Феноменальная щедрость: 247 тенге платили адвокатам в рамках бесплатной юридической помощи

Глава республиканской коллегии адвокатов считает, что эта программа безнадежно устарела

Ботагоз Искакова

О недостатках гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП) в интервью golos-naroda.kz рассказал председатель республиканской коллегии адвокатов (РКА) Айдын Бикебаев.

«Я много раз поднимал в этом году тему защиты граждан по уголовным делам в рамках программы ГГЮП, в соответствии с которой юридическая помощь по уголовным и гражданским делам оплачивается за счет государственного бюджета. Она изначально имеет минусы. Чтобы получить эти деньги, адвокат должен получить постановление за подписью следователя, то есть своего процессуального оппонента. Это нонсенс, который изначально создает дисбаланс. Так создаются условия, чтобы адвокаты меньше жаловались на следователя. Тому, кто будет жаловаться, они могут оттянуть подписание финансового документа, который является основой для оплаты, либо снизить оплату. Или наоборот, лояльным можно пойти навстречу и приписать дополнительные часы. Это рычаг воздействия на адвоката», - подчеркнул Айдын Бикебаев.

Назначение адвокатов происходит через информационную систему либо через территориальные коллегии адвокатов.

«Но были факты, когда следователь назначает напрямую адвоката, что, конечно же, нарушает принцип адвокатской деятельности и изначально нивелирует защиту прав граждан. Это ничего общего не имеет с реальной защитой прав казахстанцев. Такие методы надо искоренять, что мы и ставим своей целью», - считает глава коллегии адвокатов.

Адвокаты обсуждают три варианта решения этого вопроса. Первое – ввести практику, чтобы подзащитный мог выбирать адвоката из списка лиц, включенных в программу гарантированной государством юридической помощи. Второй вариант – перейти на твердый тариф, третий – делегировать этот вопрос коллегиям адвокатов.

«Вопрос достаточно дискуссионный, комплексный. Здесь надо садиться, обсуждать со всеми бенефециарами этой программы, которые заинтересованы в эффективной работе этой программы, и в конечном итоге – в эффективной защите прав граждан по уголовным делам. Вот конечная цель, которая должна нами всеми двигать. Но точно надо снять зависимость от процессуального оппонента, суммы надо увеличивать, делать эффективным наш внутренний контроль. Сейчас действующий механизм нас не устраивает ни по объему финансирования, ни по самому механизму работы этой госпрограммы. По моему мнению, она безнадежно устарела. Она не соответствует тому статусу предназначения адвокатуры и мне кажется, ее надо полностью менять», - подчеркнул председатель РКА.

По его словам, с 2020 года общее количество адвокатов, которые работают в рамках этой программы, сократилось с 62 до 31%. Отток произошел из-за неимоверно низкой оплаты.

«В среднем если брать, на одно дело выходило 20 тысяч тенге, это копейки. При этом по некоторым делам, следственным действиям адвокатам начисляли 247 тенге. Кто будет защищать? Мы же знаем правило, что бытие определяет сознание. Такая смешная оплата создает условия для появления удобных для следователей адвокатов. К сожалению, эти факты имеются, и проблему надо решать в комплексе – и финансирование, и механизмы этой программы должны быть пересмотрены полностью», - резюмировал он.

В 2021 году на финансирование ГГЮП было направлено 1,8 мллрд тенге, в 2022 году – 2,3 млрд, но учитывая, что в эту программу включили юридических консультантов, которые занимаются правовым консалтингом, а также представительством в суде по гражданским делам, фактически никакого увеличения для адвокатов не произошло.

РКА выносила свои на отдельных заседаниях комитета мажилиса по законодательству, обращалась к главе государства, к премьер-министру, размещала публикации в СМИ.

Полную версию интервью можно увидеть на YouTube-канале «Голос народа».

Реклама
Реклама
Новости партнеров