Красный сентябрь: кому выгодны лесные пожары в Казахстане?

Для восстановления леса потребуются десятки лет.

Сауле Саденова

Впервые за 30 лет Независимости Казахстан столкнулся с беспрецедентными природными пожарами, которые практически одновременно охватили несколько областей страны. К борьбе со стихией привлекли силы Национальной гвардии и Вооруженных сил, в небо подняты вертолеты Ми-8. Однако полностью победить возгорания на многих участках до сих пор так и не удается. Случайны ли одновременные пожарища в разных регионах страны, кто ответственен за масштабное распространение и сколько времени потребуется для восстановления экосистемы и лесных угодий, специально для golos-naroda.kz рассказал эколог Тимур Елеусизов.

С первых дней сентября фото и видеокадры масштабных пожаров сначала из Костанайской области, а затем из других регионов страны, заполонили Казнет. В социальных сетях многие пользователи отмечают странные совпадения практически одновременных возгораний сразу в нескольких регионах страны, другие прямо заявляют о диверсии.  

Пожары подобного масштаба случились в стране впервые. За считанные дни сгорели десятки тысяч лесных угодий Костанайской области, горят леса Восточного Казахстана, степи и горы близ Усть-Каменогорска, Алматы, в Абайской, Карагандинской, Акмолинской, Жетысуской и Павлодарской областях.

По мнению эколога Тимура Елеусизова, все природные пожары, бушующие ежедневно начиная со 2 сентября на территории Казахстана, не что иное как поджоги. Эксперт сравнил ситуацию с масштабными пожарами, охватившими Турцию несколько лет назад.

«Что могу сказать, да это были поджоги. Если говорить о Турции, то это делалось для того, чтобы освоить земли под строительство. Потому что там просто так нельзя спилить ни одно дерево. У них очень серьезный контроль за зеленым фондом. Что касается ситуации у нас, без сомнений, это чисто поджоги. Почему, потому что за неделю начиная со 2 сентября, по сути, по всей стране – это Костанай, ВКО, Катон-Карагай, Караганда, Алматы, Павлодарская, Жетысуская области, везде прошли пожары. И это только начало», - считает эколог.

По его мнению, на восстановление лесов в Костанайской области потребуются десятки лет.

«Конечно, в Костанайской области масштаб очень большой, 43 тыс га. Восстановление леса займет как минимум порядка 20 - 30 лет. А чтобы полностью восстановить лес в первозданном виде понадобятся десятки и десятки лет. Нанесенный ущерб — это проблема, которая будет стоять как минимум лет 30. И это очень печально», - отметил эколог.

Тимур Елеусизов убежден, масштабное распространение огня можно было предотвратить и здесь налицо упущение в работе целого ряда ответственных ведомств.

«В Костанайской области миллионы сгоревших деревьев. Ущерб, нанесенный экосистеме колоссален. Сколько на это потребуется компенсационных посадок, сколько бюджетных средств. А какой объем выбросов СО2 и гари в атмосферу. Сколько будет еще осадков. Какой коэффициент именно полезных свойств выработки кислорода мы утеряли. Например, взять в сравнение Семей орманы, 5,5 тыс га в 2003 году горело только в 2018 году они завершили посадки. А все это можно было предотвратить. Здесь я думаю надо привлечь к ответственности министров экологии, сельского хозяйства, ЧС и может даже МВД. За то, что допустили такое распространение пожаров. Допустили ситуацию, а затем не предотвратили распространение огня», - считает эколог.

Тимур Елеусизов пояснил, почему в сложившейся ситуации есть нескольких ведомств.

Минсельхоз. Это вопрос контроля за фермерами, они ежегодно поджигают поля. Почему зная об этом, министерство не принимает меры. Какой контроль за фермерскими хозяйствами? Минэкологии. Комитет леса в их подчинении. Мы видим, какое сейчас отношение со стороны Минэкологии к зеленому фонду, к природе и животному миру в Казахстане. Какая работа ведется по сохранению и увеличению лесного фонда, обработке деревьев, работе спасателей лесов, он всего 4,8% от общей территории страны? У нас деревья вырубаются повсеместно, земли нацпарков хотят передать в частное пользование, недавно хотели разрешить отстрел краснокнижной сайги. МЧС. В сложившейся ситуации есть и вина МЧС. Из пожарной техники у них - старые ЗИЛы. Пожарные могут быстро локализовать огонь, если есть качественная техника, значит выделенных средств на закупку новой или не хватает, или деньги неэффективно используются. Судя по ситуации, кадров и техники для эффективной работы пожарных катастрофически не хватает. Опять же вопрос зарплат. Тем более на местах гипотетического возгорания, нет техники, пожарные не взаимодействуют с лесхозами напрямую. МВД. Со стороны этого министерства наеобходимо усилить контроль участковых. Для работы вот с этими дебилами, которые поджигают лес. И опять же, сейчас этот лес сгорел. Завтра он пойдет на пилорамы, на продажу, как деловая древесина. Это тоже проблема. Проблема в первую очередь, эти регионы не обеспечены нормальной, достойной работой.

«О какой компетентности мы можем говорить в отношении того же министерства экологии, если элементарно сейчас территории нацпарков хотят передавать в пользование частникам. Пример Турции переходит и к нам. Завтра под бизнес будут уничтожены краснокнижные деревья, растения выкашиваться. Канализации там нет. Септики и фекалии будут попадать в родники, из которых люди будут воду пить и заражаться кишечными инфекциями. Это неизбежно. В сохранении зеленого фонда, а значит и животного мира, это работа нескольких ведомств. Ежегодно выделяются огромные суммы этим министерствам. При этом реально, люди на местах, которые там работают, те же лесники, нищебродствуют», - отмечает спикер.

Тимур Елеусизов убежден, для эффективной защиты лесного фонда во всех лесхозах и нацпарках должны стоять свои пожарные расчеты, чего вероятно нет на сегодняшний день.

«Пожарные должны стоять там на местах, всегда в боевой готовности. На днях горел Кок-Тобе, Кенсай 2. По Кенсаю в 10 утра была информация о пожаре. И все что было сделано, это было отправлено 2 расчета ЧС. Тушить пожар площадью более 20 га. Если Иле-Алатау вспыхнет, и мы тоже не успеем потушить. Это будет масштаб катастрофы. Элементарно горели холмы у Кок-тобе, сколько они тушили, сутки? А это просто трава, а если бы лес загорелся?», - вопрошает спикер.

Эколог напомнил о нехватке техники, кадров и низкой зарплате рядовых сотрудников, в том числе пожарных и лесников. При этом информация от лесников о незаконном спиле деревьев для заготовки древесины и поджогах полей фермерами, зачастую игнорируется.

«Техники не хватает даже для расчистки старых лесов, которые сгорели. О чем тут говорить. И в первую очередь это неэффективность вот этих четырех ведомств. Костанай, Катон-Карагай, там постоянно древесину черные пилильщики пилят лес на деловую древесину. Потому что просто так им не дадут пилить», - заявляет Тимур Елеусизов.

По его словам, если ситуация не поменяется, не усилится контроль за сохранением зеленого фонда и животного мира, не исключено, что в ближайшем будущем Казахстан может и вовсе лишиться большей части лесной территории.

«У нас площадь лесистой части всего 4,8% от общей территории Казахстана. Это ничтожно мало и в ближайшее время мы потеряем вообще всю лесистость. А для восстановления у нас не хватит сил и ресурсов, потому что этим по большому счету никто не занимается», - резюмирует Тимур Елеусизов.

Реклама
Реклама
Новости партнеров