Зарубежные смартфоны, ноутбуки, автомобили, фармпродукцию в РФ ждут из сопредельных стран. Между тем, эксперты остерегают казахстанских поставщиков от поставок в Россию параллельного импорта, так как они могут нести риски наложения вторичных санкций, передает golos-naroda.kz.
Перечень товаров, которые можно ввозить в Россию без разрешения правообладателя, обнародовал Минпромторг РФ. Параллельный импорт в Федерации разрешен на ряд товаров электроники, включая смартфоны Apple, Samsung, а также фармпродукцию, программное обеспечение, автомобили и другие позиции. В российских СМИ на этом фоне озвучиваются надежды на поставки такого импорта из стран ЕАЭС.
Казахстан заявил об отсутствии намерения нарушать антироссийские санкции. Однако республика имеет протяженную межгосударственную границу с Россией и входит в Евразийский экономический союз. Соседняя страна является крупнейшим торговым партнером РК. Гарантировать, что отдельные поставщики не будут заниматься такими поставками, сложно, отметил в беседе с golos-naroda.kz экономист Алмас Чукин.
- Если представить себе открытые для торговли границы России, то их немного сейчас осталось. Все границы с ЕС закрыты для таких вещей. На Дальнем Востоке РФ граничит с Китаем. Реально открытые границы у них – порты во Владивостоке, Мурманске, Санкт-Петербурге. В эти порты может прийти любое судно, включая Венесуэлу. Из сухопутных границ остались: Китай, Монголия и Казахстан.
Параллельный импорт - это импорт без разрешения правообладателя. То есть, например, раньше станок Siemens можно было завезти в Россию только при соблюдении правил, наличия соответствующей документации – сертификата производителя, сертификата предоставления. Сейчас практически правительство РФ говорит, что не будет ничего подобного требовать. «Найдите и везите. Вопросов не будем задавать никаких».
Это как приглашение контрабанды. Под контрабандой обычной подразумевается, что-то нелегальное, а здесь наоборот правительство вводит разрешение на ввоз параллельного импорта, потому что это все необходимо. Здесь определенным нарушителем становится тот, кто продает этот товар. Условно говоря, поставщик Никарагуа купил в Германии станок, погрузил на судно, привез его в Санкт-Петербург и выгружает там. Российские таможенники с удовольствием примут товар.
Соответственно, нарушителем в данном случае является тот, кто экспортирует. Реже это может быть российская компания за рубежом. Но вряд ли. Если российская компания заявится в тот же Siemens что-то покупать, то, наверное, ей не продадут. Но можно купить и на рынке. Допустим, прийти в Германии не в Siemens, а к какому-нибудь дистрибьютору – продавцу станков.
Если ситуацию перенести на Казахстан, возникают два вопроса. Во-первых, у Казахстана и России как таковой нет таможенной границы, потому что мы в ЕАЭС. Для России внешней границей является граница с Узбекистаном. Если продукция в Казахстан заходит, то дальше ее не надо уже растаможивать, потому что это делает казахстанская таможня.
- Сможет ли Казахстан обеспечить соблюдение санкций ввиду данного нововведения со стороны России?
- Интересный вопрос. Формально Казахстан не отменял запрет на параллельный импорт, но одновременно РК входит в ЕАЭС. Возникает странная ситуация. С одной стороны, мы не подчиняемся российским правилам. То есть для того, чтобы применять эти правила, пять стран должны на месте согласовать их. Это должно быть решением Евразийской экономической комиссии, которая является исполнительным органом ЕврАзЭС.
Комиссия должна была сказать: «Во всех странах союза не соблюдайте. Можете пропускать товары без нормальных документов». Официальная позиция Казахстана - мы такими вещами не будем заниматься. Но импортом-экспортом товаров занимается не правительство. Оно только регулирует, решение издает. Если, например, никарагуанская компания повезет станок не морем, а повезет его автогрузовиком через Турцию в Казахстан, мы спросим документы. Если они скажут, что везут в Россию товар, то, наверное, этот номер не получится. Я думаю, что наша таможня не пропустит.
- Как Вы оцениваете риски вторичных санкций, если будут выявлены факты ввоза параллельного импорта в Россию?
- Если наше правительство издаст аналогичное решение об отмене запрета на параллельный импорт, тогда мы попадаем под большую угрозу. Если казахстанское правительство пойдет на это, то страны ЕС скажут: «Казахстан, вы интересные решения принимаете. Вы принимаете решения, чтобы не соблюдать ничего». Это одна сторона. Я думаю, что наше правительство вряд ли это сделает. Казахстан определился с санкциями. Мы сказали, что свои санкции мы не вводим, но международные санкции нарушать не будем, и помогать их нарушать не будем. Наша позиция понятна. Но легко сказать, однако выполнить сложно.
Есть другая вещь. Границы пересекают тысячи товаров. За всеми уследить невозможно. Эти санкции непростые. Например, поставщик оформит все документы на товар, который приобрел у Siemens, привезет его в Казахстан, а здесь скажет: «Поехали дальше». А дальше они перепродадут. Мы за этим можем не уследить. Таможенник может не знать, какой станок можно ввозить, а какой станок нельзя, какой двигатель санкционный, а какой нет. Полного эмбарго на торговлю не введено. Нарушители, скорее всего, будут. Наверняка кто-то будет пытаться подзаработать. Это не так страшно. Я думаю, если ЕС или американцы уловят устойчивый поток этих вещей, поймают кого-нибудь, то они напишут предупреждение.
- В то же время поток контрафакта может увеличиться...
- И контрафакт может появиться, и украденная продукция, и нелегальная. Для России важно хоть как-то решить проблемы. Несколько лет назад был скандал в Казахстане. Toyota и некоторые другие автопроизводители обратились в правительство РК с жалобой на то, что их продукцию завозят в республику без их разрешения. Условно говоря, мы поставляем для Toyota запчасти в Казахстан, а запчасти, которые поставляются в другие страны, вдруг перепродаются сюда же. Плюс поставляется из Китая продукция, на которой написано Toyota, но это контрафакт. В результате у нас приняли ограничения, в рамках которых только правообладатель имеет право давать разрешение на ввоз продукции в Казахстан. То есть правообладателем товарного знака Toyota является Toyota. Если нет документов от самой компании-производителя, то нельзя ввозить запчасти. А в Россию теперь можно. Понятно, что теперь будет и Toyota, и не Toyota, и совсем не Toyota.
- Как легализация параллельного импорта в России может сказаться на ценах?
- Если будет дефицит товаров, то все подорожает. Если будут везти контрафакт, то понятно, что оригинальные запчасти в разы дороже копий. Копии будут дешевле.