. И тут еще нужно принимать во внимание, что ситуация на информационном поле непростая.
«Особенно в условиях, когда рядом с нами находятся очаги конфликта, не только политического, но и еще и военного, нужно понимать, что информация в соцсетях — это точно такое же оружие, как автомат или пулемет», – говорит он, имея в виду информационные войны.
В том же Фейсбуке появляются лица, возможно зарубежные, которые маскируются под казахскими именами либо русскими и пытаются столкнуть людей. Как их распознать? – спросили мы его.
« Есть такое, когда производят атаку в социальных сетях, уводят контратаку в другом направлении. Иногда это делают сознательно. Даже в истории есть факты, когда нападающий, прикрываясь другими флагами, стравливал между собой противников и за счет этого ослаблял их ресурсы.
Это достаточно распространенная практика. Поэтому людям важно понимать, что, когда они начинают выстраивать отношения в социальных сетях, их собеседником/противником или сторонником может быть нереальный человек.
Посмотрите до чего сегодня дошло производство фейков – открываются фейковые аккаунты от имени президента, премьер-министра, какой-либо звезды. В начале года их было много, и я до сих пор встречаю на Youtube рекламу финансовых пирамид, в которых якобы участвуют известные лица страны.
Общество со временем будет вырабатывать свой иммунитет против таких технологий, в том числе фейков. И одной из форм такого противодействия стало наше сообщество – Охотники на троллей и фейки, созданное несколько лет назад», – ответил он.
По его словам, в Казахстане найти авторов фейков не так легко. В Казахстане наказывали только тех граждан, которые публикуют в Сети недостоверную информацию, розжигают рознь на религиозной, национальной и социальной почве. И эти люди не имеют отношения к фабрикам троллей.
«Потому что, когда фейки создаются профессионально, это не публикуется в Интернете, это опубликуются через Даркнет, и их вычислить невозможно. Вы не сможете привлечь инициатора этой атаки, конца и края не найдете. У нас в Казахстане привлекают только истинных авторов постов», – говорит он.
По словам спикера, в условиях гибридной войны идет запуск фабрик троллей, ботов, фейковых аккаунтов. В международной практике уже были случаи, когда страны обвиняли друг друга во влиянии на результаты предвыборов. И основной канал, который указывался, это были соцсети, использование фейков для сброса в информационное пространство нужного месседжа и раскачки общественного мнения. Важно понимать, что всякие привлекательные своей эксцентричностью, яркостью люди могут оказаться фейками, отметил он. Благоприятной средой для процветания фейков является информационный вакуум, недоверие населения к СМИ.