Семья Волкогоновых-Марковых из Уральска занимается реставрацией старинных икон, а также созданием новых
Это ремесло, требующее большого терпения, усидчивости и кропотливого труда. Все усилия иконописца окупаются сторицей - благодарностью от владельцев икон, чувством сопричастности в сохранении древних реликвий и, конечно же, особым чувством одухотворенности, которое может посетить только тех, кто соприкасается с Божественным. Подробности в материале корреспондента golos-naroda.kz.
Семья Волкогоновых еще до иконописи и реставрации занималась тем, что так или иначе связано с искусством. Дмитрий Волкогонов - глава семьи и семейного дела – арт-студии «Геометрия Дизайна», учился в Санкт-Петербурге, имеет высшее строительное и специальное реставрационно-художественное образование.
Его супруга Екатерина Маркова-Волкогонова – ведущий специалист-реставратор в их реставрационной семейной артели, Екатерина около 15 лет занимается художественной деятельностью.
Дети пошли по стопам своих родителей. Мария окончила детскую художественную школу в Уральске, учится на факультете архитектуры при СамГТУ, получит профессию архитектора-реставратора в Самаре. Их сын Илья обучается там же, где и Мария: получает профессию художника-реставратора.
Иконописью и реставрацией семья решила заняться после того, как Мария написала курсовую работу по теме творчества знаменитого иконописца XV века Андрея Рублева.
Изучая теорию, девушка решила воплотить знания в жизнь и написала список с иконы «Спаса Вседержителя» Андрея Рублева.
С тех пор семья Волкогоновых-Марковых отреставрировала более 50 различных икон с благословения архимандрита Феодосия, настоятеля Михайло-Архангельского собора.
По словам Дмитрия Волкогонова, до занятия иконописью ему приходилось восстановливать немало церковных объектов. Архиепископ Уральский и Актюбинский, Владыка Антоний пожаловал Дмитрию архиерейскую грамоту за помощь в реставрации храмов.
«В 1995 году, после учебы, я вернулся из Санкт-Петербурга на родину - в Уральск. В 1997 году получил заказ от Уральской православной епархии на реставрацию иконостаса собора Михаила-Архангела, занимался этим год. Вскоре получил заказ на изготовление иконостаса нижнего предела храма при женском Покровском монастыре. Потом начал заниматься золочением напольных киотов в храме Христа Спасителя (Золотой Церкви). Реставрацией занимался не только в своем городе, но и в других городах Казахстана. Например, занимался золочением пятиярусного иконостаса Православного кафедрального Храма в Атырау», - вспоминает свой опыт работы Дмитрий Волкогонов.
В деле реставрации и иконописи у Волкогоновых-Марковых настоящий семейный подряд - весь цикл работ распределен между членами семьи.
«Я, например, отвечаю за те этапы в процессе реставрации иконы, которые относятся к дереву или любому конструктиву икон. Екатерина ответственна за самый первый этап – укрепление всех слоев иконы, которое производится за счет пропитки мездровым клеем. Эта процедура дает фундамент прочности, после чего можно будет уже проводить все последующие этапы: раскрытие иконы от старой олифы и слоев поверхностного загрязнения, восстановления левкасного слоя, восстановления тканевого слоя паволоки, который призван сдерживать все движения живой древесины иконной доски, и восстановление живописного слоя иконы. Дочь Мария отвечает за живописный этап восстановления утраченных фрагментов иконы», - рассказывает Дмитрий.
Результатом всех этих реставрационных действий становится продление жизни иконы в среднем на 50 лет.
Длительность реставрации одной иконы растягивается на месяцы, а то и годы.
Она зависит от состояния - насколько утрачен образ, есть ли повреждения основы, трещины. Бывают очень сложные работы, в особенности, если икона старинная и была покрыта олифой - масленым укрепляющим слоем, которая вбирает в себя много пыли и копоти от свечей.
После каждого этапа работы требуется время, чтобы осели слои. Работа над каждым слоем может длиться сутки, а таких слоев и количества повторов проводимых реставрационных процессов может быть десятки, что и растягивает время реставрации.
К семье Волкогоновых-Марковых за реставрацией икон обращаются местные священники, директора музеев, коллекционеры, но основные клиенты - это обычные люди, горожане или сельчане, которые хотят привести в порядок свои семейные иконы.
«В дореволюционное время в Уральске было 17 православных храмов, многие из них были взорваны, разрушены. Люди тогда вывозили иконы домой целыми подводами из разрушенных храмов, чтобы сохранить их. Многие имели свой домашний иконостас, хранили иконы от своих предков, венчальные иконы. К нам привозят уникальные старинные иконы, вплоть до XVIII века», - рассказывает Дмитрий Волкогонов
По тому, откуда их привезли, из какого поселка, можно угадывать определенный стиль того или иного местного иконописца.
«Одна из древних икон, которую нам удостоилось реставрировать, - это икона Шуйско-Смоленской Божьей Матери - изображение Богородицы с младенцем Христом, работа начала XVIII века. Ее история гласит, что в подмосковном городе Шуе свирепствовала чума, и люди попросили написать чудотворную икону, которая спасла бы их от чумы, неминуемой от нее смерти. Икона была написана московским иконописцем-монахом и привезена в Шую, после молитв всем миром перед нею жестокая эпидемия покинула город. Уже в наше время со списком этой иконы совершил облет над Уральском архимандрит Феодосий, чтобы защитить город во время пандемии коронавируса», - поделился Волкогонов.
По словам Дмитрия, стоимость реставрации одной иконы варьируется в пределах 60 000 – 120 000 тенге. Сюда входит и стоимость работ, и цена расходных материалов.
«Реальные расценки на реставрационные услуги очень высоки, но мы адаптировали ценники под возможности наших заказчиков. Наша цель и мечта - вывести нашу мастерскую на новый, наукоемкий уровень, когда сможем приобрести соответствующее дорогостоящее оборудование, которое позволит нам стать экспертами-реставраторами в своем регионе. Мы не гонимся за деньгами ради денег, для нас деньги – инструмент для достижения духовных целей, а именно - восстановления православного наследия», - говорит Дмитрий Волкогонов.
По словам мастера, их семья верующая и понимает всю серьезность и ответственность по работе с иконами. Все работы они ведут с постоянным молением на протяжении всего процесса реставрации.
Ислам Жангельды