Какие депутаты могут быть отозванными избирателями
Законопроект об отзыве депутатов мажилиса и маслихатов избирателями принят в парламенте. Это означает, что у электората появится право лишать народных избранников мандатов. Как уточнили в министерстве юстиции, касаться поправки будут далеко не всех депутатов, а только избранных по мажоритарной системе, то есть самовыдвиженцев, представляющих интересы избирательного округа, а не партии.
«Законопроект по внесению поправок в закон о выборах предполагает отзыв депутатов, избранных только по мажоритарной системе, то есть по одномандатным округам. Это соответствует пункту 5 статьи 52 Конституции», – уточнили golos-naroda.kz в центральном государственном органе.
Чтобы лишить депутата мандата, избиратели должны собрать необходимое количество голосов. Закрепить подписями свои намерения нужно 30% избирателям. После этого избирательная комиссия определит дату выборов. Если же собраны подписи 50% сторонников «импичмента», то отзыв депутатского мандата реализуется. Причем снимать с должности мажилисменов нельзя будет в первый год работы и в последний.
Институт отзыва депутатов будет стимулировать их больше работать с гражданами, со своим электоратом, считает директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев.
«Если депутат теряет связь со своими избирателями, если он не проводит никаких встреч, не реализует свою предвыборную программу, не исполняет обещания, народный гнев выльется в эти подписи. Если не будут ремонтировать дороги, благоустраивать территории, не будут решать проблемы в округе, то есть депутат не будет отстаивать интересы людей, которые его выбрали, они могут собраться, чтобы отозвать мандат. Ему важно работать с людьми постоянно и укреплять общественную поддержку. Уже не будет, как раньше, когда большинство нуротановских депутатов в регионах игнорировали запросы жителей, получали депутатское кресло ради престижа и близости к акимам», – отметил эксперт.
Что касается попыток дискредитации беспартийных депутатов, то натиск недоброжелателей они могут преодолеть, если действительно завоюют доверие и поддержку электората, показав свою эффективность. Для открытой и конкурентной публичной политики, подчеркнул он, давление и подковерные игры – нормальное явление. Другое дело, что все эти процессы должны функционировать по четким и справедливым правилам, важно максимально отладить их на законодательном уровне.
К механизму отзыва у Уразгали Сельтеева имеются вопросы.
«Алгоритм правильный, но технически его реализация слишком забюрократизированная и устаревшая. Процедуры усложнены и проработаны поверхностно – чтобы инициировать отзыв депутата, нужно собрать подписи и бегать с бумажками. Для этого необходимо делать подворовой, поквартирный обход или организовать массовые встречи. Складывается впечатление, будто сделано так, чтобы у людей не было желания пользоваться этим инструментом.
Но мы должны двигаться к формированию и внедрению механизмов цифровой демократии. Это общемировой тренд. На цифровизацию общественно-политических процессов постоянно ориентирует и Глава государства. Поэтому я считаю, что гораздо эффективнее было бы, если бы люди могли отзывать депутатские мандаты через систему электронного правительства, с помощью электронной подписи с верификацией через ИИН. Это упростило и ускорило бы все процедуры. Плюс будет обеспечиваться максимальная прозрачность и честность. У нас система электронного правительства одна из лучших в мире, как бы мы ее не критиковали с точки зрения загруженности и так далее. Все международные рейтинги признают, что у нас одна из лучших систем. И это должно работать во благо политических реформ и демократического развития», – полагает директор Института евразийской интеграции.
Отметим, 5 июня текущего года в Казахстане прошел народный референдум, в рамках которого были приняты поправки в конституционное законодательство. В пакет изменений вошло внедрение смешанной избирательной системы. Отныне новые созывы мажилиса и маслихатов будут избираться через пропорциональную и мажоритарную избирательную системы. Так, 70% депутатов мажилиса будут формироваться партиями, 30% - избирателями по одномандатным округам.