Это позволит ввозить товары без растаможки и развить рынок электронной коммерции.
Правда, сначала нашей стране предстоит отстоять свои позиции в переговорах с партнерами в рамках Евразийского экономического союза. Об этом в интервью golos-naroda.kz сообщила вице-министр торговли и интеграции РК Асель Жанасова.
- Асель Жубанышевна, какой сегодня объем рынка электронной коммерции в Казахстане?
По сектору B to C (business-to-consumer, «бизнес для потребителя») в 2021 году объем электронной коммерции составил 9,6% от общей розничной торговли, или 13,4 трлн тенге. За 7 месяцев текущего года этот показатель составляет 8,8%.
Сектор B to В у нас очень низкий, в 2020 году было 4,4%.
Мы видим ежегодный рост электронной торговли, в том числе после пандемии. Кроме того, появляются и новые решения.
С учетом новых веяний мы поменяли методику расчета, которая была уже устаревшей и не учитывала marketplace (торговая площадка в интернете, которая помогает продавцам и потенциальным покупателям находить друг друга онлайн).
Мы сегодня совместно с АО «Казпочта», с Бюро национальной статистики дорабатываем статистику, чтобы она была более полной и учитывала все. Но есть еще переводы Kaspi, которые не учитываются. По моим ожиданиям, их намного больше официальных, потому что любой перевод денег, который осуществляется, по сути, относится к категории электронной коммерции, но они переводы не отражаются как кассовые чеки.
- Насколько защищены права потребителей, делающих покупки в интернете?
В рамках Евразийского экономического союза мы прорабатываем общие правила, где прописана ответственность продавцов, которая ранее нигде не обозначалась. Требования, которые сейчас действуют в отношении к традиционным продавцам, мы должны приравнять к продавцам в интернет пространстве, в том числе и к тем, которые находятся, например, в России. С их помощью у нас будут полномочия, чтобы влиять на продавцов, находящихся на территории стран ЕАЭС.
До конца года мы гармонизируем общие акты, которые принимаются на пять стран-участниц ЕАЭС.
- На что чаще всего жалуются казахстанцы?
В основном жалуются на то, что в интернет-магазине был заявлен один товар, а доставили совсем другой, причем сроки возврата могут достигать 90 дней, тогда как в других странах глобальные marketplace в течение пяти дней делают возврат на банковскую карту. Но я думаю, что эти проблемы были связаны с санкциями в результате того, что Mastercard и Visa заявили о приостановке работы в России.
- Восьмого сентября в ходе Е-commerce Forum Вы говорили об инициативе создать в Казахстане бондовые склады, расскажите об этом подробнее.
Бондовые склады готовы, но для их запуска нам необходимо изменить законодательство. Сегодня у нас таможенное законодательство связано с регулированием в рамках ЕАЭС. И мы не очень гибки в изменении своих правил.
Что такое бондовые склады? Сегодня предприниматели оптом покупают товар и сразу должны оплачивать таможенные пошлины. А в странах, в которых они действуют, предприниматели ввозят товар на свой склад, но они не оплачивают пошлины, пока у этого товара не появится покупатель. Как только покупка осуществилась – они проводят растаможку только одного товара. Это совершенно другой механизм, когда растаможка идет по факту. Это очень удобно и снижает нагрузку на бизнес, потому что бывает так, что ты закупил товар, но не продал его, и поэтому часто предприниматели в убытках.
Это дает возможность продавать не только в Казахстан, но и на всю территорию Центральной Азии. В этом отношении сегодня идет борьба за рынки: и Турция, и Эмираты хотят занять региональную позицию, и нам нужно ускоряться.
- Что для этого нужно сделать?
Нужны изменения в законодательство: в законы по вопросам торговли, о налоговой и таможенной политике. Мы планируем запустить пилотный проект с участием АО «Казпочта», DhL, FedEx, и параллельно будет вносить поправки, потому что времени ждать нет.
В рамках данного пилотного проекта мы обговорили с таможенными органами отдельные правила для этих трех компаний. Так, в АО «Казпочте» есть склады, с которыми могут работать любые интернет-магазины, не растаможивая продукцию, пока на нее не найдутся покупатели.
- К какому времени планируется запустить эту инициативу?
Мы планируем до конца года запустить проект, но он требует больших согласований, ведь это и интеграция с таможней, с налоговыми органами. Экспресс-перевозчики должны также интегрироваться, чтобы обмен данных проводился онлайн.
Если вы даже как физическое лицо пробовали хоть один раз проводить растаможку товара, который заказали онлайн самостоятельно, минуя крупные интернет-магазины, то вы знаете, что это очень долго. Нужно специально ехать в аэропорт, подписывать множество бумаг по таможенным декларациям, для оплаты ходить в другое здание. Это полдня занимает.
Мы хотим сделать эту систему удобной, чтобы гражданин не терял время.
- Спасибо за интервью.