Политолог Сельтеев: усиление парламента еще не означает возможный переход к парламентской республике в будущем

Об этом говорить рано и спрогнозировать сейчас невозможно, считает эксперт

Венера Калиева

Ряд политических реформ проводится в Казахстане. Так, конституционные поправки, одобренные на референдуме 5 июня, предусматривают смешанную избирательную систему в представительные органы власти. Теперь по партийным спискам в мажилис будут избираться не 100% депутатов, а 70%. Треть будет представлена мажилисменами, которых выберут по одномандатным избирательным округам. В областных маслихатах будет действовать паритет. В районах депутаты будут избираться полностью по мажоритарной системе.

Также расширены полномочия мажилиса, который может преодолевать возражения сената при рассмотрении и принятии законопроектов.

И теперь – в республике вводится однократность президентского мандата и семилетний срок действия полномочий главы государства. По мнению директора Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеева, данные нормы говорят о том, что Казахстан полностью отходит от суперпрезидентской модели и нивелируются риски узурпации власти, передает golos-naroda.kz.

«У нас всегда была и остается президентская форма правления. Здесь не надо путать людей. Вопрос стоял о ликвидации суперпрезидентской модели. Это немного о другом – о недопущении концентрации сверхполномочий в одних руках, о концептуальном переходе от автократии к демократическому развитию. Это, во-первых.

Во-вторых, мы движемся к реализации обозначенной Касым-Жомартом Кемелевичем формулы: «сильный президент, влиятельный парламент и подотчетное правительство».

Мажилис усилили, расширив его полномочия, повысили его роль. И у нас некоторые сразу начали воспринимать это за признаки некоего перехода в будущем к парламентской форме правления. Это ошибочное представление, и понятно, почему оно возникает. За последние 20 лет сенат, мажилис, правительство оказались на втором плане. Стали техническими звеньями. Они не имели той субъектности, которая должна быть для эффективного и сбалансированного функционирования всей системы власти. Однако даже до июньского референдума у этих государственных институтов было достаточно полномочий, прописанных в законодательстве, просто они не реализовывались на практике в силу той политической конъюнктуры, неограниченного влияния первого президента, доминирования внутри управленческой элиты негласных политических правил автократического характера с ориентацией на одного человека», – отметил спикер.

Система сдержек и противовесов вообще отсутствовала и не работала. Лишь номинально иногда обозначали якобы ее существование. Принятые и принимаемые поправки должны исправить ситуацию, подчеркивает Уразгали Сельтеев.

«Сейчас и ранее кто-то говорил, что у нас президентско-парламентская или парламентско-президентская модель. Конечно, условно и своевольно это можно по-разному называть, но в Конституции у нас четко прописано, что в Казахстане действует президентская форма правления. Единственное – новыми поправками мы ликвидируем калечащие рудименты суперпрезидентской модели, закладываем невозможность возврата к ней. То есть, по сути, приводим институт президентства в нормальное и здоровое состояние», – сказал директор Института евразийской интеграции.

Напомним, 1 сентября действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана предложил ввести однократный семилетний мандат президента.

Конституционный совет РК принял решение, что данные поправки в Конституцию соответствуют требованиям Основного Закона страны. Cегодня, 16 сентября, парламент Казахстана принял данные изменения в Конституцию. Они вступят в силу после подписания президентом.