Недостаточность целенаправленной работы по управлению фискальными рисками привела к рискам разбалансировки государственных финансов. Проект указа главы государства об утверждении этого документа был опубликован на портале «Әділет», передает golos-naroda.kz.
Об этом говорится в Концепции управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года, внесенной правительством на рассмотрение президента 30 апреля.
Бюджет в расходЗа пять лет – с 2016 по 2021 годы – валютные активы Национального фонда снизились на 8,1 млрд долларов (12,7%) – с 63,4 млрд до 55,3 млрд долларов. Это стало следствием роста расходов республиканского бюджета.
Как отмечается в концепции, за период с 2013 по 2021 годы доходы государственного бюджета без учета трансфертов в среднем составили 14% к ВВП, тогда как расходы государственного бюджета имели устойчивую динамику роста с 20% к ВВП в 2013 году до 23-25% к ВВП в отдельных годах.
Параметры государственного бюджета с 2013 по 2021 годы
Источник: статистический бюллетень Министерства финансов Республики Казахстан, расчеты Министерства национальной экономики Республики Казахстан
«Опережающие темпы роста расходов над доходами способствовали большему изъятию средств из НФРК и увеличению фискального дефицита бюджета», - говорится в документе.
Увеличившийся дефицит бюджета, который только в этом году составил 3,1% к ВВП, способствовал увеличению государственного долга. С 2013 по 2021 годы госдолг вырос в пять раз – с 4,4 трлн до 22 трлн тенге, достигнув отметки 27,4% от ВВП. Порядка 80 % (18,7 трлн тенге) – это долг правительства.
Не лучше обстоит дело и в квазигоссекторе. По итогам 2020 года долг нацкомпаний вырос до 18 трлн тенге, что составило 26% от ВВП. Львиная доля заимствований была сделана на внутреннем рынке.
Виртуальный контрольКритике в новой концепции подвергся и хваленый портал «Электронного правительства», а точнее его компонент – портал «Открытые бюджеты». Правительству понадобилось пять лет, чтобы понять – функционирующая с 2016 года платформа не решает поставленные задачи по причине несистематизированности данных, отсутствия информации для сравнения, сжатости сроков для обсуждения, низкого качества и нарушения сроков размещения информации.
«Кроме того, отсутствует единая база данных по бюджетным инвестициям и проектам государственно-частного партнерства для учета и мониторинга планируемых и реализуемых проектов с накоплением и сохранением их исторических данных, начиная с этапа их планирования до фактического ввода в эксплуатацию», - говорится в концепции.
В итоге мы имеем недостаточный учет работ, использование устаревших данных при разработке проектно-сметной документации ГЧП, что сказывается на качестве разработки ПСД, применении необоснованных расчетов при составлении сметы строительных работ. А это приводит к постоянным корректировкам, удорожанию проекта и росту неэффективных затрат в целом.
Бедные регионыПерекосы есть и в системе межбюджетных отношений. 13 регионов (кроме Атырауской, Мангистауской областей и городов Алматы и Нур-Султана) относятся к субвенционным, то есть финансируются из республиканского бюджета.
Как сообщает министерство финансов, общая сумма бюджетных изъятий из бюджетов регионов, в 2013 году составлявшая 121,1 млрд тенге, на 2022 год составляет 490,4 млрд тенге.
При этом общая сумма бюджетных субвенций, в 2013 году составлявшая 865,8 млрд тенге, на 2022 год составляет 2,125 трлн тенге.
«За период 2013-2022 годы увеличение объема субвенций намного опережает рост бюджетных изъятий. Так, если за этот период объем бюджетных изъятий вырос в 3 раза, то субвенций почти в 12 раз. Кроме того, сохраняется высокая зависимость местных бюджетов от средств, выделяемых из республиканского бюджета. Доля зависимости местного бюджета от средств, выделяемых из республиканского бюджета, за период 2013 – 2021 годы в среднем составила 57%», - говорится в концепции.
В результате объем выделяемых из республиканского бюджета целевых трансфертов регионам в 2022 году составил 1,895 трлн тенге, увеличившись на 1,395 трлн тенге по сравнению с 2013 годом.
Как пояснили в правительстве, увеличение целевых текущих трансфертов регионам в основном связано с необходимостью компенсации дополнительных расходов местных исполнительных органов, вытекающих из принятия новых нормативных правовых актов.
Однако, за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета стали финансироваться объекты местного уровня, в том числе небольшой стоимости, которые законодательно относятся к компетенции акиматов. В частности, центральным госорганам пришлось оплачивать строительство врачебных амбулаторий, сельских клубов и физкультурно-оздоровительных комплексов в рамках программы «Ауыл – Ел бесігі».
Что нас ждет?Чтобы выправить ситуацию правительство предлагает предпринять ряд мер. Одной из них станет укрепление доходной части бюджета путем пересмотра налоговой политики.
Также в планах увеличение ставки корпоративного подоходного налога. Обосновывают это тем, что в Казахстане ставка КПН составляет 20 % для всех секторов экономики. Ставки КПН в странах ОЭСР составляют выше: США – до 40 %, Франция – 38 %, Япония – 33 %, Германия – 30 %, Норвегия – 27 %, Канада – 26 %, Финляндия – 20 %.
Как указано в документе, во многих странах ставки подоходного налога варьируются в зависимости от отрасли либо доходы компаний в определенных отраслях облагаются дополнительными налогами.
Кроме того, правительство предлагает пересмотреть размер налога на добавленную стоимость
НДС в Казахстане с 2001 года до 2009 года планомерно снижался с 20% до 12%. Делалось это для поддержки бизнеса. Однако, теперь в правительстве считают, что низкая ставка НДС по сравнению с основными экономическими партнерами делает выгодным экспорт товаров из этих стран в Казахстан, что негативно сказывается на конкурентоспособности отечественного бизнеса.
Изменения коснутся и политики в отношении дивидендов, которые ранее не облагали налогом. В случае принятия новой концепции ситуация изменится на корню. И, скорее всего, отменят вычеты по нематериальным услугам, оказанным аффилированными лицами.
С большой вероятностью можно утверждать, что после принятия поправок в Налоговый кодекс вырастет стоимость бензина и дизельного топлива. Все потому, что в планах у правительства увеличение стоимости акцизов.
Как отмечается в концепции, отсутствие госрегулирования цен на бензин и дизельное топливо создали условия для благоприятной конъюнктуры рынка, в итоге увеличилась маржа производителей и посредников.
Также с 1 января 2025 года планируется функционирование единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, что также может привести к увеличению цен на ГСМ в Казахстане. Кабмин намерен с помощью изменения ставки акцизов изъять часть маржи нефтетрейдеров.
В концепции есть пунктик, который не обрадует и недропользователей. Как отмечается, сейчас налоговая нагрузка на горно-металлургический комплекс не превышает 8–9%, что сопоставимо с не сырьевым сектором экономики. Так что недропользователей ждет рост налоговых ставок.
В очередной раз прозвучало предложение повысить налог на майнинг.
Проект закона, касающегося изменений в Налоговый кодекс, планируется разработать уже в декабре этого года. А значит в силу они, если правительство и парламент поработают ударными темпами, могут вступить уже летом 2023 года.
Очевидно, что нововведения скажутся на благосостоянии населения. Поскольку бизнес постарается возместить дополнительные расходы за счет роста цен на свои товары и услуги. В итоге, к примеру, повысится стоимость угля. А следом за сырьевиками и экспортерами цены повысят и остальные. В итоге повышение налогов может сказаться на росте темпов инфляции. Который приведет к росту дефицита бюджета. Такой вот заколдованный круг.