Поселение родовых поместий появилось 20 лет назад, сначала из-за закрытости о нем поползли слухи
В 2002 году акимат Западно-Казахстанской области выдал большой участок земли для создания экологического поселения родовых поместий «Ведрух». Жители поселения объединены одной общей целью - жить и воспитывать детей в соответствии с законами природы и Вселенной. Они делают ставку на чистый и духовный образ жизни, воспитание себя, а не детей, а также создание экосистемы самообеспечения, где человек не будет скован оковами постоянного рабского труда, а будет жить свободной жизнью. Подробности узнала корреспондент golos-naroda.kz.
Главные правила общины
Поселение родовых поместий «Ведрух» находится в 25 километрах от Уральска, за поселками Мирный и Макарово. Это участок земли в 150 гектаров.
Когда в 2002 году основательница поселения Зинаида Муканова и около 100 ее единомышленников взяли землю у акимата, здесь не было вообще никаких коммуникаций. Со временем у ведруховцы провели воду, свет, а также поделили поселение на родовые поместья.
Основная идея поселения - жизнь в небольшой общине, в гармонии с природой и единомышленниками.
В общине действуют свои правила. Так, его поселенцы не употребляют алкоголь, не курят, не матерятся, воспитывают своих детей в уважении к природе и всячески стараются облагораживать окружающую среду.
А еще ведруховцы любят совместные праздники и гуляния. В поселении царит культ рода, семейственности. Семья - родители, дети, бабушки и дедушки - живут все вместе в своем родовом поместье.
Родовое поместье - это один гектар земли, огражденной не забором, а жилой изгородью, то есть разнообразными деревьями: елью, соснами, березой, кедром, дубом и кленом. На этом гектаре строится дом из натуральных материалов (в основном глинобитные дома - прим.ред), закладывается сад из яблонь, груш, смородины, сливы, вишни и абрикосов. На свободном месте сажают огород, где в сезон выращивается все необходимое для проживания и пропитания.
Идею поселения родовых поместий ведруховцы почерпнули из книг российского писателя Владимира Мегре «Звенящие кедры России».
Для справки: в книгах Мегре говорится о молодой таежной отшельнице Анастасии, которая живет в гармонии с природой и призывает всех жителей планеты последовать ее примеру - насколько это возможно в современных условиях. Движение последователей Анастасии разрослось и вылилось в создание множества поселений на территории бывшего Советского Союза. Поселение «Ведрух» - одно из них.
Первая концепция «Ведруха»: создание сильного рода
Тимур Макаров - нынешний директор поселения родовых поместий, в «Ведрухе» он с самого его основания. Ныне покойная мама Тимура прочитала цикл книг писателя Мегре и увлеклась концепцией. Позже к матери присоединился сам Тимур и его сестра. Они приняли решение стать членами поселения и создать свое родовое поместье.
«Я верю в то, что можно выстроить сильный род. Мы с супругой Саидой воспитываем двоих детей Радамира и Марию. Радамир был зачат, выношен и рожден у себя дома. Потом, после родов, нам помогал профессиональный врач - один из членов «Ведруха». Для нас важно, чтобы эти три точки (зачатие, вынашивание, рождение) соединились - и тогда ребенок будет счастлив, получив тепло родного дома. Плюс я сам принимал сына, и ребенок, появившись на свет, увидел и маму, и папу сразу, и тогда он будет спокоен. Машку мы родили уже в роддоме, приняли такое решение», - рассказывает Тимур Макаров.
Смотря на детей Тимура и Саиды, удивляешься - дети свободны, счастливы и совсем не капризны.
Маленькая Маша беззаботно гоняет бабочек и не боится идти на руки, а Радомир рассуждает совсем как взрослый.
По словам Тимура, для него главное, чтобы дети были свободны во всем. По достижению совершеннолетия он предоставит им выбор - остаться жить в поселении или уехать в город, чтобы жить как все.
«Наши дети учатся в обычной школе в поселке Макарово, они видят и другую жизнь, и поэтому у них будет выбор. Мы не занимаемся воспитанием детей, мы стараемся сами жить по совести, потому что верим, что ребенка бесполезно учить чему-то, что сам не соблюдаешь. Некоторое время назад многие дети «Ведруха» работали на общей теплице и получали зарплату, потому что труд должен оплачиваться. Но это был труд по силам, все же у ребенка должно быть детство», - считает Тимур Макаров.
Вторая концепция «Ведруха»: тренд на экологичность
Александр Каблов пять лет проживает в «Ведрухе», он работает на Тенгизском нефтегазовом месторождении вахтовым методом и мечтает накопить достаточно денег на хороший дом и выйти на самообеспечение, чтобы оставить работу.
«Когда я прочитал книги Мегре, я хотел купить несколько дачных участков, объединить в гектар и сам жить так. Но понял, что так не получится, ведь важно, чтобы были единомышленники. Например, дети будут видеть, как живет сосед по даче и какие у него жизненные принципы, а в поселении мой ребенок пойдет в гости, например, к Тимуру и будет видеть все то же самое, что и дома. Привыкнуть к правилам общины не сложно, если твоя мечта - не просто эмоциональный порыв, а настоящее жизненное кредо», - говорит Каблов.
Хотя и «Ведрух» поделен на 96 родовых поместий, постоянно в нем живут не более 15 семей, остальные приезжают только в летнее время. По словам Александра, улучшение среды обитания - один из важнейших принципов поселения.
«Мы стремимся создать такую экосистему, которая будет работать сама по себе. Чтобы палая листва деревьев живой изгороди удобряла садовые деревья и огород, и нам не приходилось бы вносить удобрения, это называется пермокультура. Сейчас мы пользуемся удобрениями, но только органическими - навоз, перегнившая листва. Я создавал свою живую изгородь с нуля - брал сеянцы берез и сосен в лесхозе, покупал только плодовые деревья. При этом, в идеале, по книгам Мегре, плодовые деревья должны расти из косточки, а не из саженца, потому что привитое дерево - это уже продукт агрокультуры, а не природное дерево. Даже приводится пример того, как "очистить", скажем, яблоню - для этого нужно, чтобы из дерева выросло яблоко, потом взять с него косточку и посадить новое дерево, и так девять раз. Но это в идеале», - рассказывает Александр Каблов.
По словам мужчины, они стремятся к безотходному образу жизни и хозяйству, минимально соприкасающемуся с современной техникой, но если нужно, то правила могут и нарушить.
«Мы пользуемся автомобилем, потому что нужно ездить в город, на заработки, по делам. Конечно, стараемся питаться тем, что вырастили сами, но крупы, масло, бытовые вещи покупаем в магазине. Мусор стараемся сортировать. По необходимости можем и трактором землю вспахать, но стараемся ее беречь. К примеру, не позволяем друг другу засевать весь участок монокультурами - только клубникой, малиной или картошкой. Так недолго и в обыкновенных сельскохозяйственников превратиться», - рассказывает Александр.
И мусульмане, и христиане
В книгах Владимира Мегре Анастасия знала древнюю языческую религию ведруссов, обитавших в Европе несколько тысячелетий назад, но в поселении «Ведрух» к вероубеждениям отдельных его членов нет требований - каждый верит в то, во что хочет.
«У нас есть мусульмане и христиане. Один парень читает пятикратный намаз и соблюдает все мусульманские каноны. Хорошо, что для него совместима религия и жизнь в поселении. Мы не считаем язычество чем-то плохим, был такой этап в жизни человечества. Вообще верим, что Бог во всем, его ответы на наши глубинные вопросы во всем. Но человек в жизненной суете не видит его. Мы, живя в поселении, замечаем проявления Бога, потому что, задавая какой-то свой вопрос, останавливаемся и наблюдаем, и догадки приходят к нам из наблюдения за живой природой», - говорит Тимур Макаров.
Из отдельных обрывков фраз ведруховцев понимаешь, что они, скорее всего, берут всего понемногу из самого важного разных религий и духовных практик. В них сочетается христианская доброта, исламская дисциплина и вера в чудо и силу Вселенной как у представителей язычества. Например, ведруховцы верят в так называемое место силы - место, где можно посидеть, помедитировать в тишине и получить мощный заряд энергии. А еще надеются, что близкие, умирая, расстаются с ними не навсегда и частичка его души всегда будет рядом в рожденных детях.
Нагрянула проверка
«В самом начале наше поселение было более закрытым в плане общения с другими людьми, и о нас начали распространяться слухи. Говорили, что мы секта, занимаемся чем-то общественно опасным. Как-то раз к нам нагрянула проверка из 13 ведомств, в числе которых КНБ, прокуратура, полиция, управление религии и прочие-прочие ведомства. Мы провели их в поселение, все показали, рассказали, и они уехали, не найдя в нас чего-то опасного или подозрительного», - вспоминает Тимур Макаров.
На что живут ведруховцы
По словам Александра Каблова, в родовом поселении существует свой идеал самообеспечения - жить на заработанное внутри поселения. То есть с дохода от продажи собственноручно выращенных овощей и фруктов. Но для того, чтобы достичь этого, требуется время, и пока они сочетают заработки внутри поселения и за его пределами.
«Пока жить только на то, что вырастили, не можем, но этого вполне хватает, чтобы питаться. На ремонты, крупные покупки зарабатываем. Продаем овощи, можем обменять их на другие продукты. Строя свои дома, мы многое научились делать в плане стройки и ремонта. Многие мужчины занимаются строительством в частном порядке - берут заказы в ближайших селах. Также занимаемся озеленением территорий. Как можно думать о духовном, когда у тебя нет денег одеть ребенка, отремонтировать что-то по дому? А лишнего нам не нужно, когда душой отдыхаешь и занят любимым делом, излишества ни к чему», - говорит Александр Каблов.
По словам мужчины, ведруховцы не отказываются от современной медицины и живут в ладу с государством.
«Мы зарегистрированы в органах юстиции, обращаемся в суды, берем разрешения в акимате, наши дети ходят в государственную школу. К медицине мы обращаемся только в том случае, когда не можем вылечиться сами. А от большинства болезней мы можем лечиться с помощью лекарственных трав, эфирных масел. Да и в общем, если живешь в экологически чистом месте, не нервничаешь, то и здоровье крепче», - говорит Александр.
Чуть не превратились в колхоз
По словам Тимура Макарова, в какой-то момент ведруховцы несколько отошли от первой идеи и медленно стали подходить к концепции коммуны, то есть коллективного хозяйства.
«Было такое, что прежний руководитель Зинаида Муканова мало-помалу стала превращать поселение в колхоз. Люди стали работать на общей теплице, появилось понятие трудодней, зарплаты. Так мы стали заниматься исключительно общим, а на свои участки мало обращали внимание. Но потом мы реформировали старую систему, обратились в суд, чтобы наш спор разрешили, и теперь все это в прошлом. Сейчас мы держимся главной концепции - сначала помочь себе, заниматься своим поместьем, потом работать на общее благо», - говорит Тимур Макаров.
В планах у ведруховцев - открыть на территории поселения свой бизнес, чтобы подрастающим детям было где работать. Идей много - от выращивания тепличных овощей до открытия мини-цехов.
Из духовных целей - сохранить само поселение и его концепцию чистой и гармоничной жизни. Ведруховцы говорят, что готовы принять в свои ряды новых членов их общества.
Ислам Жангельды