Мужчина рассказал, как семье удается прожить на небольшую зарплату
Сержан Муханов живет вместе с пятью детьми в доме на окраине Уральска, шесть лет назад жена ушла от него, и с тех пор мужчина ловко справляется с внезапно появившимся у него обязательствами. Как у него это получается, рассказывает корреспондент golos-naroda.kz.
Эта история не об отчаявшемся и несчастном, а о смелом, невероятно позитивном и верящим в счастливое будущее мужчине непростой судьбы.
«Семимесячная малышка плакала и искала маму»
Перед началом интервью Сержан попросил нас не фотографировать его детей, говорит - трое из них стали взрослыми, им стыдно, если их историю узнают одногруппники и одноклассники. Мы не стали спорить, поэтому фото - только самого Сержана.
Дом семьи Мухановых находится в районе Птицефабрики - это частный сектор на окраине Уральска. Сам дом щитовой, внутри - отличный косметический ремонт, есть вся необходимая мебель и бытовая техника, ванна и туалет, газовое отопление.
Сам дом сверкает от чистоты, а на кухне пахнет свежеприготовленным обедом. Девочка лет восьми, одетая в выглаженный школьный сарафан, с белоснежными бантиками на голове ест лапшу с мясом - скоро ей бежать на школьный автобус.
Все дети, приветствуя нас, здороваются за руку, они вежливые и не избалованные - не кричат, ничего не требуют и слушают папу.
«Мы сами из поселка Булдырты Жымбитинского района (около 100 километров от города - прим. ред.), с бывшей женой прожили 15 лет вместе, в 2013 году решили переехать в город. Я купил землю за 550 тысяч тенге, потом строил дом. Как достроил, так и переехали. Только начали жить в городе, я уехал на вахту. Возвращаюсь, а жена огорошила меня, говорит: у меня другой мужчина, от тебя я ухожу. Я был в шоке, не хотел в это верить. Но она была непреклонна», - вспоминает Сержан Муханов.
Какое-то время она хотела забрать детей себе – «то в одном доме их держала, то родственникам отдавала», рассказывает мужчина.
«Дети звонили, говорили: папа, забери нас. В суде тоже потом сказали, что хотят со мной жить. Я нанял хорошего адвоката, отсудил у нее всех пятерых детей, за что благодарен казахстанскому правосудию. Так мы стали жить вместе», - поделился Сержан Муханов.
По словам мужчины, когда супруга ушла из семьи, старшей дочери было 13, младшей - 7 месяцев. Сейчас старшей дочери Сержана 19 лет, второй - 17, сыну 15 лет, младшим дочкам по 12 и 7.
«Сложнее всего было с малышкой, она плакала ночи напролет, искала маму. Хорошо, что приехала сестра из России, некоторое время помогала нам. Потом она уехала - у нее своя семья, своя жизнь. Я разрывался между детьми, работой и своим больным отцом. Отец сказал мне - живи своими детьми, я уже угасающий человек. Потом он умер, и мы остались одни, родственников мало. С тех пор прошло больше шести лет, и мы научились жить по-своему. Моя самая большая надежда и опора - мои старшие девочки, они так помогали мне и помогают до сих пор, как не всякий взрослый справится», - говорит многодетный отец.
Один день из жизни отца-одиночки
Старшая дочь Сержана Ару окончила педагогический колледж, ей 19 лет, она работает в детском саду и получает высшее образование в ЗКГУ имени Утемисова. За учебу девушка платит самостоятельно.
«Вторая дочь тоже учится в ЗКГУ, на спортфаке, ей не хватило баллов, чтобы пройти на грант, поэтому платим за учебу 400 тысяч тенге в год. Трое детей учатся в школе. Мое воспитание нехитрое - не воруй, не обманывай и помни про внутренний голос совести. Эти вещи я твержу им постоянно. С детьми мне повезло, они, можно сказать, приглядывают друг за другом и все понимают. Больше всех балую младшенькую Айгерим, защищаю, если сестры на нее ругаются. Если я не на работе и не «калымлю», то мой день часто бывает занят бюрократией. Сводить ребенка в поликлинику - уже целое приключение, сегодня были у зубного врача», - рассказывает Сержан Муханов.
По словам отца-одиночки, он надеялся, что вторая его дочь получит грант, и просил помощи в отделе образования, писал письма в Нур-Султан, но его так и «футболили» из кабинета в кабинет и никто толком не пояснил, положены ли какие-то льготы многодетным или нет.
«С пособием на старшую дочь тоже обидная история вышла - по закону, если ребенок достиг совершеннолетия, но учится, тогда ему положено продлить пособие. Но дочь учится и еще и работает, кстати, чтобы и заплатить за эту самую учебу, поэтому пособие срезали. Если же у меня нет дел в государственных конторах, дома их всегда много. Если старшие дочки заняты, то я готовлю обед, дома не убираюсь - дети сами с этим справляются, мы любим чистоту. Еще я провожаю детей по очереди в школу - главное оказать всем внимание. Собственно, поэтому я и не рассматриваю вариант с постоянной работой - дети требуют времени, в первую очередь», - говорит Сержан Муханов.
Как семье с 5 детьми прожить на зарплату охранника
Сержан рассказал о семейном бюджете - при очень скромном приходе он умудряется иметь запас продуктов на несколько месяцев вперед и говорит, что в целом имеет хорошую привычку - не жить одним днем, а всегда планировать.
«Я работаю охранником сутки через двое в частном предприятии, зарабатываю 60 тысяч тенге, зато там идет «пенсионка», налоги и медстрахование. Получаю пособие - 60 тысяч на детей. От бывшей жены получаю 27 тысяч тенге в виде алиментов, она работает на рынке, возможно, зарабатывает больше, но сделала себе минимальную зарплату, с нее судоисполнитель вычитывает 50%. У нас есть баня, мы сдаем ее в аренду, но клиентов мало. Это постоянный доход, летом часто выхожу на «калымы»: копаю ямы под канализации и выполняю другие «черные» работы», - рассказал мужчина.
Он пояснил, что семья живет экономно.
«В первую очередь, расплачиваюсь по коммунальным услугам - газ зимой выходит на 12 тысяч, свет - 5-7 тысяч, долгов у меня нет. Потом покупаю основные продукты - масло, рожки, крупы, овощи, лук, картошку. Мясо я почти не покупаю, на Курбан Айт мне много людей дают мясо, у меня морозильник - замораживаю его и на целый год растягиваю, до следующего Курбан Айта. Хлеб мы печем сами, мешок муки в 50 кг нам на 3-4 месяца хватает, буханка хлеба - один раз чай попить. Дома всегда есть запас макарон на всякий случай. Покупаю яблоки и йогурт для витаминов. Мороженое, соки, шоколадки, леденцы - для нас это дорого, но изредка тоже беру детям. Долгов за продукты у нас нет», - сообщил Сержан Муханов.
С одеждой сложнее, пояснил он.
«Девочки хотят одеваться, быть красивыми, но я объясняю им, что лишних денег у нас нет. Но все равно хожу с ними на рынок, где-то торгуюсь. Одеждой нам помогают посторонние люди. Этим летом сын помогал пасти баранов, заработал себе на кроссовки, на обувь. Единственное, у нас есть кредиты, приходилось брать на смартфоны, на компьютеры и ноутбуки, и второй дочери на обучение в институте. Для меня главное, чтобы дети получили образование», - говорит Сержан Муханов.
По словам мужчины, он не просит ни у кого помощи. Но если люди сами помогают - принимает с благодарностью и молится за этих людей.
Так, сделать в доме ванную и туалет ему помог бывший аким области, а ныне аким Нур-Султана Алтай Кульгинов, а гардеробную ему подарили от предприятия, где он работал.
Также детям выдают в школе форму, частично обеспечивают канцелярскими принадлежностями и дают путевки в детские лагеря.
О помощи государства и надеждах на счастливое будущее
Сержан Муханов говорит, что хотел бы организовать общественное объединение одиноких родителей, даже обращался в акимат с просьбой выдать им помещение, но пока воз и ныне там. Говорит, что государство могло бы помогать таким семьям больше.
«Главное, я считаю, помогать в плане образования, чтобы ребенок из многодетной семьи получал профессию. Выдавать больше квот таким детям. Понимаю, что деньгами государство нам вряд ли будет помогать больше, чем сейчас. Но было бы неплохо сделать точечные льготы на комуслуги, скидки за проезд. Например, у нас была утечка газа, пришли со службы, починили и говорят - с вас 4000 тенге. Я позвонил в контору, мне сказали, что платить не надо - помощь. Такого рода скидки также были бы кстати. Еще нужно, чтобы суд начал проверять - действительно ли помогает второй родитель своим детям. Моя бывшая приходила помогать только первые несколько месяцев после развода, потом перестала ходить вообще, детьми не интересуется. Нужно, чтобы им устраивали проверки, спрашивали - сколько раз ты пришла и постирала своим детям вещи, сколько обедов ты приготовила?» - считает Сержан Муханов.
По словам мужчины, сложнее всего ему приходится в психологическом плане: прошло шесть лет, а его сердце по-прежнему разбито поступком его жены.
«Я хочу жениться повторно, но найти порядочную женщину сложно, кому нужны чужие дети? Осознаю это. Была попытка завести отношения с женщиной, но она отказалась жить со мной семьей. Что до бывшей жены - она нами не интересуется, а значит, и нам не интересна ее жизнь. За то, что ушла от меня, простил. За детей - не могу. Живет счастливо, беззаботно, одевается, строит личную жизнь… У меня никогда и в мыслях не было оставить детей, но это не моя заслуга - родители вложили в меня это. Вот так пожалуюсь-пожалуюсь самому себе на свою судьбу - и дальше надо жить - думать о сегодняшнем, о завтрашнем дне. Девочки большие, скоро замуж выдавать...» - заключает многодетный папа.
Ислам Жангельды