В Казахстане опять ощущается искусственно организованный дефицит бытового угля для населения. Очевидно, что он был спровоцирован желанием вновь поднять цены на топливо по стране, передает golos-naroda.kz.
Так или иначе дефицит шубаркольского и каражыринского углей создавался с потворства их основных производителей, контролирующих более половины внутреннего рынка, а также посредников в течение последних лет с перерывом на прошлый год, когда возникла перспектива газификации крупных региональных рынков – Нур-Султана и Карагандинской области. Себестоимость добычи этих углей сейчас не превышает шести тысяч тенге на тонну, хотя пять лет назад средние затраты на такой объем были вдвое меньше. Надо учитывать, что инфляция в стране галопирует, дизтопливо постоянно растет в цене, а горная техника становится все дороже с падением курса тенге и растущими пожеланиями менеджеров.
Сейчас в рознице в регионах цена на уголь для населения достигает 30-40 тыс. тенге. Конечно, есть такие производители как «Майкубен», однако его бурый уголь долго не хранится и часто самовоспламеняется, к тому же его поставки сильно ориентированы на экспорт, а угольное топливо от «Богатырь Комир» слишком высокозольно для использования в быту. Кроме того, в регионах есть небольшие разрезы, к примеру, «Жамантуз» в Павлодарской области, где добывается антрацит, но их доля невелика в общем масштабе добычи, чтобы диктовать условия рынку.
В 2019 году рынок бытового угля для населения в Казахстане оценивался примерно в 10,5 млн тонн. С учетом активного индивидуального жилищного строительства, в частности постройки более 30 тыс. домов в этом году, можно предположить, что объем угольного рынка для обогрева частного сектора, увеличился, как минимум, до 11 млн тонн за два года. Между тем, в министерстве индустрии заявляют, что он снизился до 9 млн тонн из-за газификации, такой объем заявок на бытовой уголь в отопительный сезон якобы представили акиматы. Хотя в Нур-Султане с момента запуска газопровода «Сарыарка» к газу было подключено чуть более тысячи подворий, в Караганде же тариф на газ для потребления населением только недавно был утвержден. Тем более, что в столице жители порой жалуются, что несмотря на подключение их домов, газ не доходит до них. Частично это можно объяснить недостатком товарного газового топлива в стране и нежеланием «КазТрансГаз» поставлять его по низким тарифам в 38-40 тенге за куб.
В целом газификация двух важных региональных рынков, где общее потребление угля может достигать двух млн тонн, будет буксовать еще долгие годы из-за дефицита газа и предстоящего повышения магистральных тарифов «Интергаз Центральная Азия» и «КазТрансГаз Аймак» в 2022-2026 годы. Увидев такую перспективу, угольщики перестали бояться газового конкурента и решили в партнерстве со своими посредниками возобновить действия по повышению конечной цены на бытовой уголь по схеме создания искусственного дефицита на рынке страны, которая практиковалась несколько лет, начиная с 2017 года с перерывом на газификационный 2020 год. Косвенно, дефицит создается для того, чтобы иметь рычаг влияния на правительство и стимулировать его просить большего транзитного коридора у РФ для поставок на европейские и азиатские рынки. Там цена на уголь в этом году резко выросла из-за повышения цен на альтернативный газ в результате закрытия шахт и запрета на использование австралийского угля в случае Китая, что увеличило спрос на СПГ, который пошел в КНР в крупных объемах мимо Европы.
Судя по данным «Курсив», экспорт в январе-октябре не сильно превысил аналогичные прошлогодние показатели и вырос по году не более, чем два млн тонн. Однако СМИ сообщали о том, что разрез «Каражыра» летом заключил договор о поставках на Бишкекскую ТЭЦ более 640 тыс. тонн угля до весны. Недавно также прошло сообщение, что в Кыргызстан будет поставлено 250 вагонов угля, что примерно равно 16-17 тыс. тонн.
В феврале-марте этого года на Бишкекскую ТЭЦ поставили 80 тысяч тонн шубаркольского угля, а в последующие месяцы кыргызским компаниям «Золотая корпорация» и «Гефест» – 190 тысяч тонн, пишет informburo.kz. В начале октября зарубежные медиа рапортовали о том, что Китай завез 130 тыс. тонн угля из Казахстана, что необычно для восточного соседа, который до этого в основном импортировал коксующий уголь с «АрселорМиттал Темиртау». Также несколько недель назад большой контракт на поставку казахстанского угля был заключен с Украиной – на 663 тыс. тонн, которые планируется вывозить обходным путем из-за ограничений на железной дороге в РФ.
Между тем, по данным газеты «Ведомости», за 10 месяцев этого года РЖД перевезли транзитом 6,8 млн тонн угля из Казахстана, что является абсолютным рекордом перевозок за все время и более чем на 40% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Очевидно, эти объемы были ориентированы на Европу и Украину. Украинские поставки варьировались в диапазоне от 45 тыс. до 95 тыс. тонн с января 2020 года по сентябрь 2021 года, пишет издание. Здесь, однако надо учитывать, что в этих данных есть коксующий, а не бытовой или энергетический уголь, поставляющийся «АрселорМиттал Темиртау» сестринскому комбинату в Кривом Роге в объеме 500-700 тыс. тонн в год.
Холодный экспорт
Таким образом, угольщики предпочитают «холодный экспорт» угля достаточному обогреву многих казахстанцев в их частных домах, при этом параллельно раздувая искусственный дефицит в стране для повышения внутренних цен и максимизации прибыли, а также барышей своих оптовых посредников. Такое рыночное поведение разрушает рынок угля для населения. Это приведет к тому, что его часть все-таки постепенно перейдет на газ, несмотря на высокие цены или научится покупать уголь более рационально – заранее, небольшими партиями в течение отопительного сезона, в брикетах для лучшего хранения. В итоге в последующие годы, когда экспортные цены в ЕС и Азии станут невыгодными, а тарифы КТЖ и РЖД еще сильнее вырастут, угольщики окажутся запертыми на внутреннем рынке, теряя маржу и эффект масштаба добычи. Хотя такому раскладу может и помешать очередная девальвация тенге.
В контексте искусственного дефицита угля для населения правительство может принять разные меры. К примеру, неформально запретить экспорт бытового топлива через поручение КТЖ, как это было с прошлогодним запретом на вывоз лома из страны. Кроме того, чтобы дефицит не возникал впредь можно составить формулу, где возможность экспорта для угольщиков будет привязана к достаточным поставкам угля на внутренний рынок и объемам добычи.
Текущий дефицит угля создавался искусственно, чтобы таким образом обосновать неформальное повышение внутренних цен по сравнению с прошлым годом. При якобы сложившемся недостатке поставок на казахстанский рынок у бездействующего антимонопольного органа может быть меньше аргументов для открытия расследования о картельном сговоре.
Однако именно здесь требуется интервенция Агентства по защите и развитию конкуренции. К слову, в 2019 году тогдашний министр экономики Руслан Даленов угрожал разделением «Каражыра» в случае, если установленный ранее сговор компании и ее посредников повторится. Так что решительной мерой по предотвращению искусственного дефицита угля для населения в будущем может оказаться разделение таких крупных предприятий компаний как «Шубарколь комир» и «Каражыра», которые доминируют на рынке, на несколько меньших компаний. Возможно, это повысит себестоимость добычи из-за уменьшенного эффекта масштаба, однако снизит шансы сговора между большим количеством участников, которые будут реально бороться между собой за стабильный внутренний рынок при меняющихся экспортных ценах. Правда, при раздроблении необходимо будет обеспечить отсутствие какой-либо аффилированности между угольщиками, крупными трейдерами и розничными продавцами, чтобы они не могли выстраивать картельные стратегии, нацеленные на постоянное создание дефицита и повышение цен.
Если схема разделения все-таки не сработает, то остается один критический выбор – национализация крупных разрезов, добывающих уголь для использования в частных домах, чтобы обеспечить, прежде всего, энергетическую безопасность раздраженного населения. Добыча и дистрибуция угля до конечного потребителя – это не ракетостроение, ее могут обеспечить и грамотные менеджеры на службе у угольных госпредприятий при условии контроля корпоративных закупок, в основном горной техники и дизтоплива. Доставку угольного топлива до потребителей можно осуществлять через механизм цифровизации, который пилотно применялся компанией BTS Digital, аффилированной с «Шубарколь комир», в городе Акколь возле столицы. Тогда, кстати, этот опыт реализации угля для людей обещали растиражировать на всю страну, однако дальше слова дело не пошло.